Парогенератор полупикового энергоблока мощностью 500 МВТ
Конструктивные характеристики парогенератора
Схема пароводяного тракта
Методика вычисления расстояния от точки до поверхности с использованием ЭВМ
Новый тип лабиринтовых уплотнений для турбомашин
Расходные характеристики уплотнений для турбомашин
Применение метода степенных рядов к расчету колебаний турбинных лопаток
Характеристика метода степенных рядов
Экспериментальная проверка метода
Определение типа конструкции и размера дроссельно-регулирующей арматуры
Установление критических условий в минимальном сечении потока жидкости
Увеличение значения коэффициента кавитации
Аэродинамические характеристики топочной камеры
Приосевая зона рециркуляции
Максимальная ширина приосевой зоны рециркуляции
Экспериментальные исследования по снижению шума передвижных компрессорных станций
Измерения шума ПКС
Применение экспериментального глушителя
Установка нового глушителя
Эксперименты с открытыми и закрытыми щитками капота
Возможности технического осуществления ЦНД
Структура формирования коэффициента компетенции
Вероятности технической осуществимости
Отступления от оптимальных аэродинамических характеристик
Расчет охлаждения рабочих лопаток газовых турбин
Увеличение гидравлического сопротивления во вращающихся каналах
Расчет длительности технологического цикла изготовления оборудования для АЭС
Величина интервала моделирования
Обработка рабочих лопаток турбины К-1200-240 на фрезерных станках с ЧПУ
Режимы обработки по схеме фрезерования продольными строчками
Слоевой котел КЕ-25-14С
О расчете распределения долговечности деталей дизелей
Исследование ухудшения теплоотдачи
Выполнение экспериментального участка с переменной толщиной
Распределение температуры наружной поверхности
О расчете золового износа труб шахматных пучков
Моно-координатное описание ламинарного течения в треугольном канале
Упругий элемент для контроля усилий в резьбовых соединениях
Экспериментальное исследование автоколебаний
Прикладные вопросы механики разрушения в машиностроении
Стандартизация и унификация в трубостроении
Исследование влияния теплового состояния фундамента
Манфред Антонович Казак
Энергомашиностроение в 1979 году
Гидротурбинное оборудование Саяно-Шушенской ГЭС
Создание гидротурбинного оборудования для Саяно-Шушенской ГЭС
Закладные и фундаментальные части Саяно-Шушенской ГЭС
Рабочие механизмы и направляющий аппарат Саяно-Шушенской ГЭС
Система управления и регулирования Саяно-Шушенской ГЭС
Организация и планирование инженерного труда
Организационно-методическая основа системы управления качеством
Недостатки планирования инженерного труда
Об экономической эффективности, применения станков с ЧПУ в энергомашиностроении
Задачи по сокращению сроков ввода и освоению производства
Определение эффективности использования станков с ЧПУ
Показатели экономической эффективности применения новых технологических процессов
Новая конструкция газо-мазутного котлоагрегата для энергоблока мощностью 300 МВт
Экономическая оценка результатов деятельности коллектива
Улучшение технологичности конвективных пароперегревателей высокого давления
Вертикальные участки перепускных труб
Унифицированный стальной водогрейный котел КВ-ГМ-30
Влияние режимов термической обработки
Стандартизация и унификация
Механизация сварочных работ при производстве котлоагрегатов
Повышение приемистости, двух-вальных газотурбинных двигателей
Методы улучшения приемистости
Уменьшение отбора мощности на привод вспомогательных агрегатов
Увеличение количества впрыскиваемой жидкости
Влияние отношения эффективной площади перепуска
Повышение качества обрабатываемых поверхностей корпусных деталей
Опыт работы ОТК по системе бездефектного труда
Показатели качества и определение коэффициента качества и труда
Опыт применения пожаробезопасных моющих препаратов
Турбостроение ФРГ
Принципиальная конструкция турбин
Эксплуатационные показатели агрегатов 300 МВт
Разработки ЦНИИТмаш на ВДНХ СССР
Технический прогресс в энергомашиностроении
Крупная отливка из нержавеющей стали для оборудования АЭС
Способ и устройство для электрошлаковой наплавки и переплава металлов
