Увеличение значения коэффициента кавитации арматуры тождественно расширению пределов ее бескавитациониой работы. Из ф-лы (5а) видно, что это достигается:
— увеличением в, т. е. уменьшением степени сжатия струи за счет организации более плавного входа потока в дросселирующее сечение;
— увеличением т, т. е. уменьшением степени сужения регулируемого проходного сечения;
— уменьшением гидравлического сопротивления участка от соу = со; до сое;
— увеличением общего гидравлического сопротивления арматуры за счет повышения сопротивления ее выходного участка за сужением.
Наиболее существенно то, что при т = Ыет Кс показывает, в каком соотношении к общему сопротивлению устройства находится сопротивление входного участка Таким образом, каждый тип арматуры с учетом принятого направления потока рабочей среды характеризуется свойственным только ему соотношением и этом основывается предлагаемый подход к проектированию дроссельно-регулирующей арматуры. Он состоит в том, что еще на стадии проектирования с целью согласования требуемых гидравлических характеристик арматуры с типом ее конструкции производится выбор проектирования по коэффициенту кавитации.
Тип арматуры удобнее всего выбирать, используя экспериментальные зависимости вида Кс = / (?у), полученные в автомодельной области течения при испытаниях разнотипных конструкций. Такие зависимости могут быть получены на арматуре относительно небольших условных проходов (до 1)у — 50 мм), испытание которой не представляет особых трудностей, и использованы для однотипной арматуры других.
В качестве примера на рис. 2 приведены результаты испытаний двух серийно выпускаемых для энергетики клапанов.
Графики зависимости Кс = I (?у) для испытанных клапанов наглядно показывают, как важно оценивать возможность реализации требуемых гидравлических характеристик применительно к конкретному типу дроссельно-регулирующей арматуры с учетом направления потока через нее. Видно, насколько резко отличаются значения Кс и для шиберного и игольчатого клапанов (кривые 1 и 2"), причем клапан О-65 мм характеризуется двумя различными зависимостями Кс — / (?у). обусловленными возможными направлениями потока через него. В связи с этим в ряде случаев клапаны, допускающие работу при противоположных направлениях потока среды через них, позволяют более гибко решать практические вопросы обеспечения требуемой пропускной способности в регулировочном диапазоне.
После выбора по коэффициенту кавитации типа конструкции расчет и проектирование арматуры с гидравлическими характеристиками, наилучшим образом отвечающими конкретным рабочим условиям, должны проводиться с использованием ф-лы (5а). Реализация требуемого значения Кс арматуры выбранного типоразмера достигается за счет корректировки геометрии ее проточной части. Для этого проточная часть проектируемой арматуры рассматривается как совокупность ряда элементарных местных сопротивлений, обусловливающих соответствующие значения.
Таким образом, выбор необходимого типоразмера арматуры следует производить с учетом коэффициента кавитации как критерия, отражающего особенности проточной части арматуры При этом рекомендуется тщательно анализировать условия эксплуатации арматуры с тем, чтобы правильно использовать преимущества, свойственные каждому типу дроссельно-регулирую щей арматуры.