Парогенератор полупикового энергоблока мощностью 500 МВТ
Конструктивные характеристики парогенератора
Схема пароводяного тракта
Методика вычисления расстояния от точки до поверхности с использованием ЭВМ
Новый тип лабиринтовых уплотнений для турбомашин
Расходные характеристики уплотнений для турбомашин
Применение метода степенных рядов к расчету колебаний турбинных лопаток
Характеристика метода степенных рядов
Экспериментальная проверка метода
Определение типа конструкции и размера дроссельно-регулирующей арматуры
Установление критических условий в минимальном сечении потока жидкости
Увеличение значения коэффициента кавитации
Аэродинамические характеристики топочной камеры
Приосевая зона рециркуляции
Максимальная ширина приосевой зоны рециркуляции
Экспериментальные исследования по снижению шума передвижных компрессорных станций
Измерения шума ПКС
Применение экспериментального глушителя
Установка нового глушителя
Эксперименты с открытыми и закрытыми щитками капота
Возможности технического осуществления ЦНД
Структура формирования коэффициента компетенции
Вероятности технической осуществимости
Отступления от оптимальных аэродинамических характеристик
Расчет охлаждения рабочих лопаток газовых турбин
Увеличение гидравлического сопротивления во вращающихся каналах
Расчет длительности технологического цикла изготовления оборудования для АЭС
Величина интервала моделирования
Обработка рабочих лопаток турбины К-1200-240 на фрезерных станках с ЧПУ
Режимы обработки по схеме фрезерования продольными строчками
Слоевой котел КЕ-25-14С
О расчете распределения долговечности деталей дизелей
Исследование ухудшения теплоотдачи
Выполнение экспериментального участка с переменной толщиной
Распределение температуры наружной поверхности
О расчете золового износа труб шахматных пучков
Моно-координатное описание ламинарного течения в треугольном канале
Упругий элемент для контроля усилий в резьбовых соединениях
Экспериментальное исследование автоколебаний
Прикладные вопросы механики разрушения в машиностроении
Стандартизация и унификация в трубостроении
Исследование влияния теплового состояния фундамента
Манфред Антонович Казак
Энергомашиностроение в 1979 году
Гидротурбинное оборудование Саяно-Шушенской ГЭС
Создание гидротурбинного оборудования для Саяно-Шушенской ГЭС
Закладные и фундаментальные части Саяно-Шушенской ГЭС
Рабочие механизмы и направляющий аппарат Саяно-Шушенской ГЭС
Система управления и регулирования Саяно-Шушенской ГЭС
Организация и планирование инженерного труда
Организационно-методическая основа системы управления качеством
Недостатки планирования инженерного труда
Об экономической эффективности, применения станков с ЧПУ в энергомашиностроении
Задачи по сокращению сроков ввода и освоению производства
Определение эффективности использования станков с ЧПУ
Показатели экономической эффективности применения новых технологических процессов
Новая конструкция газо-мазутного котлоагрегата для энергоблока мощностью 300 МВт
Экономическая оценка результатов деятельности коллектива
Улучшение технологичности конвективных пароперегревателей высокого давления
Вертикальные участки перепускных труб
Унифицированный стальной водогрейный котел КВ-ГМ-30
Влияние режимов термической обработки
Стандартизация и унификация
Механизация сварочных работ при производстве котлоагрегатов
Повышение приемистости, двух-вальных газотурбинных двигателей
Методы улучшения приемистости
Уменьшение отбора мощности на привод вспомогательных агрегатов
Увеличение количества впрыскиваемой жидкости
Влияние отношения эффективной площади перепуска
Повышение качества обрабатываемых поверхностей корпусных деталей
Опыт работы ОТК по системе бездефектного труда
Показатели качества и определение коэффициента качества и труда
Опыт применения пожаробезопасных моющих препаратов
Турбостроение ФРГ
Принципиальная конструкция турбин
Эксплуатационные показатели агрегатов 300 МВт
Разработки ЦНИИТмаш на ВДНХ СССР
Технический прогресс в энергомашиностроении
Крупная отливка из нержавеющей стали для оборудования АЭС
Способ и устройство для электрошлаковой наплавки и переплава металлов
Паровая турбина К-1200-240-3
Турбоустановка с турбиной К-1200-240-3
Механическая обработка рабочей части лопаток
Механическая обработка цилиндров
Механическая обработка по бандажу