Паровая турбина К-1200-240-3
Турбоустановка с турбиной К-1200-240-3
Механическая обработка рабочей части лопаток
Механическая обработка цилиндров
Механическая обработка по бандажу
Создание сварных - диафрагм турбины К-1200-240-3
Испытания на сборочно-испытательной станции
Экономические проблемы управления научно-техническим прогрессом в отрасли
Исследование динамической прочности рабочих лопаток турбины
Устройство защиты турбины от превышения частоты вращения
Определение допустимой зоны нечувствительности
Конструкция УЗТПЧВ
Расчет опорных подшипников
Безразмерная несущая способность подшипника
Методические рекомендации по определению местоположения дефектов
Устранение дефектов с использованием ручной сварки
Ремонт сварных швов и наплавок
Гидротурбинному оборудованию — государственный знак качества
Механизация методов неразрушающего контроля на заводах энергомашиностроения
Определение наличия поверхностных и подповерхностных дефектов в изделиях
Применение высокопроизводительного трубогибочного оборудования
Устройство бункер-накопителя
Программирующая система
Комплексные агрегаты для гибки труб
Интенсификация способов обработки давлением сталей и сплавов
Совершенствование паровых турбин Харьковского турбинного завода имени С. М. Кирова
Совершенствование конструкций быстроходных турбин
Тихоходные турбины — новое направление развития
Выхлопы турбин
Снижение трудоемкости и металлоемкости
Под знаменем социалистического соревнования
Внедрение системы управления качеством в энергомашиностроении
Внедрение в энергетическом машиностроении комплексной системы управления качеством продукции
Система планирования, финансирования и экономического стимулирования работ
Современные методы и средства определения механических свойств материалов энергомашиностроения
О создании парогазовой установки мощностью 1000 МВт с газификацией твердого топлива под давлением
О втором издании книги Б. М. Трояновского «Турбины для атомных электростанций»
Способ обработки деталей пластическим деформированием

Влияние режимов термической обработки на механические свойства Сг—М—Мо—У-стали для изготовления корпусов реакторов

В нашей стране для корпусов реакторов 1 типа ВВЭР мощностью 1000 МВт применяется перлитная Сг—N1 — Мо — У-сталь. Механические свойства этой стали в значительной степени определяются режимом термической обработки.
Исследования показали, что температура аустенизации, продолжительность выдержки при' этой температуре, скорость охлаждения, а также продолжительность и температура отпуска существенно влияют на механические свойства корпусной стали. Исследования проводились на промышленном металле (масса слитка 191 т) после предварительной термической обработки, заключающейся в отжиге при температуре 890°С в течение 9ч с последующим медленным охлаждением до 250°С, выдержкой при этой температуре в течение 12 ч и отпуске при 650— 670°С в течение 75 ч. Окончательные режимы термической обработки проводились на заготовках сечением 40X40 мм, вырезанных из поковки в тангенциальном направлении.
Влияние температуры аустеиизации на механические свойства корпусной стали.
Для исследования был выбран диапазон температур 870—950°С с интервалом в 20°С. Заготовки выдерживались при этих температурах в течение 2 ч, после чего охлаждались на воздухе. Скорость охлаждения на воздухе заготовок сечением 40X40 мм примерно соответствует скорости охлаждения штатных обечаек с толщиной стенки 300 мм на глубине 1/3 толщины при закалке в воду. Все заготовки были отпущены при температуре 650°С в течение 10 ч.
Результаты испытания образцов представлены на рис. 1. Из приведенных данных следует, что с повышением температуры аустенизации с 870 до 950°С прочностные свойства полученные при температуре испытания +20°С, изменяются по кривой с максимумом, а при температуре +350°С — возрастают; пластические свойства практически не изменяются, ударная вязкость а* , определенная на образцах Шарпи с острым надрезом, уменьшается. Отмеченный факт снижения ударной вязкости объясняется увеличением размера зерна с повышением температуры аустенизации.
