Внедрение системы управления качеством в энергомашиностроении
Прошло три года после выхода постановления ЦК КПСС, в котором был одобрен опыт работы партийных организаций и коллективов передовых предприятий львовской области по разработке и внедрению комплексной системы управления качеством продукции <КСУКП).
Предприятия, объединения и институты энергомашиностроения провели большую работу по изучению и дальнейшему развитию системы управления качеством с учетом особенностей отрасли.
Опыту внедрения системы управления качеством была посвящена отраслевая тематическая выставка: «Система управления качеством в энергомашиностроении», проходившая в августе — ноябре 1978 г. в павильоне «Электрификация СССР».
Повышение качества выпускаемой продукции отражено следующими показателями: динамикой увеличения удельного веса выпуска продукции высшей категории (1975 г. — 13,8%, 1978 г. —21,7%), расширением географии и увеличением объема экспорта энергетического оборудования.
Министерство энергетического машиностроения, совершенствуя организацию и управление отраслью, первое в стране внедрило двухзвенную систему управления отраслью и одно из первых перешло на новую систему планирования, финансирования и экономического стимулирования работ по новой технике; внедрило новые условия планирования и экономического стимулирования, применило показатель нормативно-чистой продукции, присвоило государственный Знак качества.
На выставке показана роль социалистического соревнования, а также моральных и материальных стимулов в решении задач повышения качества труда и продукции.
Особая роль в решении этих задач принадлежит передовикам производства, среди которых К- Ф. Морозова, фрезеровщица производственного объединения «Турбо-моторный завод» имени К- Е. Ворошилова, Герой социалистического труда, инициатор социалистического соревнования за право быть удостоенным почетного звания «Коллектив высокой эффективности и отличного качества продукции», М. М. Жаворонков, электросварщик производственного объединения «Красный котельщик».
На выставке также представлена организационная структура отрасли и схема распределения направлений работ по реализации и развитию СКЭМ в отрасли на различных уровнях управления. Показан опыт работы производственных объединений «Ленинградский металлический завод», «Красный котельщик», «Турбо-моторный завод» имени К- Е. Ворошилова и др. по управлению качеством продукции.
На базе тематической выставки было проведено совещание специалистов отрасли и заседание секции научно-технического совета Министерства. Участники совещания обсудили итоги работы коллективов объединений и предприятий по внедрению КСУКП и определили дальнейшие направления работ в этой области.
Немного истории. Творчески используя основы саратовской системы, передовые предприятия г. Львова пошли по пути ее совершенствования. Так, в 1964 году была создана «система бездефектного труда» (СБТ), т. е. львовский вариант саратовской системы. Правовой и организационно-технической основой системы явились стандарты предприятий (СТП). Создавая стандарты предприятий, львовяне не просто заменяли один вид нормативно-технической документации другим. При разработке СТП была поставлена задача — создать комплекс взаимоувязанных документальных требований к качеству работ. В условиях комплексной системы СТП создают необходимую преемственность технической политики в вопросах управления и организации производства. Они являются законом производства, систематически пересматриваются с учетом накопленного опыта и изменяющихся условий.
Период широкого распространения опыта работы совпал с созданием самостоятельной отрасли — энергомашиностроения. Для отрасли, работающей в условиях двухзвенной системы управления, требовалось тщательно изучить передовой отечественный и зарубежный опыт работы по СБТ, программ нулевых дефектов и др.
В опубликованных работах по проблеме управления качеством представляют интерес следующие положения и высказывания:
1. Основная концепция системы управления качеством направлена на поддержание постоянного, сознательного стремления работников выполнять работу правильно с первого раза. Поэтому важно иметь четкие критерии качества труда. Управление качеством является неотъемлемой частью системы управления производством.
2. Система внедряется «сверху» при активном содействии всех работающих в коллективе.
3. Допускаемые работником ошибки (дефекты) обусловлены тремя причинами: недостаточными знаниями: отсутствием надлежащих условий труда и надлежащего оборудования; недостаточным вниманием к порученной работе. Активно воздействовать на все три причины — значит управлять качеством труда, а следовательно и качеством продукции.
4. Для воздействия на работников, качество труда которых не может быть достаточно объективно оценено руководством, целесообразно отдавать предпочтение принципу «неотвратимости» поощрения за хорошую работу, а не принципу «неотвратимости» наказания за допущенные ошибки. В противном случае система может оказаться не жизнеспособной.
5. Если работник может сам контролировать качество выполняемой им работы (когда это технически возможно), таких работников целесообразно переводить на самоконтроль, обеспечив при этом необходимую моральную и материальную заинтересованность. Для случаев, когда проведение контроля исполнителем технически невозможно, целесообразно иметь хорошо подготовленный контрольный персонал, наделенный большими полномочиями.
Изложенные положения не могут претендовать па полноту и не охватывают всех методических аспектов проблемы создания системы, но опыт показывает, что недооценка этих положений ведет к снижению эффективности организационных мероприятий по внедрению системы управления качеством.