Создание сварных - диафрагм турбины К-1200-240-3
Испытания на сборочно-испытательной станции
Экономические проблемы управления научно-техническим прогрессом в отрасли
Исследование динамической прочности рабочих лопаток турбины
Устройство защиты турбины от превышения частоты вращения
Определение допустимой зоны нечувствительности
Конструкция УЗТПЧВ
Расчет опорных подшипников
Безразмерная несущая способность подшипника
Методические рекомендации по определению местоположения дефектов
Устранение дефектов с использованием ручной сварки
Ремонт сварных швов и наплавок
Гидротурбинному оборудованию — государственный знак качества
Механизация методов неразрушающего контроля на заводах энергомашиностроения
Определение наличия поверхностных и подповерхностных дефектов в изделиях
Применение высокопроизводительного трубогибочного оборудования
Устройство бункер-накопителя
Программирующая система
Комплексные агрегаты для гибки труб
Интенсификация способов обработки давлением сталей и сплавов
Совершенствование паровых турбин Харьковского турбинного завода имени С. М. Кирова
Совершенствование конструкций быстроходных турбин
Тихоходные турбины — новое направление развития
Выхлопы турбин
Снижение трудоемкости и металлоемкости
Под знаменем социалистического соревнования
Внедрение системы управления качеством в энергомашиностроении
Внедрение в энергетическом машиностроении комплексной системы управления качеством продукции
Система планирования, финансирования и экономического стимулирования работ
Современные методы и средства определения механических свойств материалов энергомашиностроения
О создании парогазовой установки мощностью 1000 МВт с газификацией твердого топлива под давлением
О втором издании книги Б. М. Трояновского «Турбины для атомных электростанций»
Способ обработки деталей пластическим деформированием

Расходные характеристики уплотнений для турбомашин

Расходные характеристики сравниваемых уплотнений показаны графиками на рис. 3, б, где по оси абсцисс от общего нуля отложены радиальный зазор 6 ступенчатого уплотнения и сквозной просвет о нового уплотнения. Отрицательные значения 0 соответствуют наличию перекрыши гребней.
По оси ординат отложена условная протечка (5, получаемая делением опытного значения протечки О на комплекс, отражающий влияние частных условий эксперимента, где Ь — поперечная длина щели (эквивалент длины окружности вала); р0 и У0 — давление и удельный объем воздуха перед уплотнением; р — давление в последнем зазоре; г — количество зазоров; 1г — длина уплотнения.
Величина О характеризует уплотнение единичной длины и ширины и весьма удобна при сопоставлении между собой различных типов уплотнений с разными шагами гребней н зазорами.
Если через минимальное значение протечки нового уплотнения пронести горизонталь, а из точки ее пересечения с расходной характеристикой ступенчатого уплотнения того же осевого разбега опустить вертикаль на ось абсцисс, то получится величина радиального зазора б, при котором ступенчатое уплотнение эквивалентно новому.
Возможные технологические отклонения перекрыши в пределах (0,1 —0,2) мм от оптимального значения практически не влияют на величину протечек.
Из этих данных следует, что при осевых разбе1 ах с = 4, 5; 6,5; 9 и 12 мм новые уплотнение эквивалентны известным ступенчатым с такими же осевыми разбегами при радиальных зазорах б = 1; 1,4; 1,75 и 1,95 мм соответственно.
Упомянутые умеренные значения осевых разбегов характерны для концевых и диафрагменных уплотнений ц. в. д. и ц. с. д. современных паровых турбин, поскольку эти цилиндры непосредственно примыкают к упорному подшипнику. Чертежные значения радиальных зазоров в уплотнениях р. в д. н р. с. д. обычно не превосходят 1 мм, однако эксплуатационные значения зазоров близки к названным эквивалентным. Достаточно сказать, что монтажным формуляром на турбину К-200-130 ЛМЗ в уплотнениях р. в. д., примыкающих к регулирующей ступени, предусмотрен радиальный зазор б = 1,2-ь 1,4 мм. Кроме того, необходимо иметь в виду, что по опытным данным реальные расходные характеристики обычных уплотнений, выполняемых, как правило, эластичными (с разрезными подпружиненными сегментами в статоре), примерно на 20% хуже экспериментальных, получаемых на жестких моделях [7] Новое же уплотнения не нуждается в эластичном исполнении.