Влияние длительности нагрева при температуре аустенизации 920°С на механические свойства корпусной стали.
Заготовки прошли термическую обработку по режиму: 920°С, выдержка в течение 1, 2, 4 и 8ч, охлаждение на воздухе + отпуск при 650°С в течение 10 ч.
Результаты испытания образцов приведены на рис. 2. Из полученных данных следует, что с увеличением длительности выдержки более 2 ч при температуре аустенизации наблюдается повышение прочностных свойств и а0,2, а также ударной вязкости а*упри—20°С, пластические же свойства при этом практически не меняются (лишь при температуре испытания +20°С незначительно падает с увеличением выдержки от 2 до 4 ч). Исследование микроструктуры показало, что сталь не склонна к росту зерна при нагреве ее при 920°С даже в течение 8 ч.
Влияние скорости охлаждения с 920°С на механические свойства корпусной стали.
Заготовки сечением 40X40 мм после выдержки в течение 2 ч при температуре аустенизации 920°С охлаждались в масле, на воздухе и с печью, а затем отпускались при температуре 650°С в течение 10 ч. Результаты испытания образцов представлены на рис. 3. При охлаждении заготовок в масле и на воздухе прочностные В а0,2 и пластические б, т]) свойства стали на одном уровне, а ударная вязкость особенно при —20°С,Фри уменьшении скорости охлаждения значительно снижается. При охлаждении заготовок с печью, т. е. когда скорость охлаждения минимальная, наблюдается снижение и прочностных свойств ав, а0,2 и ударной вязкости при комнатной температуре. Снижение ударной вязкости может быть объяснено изменением фазового состава карбидов и степени их дисперсности. Действительно, исследования показали, что в том случае, когда охлаждающей средой является масло, в стали обнаруживаются две карбидные фазы М7С3 и М3С. Охлаждение на воздухе приводит к появлению третьей карбидной золы М23Се. При еще более медленном охлаждении с печью увеличивается относительная доля цементита в карбидной фазе. Таким образом, уменьшение скорости охлаждения металла сопровождается увеличением относительной доли карбидов М3С и Ре21Мо2Св и уменьшением доли карбида хрома М7С3. Кроме того, степень дисперсности карбидов возрастает с увеличением скорости охлаждения от температуры аустенизации.
Влияние температуры и длительности отпуска на механические свойства корпусной стали.
В процессе изготовления корпуса реактора его необходимо неоднократно отпускать (отпуск для формирования структуры, технологические отпуска для снятия напряжений после сварки). Поэтому вопрос о параметрах отпуска (продолжительность и температура) является весьма актуальным. В связи с этим проводилось системное изучение влияния параметров отпуска на механические свойства корпусной стали. Для этого заготовки после -термообработки при нагреве до температуры 920°С в течение 2 ч и охлаждении на воздухе подвергались отпуску при' температурах 630°С, 650°С и 670°С продолжительностью 5, 10, 25 и 50 ч. Результаты испытаний приведены на рис. 4, а, б и в.
Из  полученных данных следует:
1. С ростом температуры отпуска (при соответствующей продолжительности) прочностные свойства <7в, а0,2 ла" дают, а пластические б, г[) и ударная вязкость возрастают.
2. С повышением температуры отпуска прочностные свойства падают интенсивнее. Действительно, после отпуска продолжительностью 25 ч при температуре 630°С предел прочности о^20°с составляет 80—82 кгс/мм2, при 650°С — 75 кгс/мм2 и при 670°С — 65 кгс/мм3,
3. Температура отпуска оказывает значительное влияние и на ударную вязкость. Так, после отпуска в течение 25 ч при температуре 630°С ударная вязкость а1Иуу определенная при температуре+20°С, составляет 8 кгс-м/см2, при 650°С—15 кгс*-м/сма, при 670°С — 21 кгс-м/см2.
