Безразмерная несущая способность подшипника определяется геометрическим суммированием реакций подушек параметр, характеризующий степень изменения вязкости смазки при центральном положении шипа (е=0). Задавая значения Хо при фиксированной величине е, по формуле (7) и (6), а также данным таблицы можно построить графики зависимости /*=/(е, Хо) для различных типов подшипников. Анализ таких графиков показал, что для каждого значения е имеется величина параметра Хо» при которой коэффициент несущей способности подшипника максимален. Используя выражение (7), нетрудно установить, что это имеет место в том случае, если величины Хо и 8 обеспечивают получение таких значений параметров при которых коэффициенты несущей способности нагруженных подушек максимальны. Как уже отмечалось, для реверсивных подшипников.
Наличие оптимума несущей способности в зависимости от параметра Хо может быть объяснено тем, что при значениях Х0 изменение вязкости смазки мало, следовательно, несущая способность тоже мала, а при Хо-ххэ несущая способность подшипника резко падает из-за уменьшения вязкости смазки. Заметим, что это относится лишь к подшипникам с расположением точки опоры подушек 0р<О,6. При 0Р=О,6, например, с ростом /о коэффициент несущей способности только убывает (уменьшается вязкость смазки), так как изменение вязкости смазки в возникновении несущей способности в этих подшипниках значительной роли не играет.
На рис. 2—4 приведены графики, по которым можно провести расчет подшипников с максимальным коэффициентом несущей способности. Они построены при относительной длине подушек А,= 2 и т=0. При других значениях к коэффициент несущей способности может быть уточнен по формуле которая справедлива в интервале А,= 1 3.
Из рис. 2 видно, что при 2—3 величина Р не зависит от расположения подушек относительно линии действия нагрузки. Это, очевидно, объясняется большим углом (фр1—60°) расположения нижних подушек при схеме Л (нагрузка направлена между подушками). В последнем случае имеют место также высокие значения относительного эксцентриситета еэкв (еэкв ^ =0 н- 2), при которых обеспечиваются такие же величины Н0 и 1тах нагруженных подушек, как и при схеме Б (нагрузка направлена на опору подушки).
При схеме Б независимо от значения 0р коэффициент несущей способности подшипника Р практически не зависит от числа подушек г.
Следует также отметить, что с уменьшением е значение Хо» обеспечивающее максимальный) коэффициент несущей способности, возрастает. Для подшипников заданных размеров это соответствует уменьшению радиального зазора. Следовательно, малонагруженные подшипники должны быть спроектированы с меньшими радиальными зазорами.
Минимальная толщина и максимальная температура смазочного слоя определяется по величине для наиболее нагруженной подушки подшипника, толщину Н = (0,18-3-0,22) Ь. Большие значения коэффициентов следует принимать для тяжело-нагруженных опор или малогабаритных подшипников с I) ^ < 50 мм. Длина подушек в направлении скольжения определяется из соотношения Ь = ХВ/2, где X ж 2, а угол охвата — 0К = и К. Тогда число подушек ориентировочно равно г = 5/0к- Полученное значение г округляется до целого числа, после чего уточняются величины 0, Ь, X. По формулам (12)—(13) вычисляются температуры смазки и Дальнейший расчет ведется в следующей последовательности:
1. Задаются несколькими значениями е или ЭК в зависимости. По соответствующим графикам (рис. 2—4) определяются Значения Хо и Р. При необходимости значение Р корректируется по формуле (9). 3. Из выражения (8) для Хо рассчитывается величина 6 (т = 0), а по формуле (6) — несущая способность подшипника. 4. Строится график зависимости Р = / (е) или Р = Дбэкв) и по величине заданной нагрузки определяется значение рабочего относительного эксцентриситета. По формуле (4) вычисляется зазор крг для наиболее нагруженной подушки, а по выражению (10) — минимальная толщина смазочного слоя.
6. По уравнениям (11), (14)—(20) вычисляются максимальная температура смазочного слоя, потери мощности на трение и расход смазки.
При поверочном расчете подшипника следует:
1. Рассчитать значение параметров Хо ($)» ^ и по соответствующему графику (рис. 2—4) определить е или еЭкв, а также величину Р.
2, По формуле (6) вычислить несущую способность подшипника. Если полученное значение Р больше или равно заданному, то подшипник пригоден для заданных условий работы. Дальнейший расчет проводится аналогично проектировочному.
Стендовые испытания показали, что величины УУ, весьма близки к расчетным.