Что касается сопоставления нового типа уплотнений с прямоточными, то области их применения, вообще говоря, не совпадают, так как прямоточное допускает неограниченные осевые перемещения. Однако в бандажных уплотнениях, где применяют прямоточные уплотнения с двумя-тремя гребнями прн зазоре б — 1,5ч-2,5 мм переход на новый тип уплотнения (возможный при выполнении бандажей заодно с лопатками), как показали специальные сравнительные опыты на установке, примерно троекратно уменьшил бы протечку (эквивалентный зазор 6ЭКв ^ ^ 0,7 мм), И даже упрощенная модификация нового типа уплотнений для клепаных бандажей с двумя-тремя гребнями, против каждого из которых расположено по два статорных гребня, оказывается конкурентоспособной (6ЭКв = мм).
Необходимо подчеркнуть важную особенность расходной характеристики нового типа уплотнений, отчетливо видную на графике рис. 3: при изменении просвета а в широких пределах, скажем на ±0,5 мм, протечка практически не меняется. Изменение в тех же пределах радиального зазора б в обычном уплотнении меняет протечку на 50—100%.
Эта особенность нового уплотнения свидетельствует о том, что оно не может быть причиной появления поперечных аэродинамических сил типа сил Томаса, а также вызванных спиральным [1] или центрирующим [2] эффектами в уплотнениях (как известно, эти силы способствуют низкочастотной вибрации роторов). Более того, если установочное значение просвета выбрать несколько меньшим оптимального, например, о = 0,1, то новое уплотнение будет иметь «падающую» расходную характеристику в противоположность «возрастающей» характеристике обычного уплотнения (рис. 3) и должно оказывать демпфирующее действие на ротор.
Области предпочтительного применения уплотнений нового типа и обычных ступенчатых уплотнений с выступами приведены на рисунке в координатах: необходимый осевой разбег ротора в уплотнениях с — требуемый радиальный зазор ступенчатых уплотнений 6. При умеренных осевых разбегах и больших значениях радиальных зазоров преимущество на стороне нового типа уплотнений; эта зона лежит выше разграничительной линии.
В действительности новое уплотнение будет иметь еще большие преимущества. Дело в том, что радиальный зазор между кромкой гребня и дном лабиринтовой камеры нового уплотнения примерно в пять раз больше радиального зазора эквивалентного ступенчатого уплотнения. Значит, радиальные задевания в новом уплотнении практически исключены, т. е. оно не подвержено износу и обладает эксплуатационной стабильностью протечек, чего нельзя сказать об уплотнениях обычного типа. Это позволяет существенно упростить конструкцию уплотнения, отказавшись от эластичного исполнения с разрезными сегментами и пружинами, и перейти к жесткой конструкции, в идеале — с цельно-точенными гребнями на роторе и статоре и даже без горизонтального разъема.
Ввиду чрезвычайно малой вероятности повреждения кромок гребней ротора и статора необходимость в их ремонте практически отпадает.
В бандажных уплотнениях переходу на новый тип уплотнений благоприятствует наблюдаемая повсеместно тенденция применять рабочие лопатки с цельно-фрезерованными бандажными полками.
Чрезвычайно полезным представляется использование нового типа уплотнений в маневренных турбинах, где при обычных конструкциях уплотнений приходится идти на увеличенные радиальные зазоры. В этих условиях уплотнения нового типа, нечувствительные к радиальным взаимным перемещениям ротора и статора, оказываются вне конкуренции. Отсутствие в уплотнениях нового типа опасности радиальных задеваний делает ненужными тепловые канавки на валу, которые, являясь концентраторами напряжений, ограничивают маневренность турбин и снижают их моторесурс.
На основании рассмотренного материала можно сделать следующие выводы.
1. Разработан и исследован новый тип лабиринтовых уплотнений, нечувствительный к взаимным перемещениям ротора и статора в отношении протечек, задеваний и аэродинамических сил.
2. При осевых разбегах 4,5—12 мм новое уплотнение, имея радиальные зазоры порядка 5—13 мм, по величине протечек эквивалентно обычному уплотнению с прямоугольными выступами, имеющему радиальные зазоры 1—2 мм.
3. Новый тип уплотнений не нуждается в эластичной составной конструкции статорных элементов, не требует тепловых канавок на валу и допускает без разъемное исполнение. Представляется перспективным его применение в качестве концевого, диафрагменного и над бандажного уплотнений в ц. в. д. и ц. с. д. мощных и высокоманевренных паровых турбин, а также в газотурбинных установках.



 
Яндекс.Метрика