4. Продолжительность отпуска действует в том же направлении, что и температура, т. е. с увеличением длительности отпуска (при соответствующей температуре) прочностные свойства <7в, а0,2 падают, а пластические б, г[) и ударная вязкость возрастают. Например, после отпуска при температуре 650°С продолжительностью 5 ч предел прочности о^20 с составляет 90 кгс/мм2, ударнаятмасло Воздух Печь Охлажденная среда вязкость, определенная при температуре +20°С, составляет 5 кгс*м/см2; увеличив длительность отпуска до 25 ч, получаем о^20°с= 75 кгс/мм3, 15 кгс-м/см2;
дальнейшее увеличение продолжительности отпуска до 50 ч приводит к снижению предела прочности до 70 кгс/мм2 и увеличению ударной вязкости до 20 кгс-м/см2.
5.            С дальнейшим увеличением продолжительности отпуска замедляется падение прочностных свойств <Тв> ^0,2-
Отмеченные закономерности: снижение прочностных и рост пластических свойств и ударной вязкости с увеличением температуры и длительности отпуска связаны с характером выделяющейся при отпуске карбидной фазы. Исследования показали, что варьирование режимов отпуска корпусной стали оказывает влияние на кинетику выделения карбидов.
При увеличении длительности выдержки при постоянной температуре наблюдается увеличение количества карбидов М7Сз (на более ранней стадии) и карбидов Ре21Мо2Св. С увеличением температуры отпуска скорость выделения карбидов возрастает.
Влияние длительности дополнительных отпусков при 620°С и 650°С на механические свойства корпусной стали.
Изучение проводилось на металле, прошедшем термообработку по двум режимам:
1. 920°С — 2 ч, воздух + отпуск 650°С — 10 ч, охлаждение с печью + дополнительный отпуск 620°С — 35 ч, охлаждение с печью;
2. 920°С — 2 ч, воздух + отпуск 670°С — 10 ч, охлаждение с печью + дополнительный отпуск 620°С -т- 35 ч, охлаждение с печью.
2 ч, воздух + отпуск при 670°С, заготовки сечением 40x40 мм) на механические свойства корпусной стали при:
в — 650°С (термообработка:   920°С — 2 ч, воздух + отпуск 650вС — 10 ч, охлаждение с печью + дополнительный отпуск 620°С — 35 ч, охлаждение с печью 4* дополнительный отпуск при 650°С. Заготовки тсечением    40X40 мм);                6 — 650°С (термообработка:   920°С — 2ч, воздух 4- 650°С — 10ч. Охлаждение с печью + дополнительный отпуск 620°С — 35 ч, охлаждение с печью + дополнительный отпуск при 650°С, заготовки сечением 40x40 мм) на металл, обработанный по 1-му режиму, хотя и приводит к снижению прочностных свойств, но они удовлетворяют предъявляемым требованиям (суммарная продолжительность всех отпусков при этом составляет 85 ч). Дополнительный отпуск при 650°С, наложенный на металл, обработанный по 2-му режиму, обеспечивает необходимый Комплекс механических свойств при продолжительности до 30 ч.
Выводы.
Оптимальной температурой нагрева под закалку является интервал 900—920°С. Повышение температуры аустенизации до 950°С создает опасность роста зерна, вследствие чего сталь может иметь пониженную ударную вязкость. Сталь не склонна к росту зерна при нагреве ее длительное время (до 8 ч) при температуре 920°С. Скорость охлаждения при закалке оказывает существенное влияние на механические, свойства, особенно на ударную вязкость корпусной стали, для получения высокого комплекса механических свойств необходимо по возможности ускоренное охлаждение стали при закалке. Сталь является отпускоустойчивой при дополнительных отпусках при температуре 620°С продолжительностью 35 ч + при 650°С — 30—40 ч.



 
Яндекс.Метрика