Измерения шума ПКС проводились в соответствии с требованиями международного стандарта ИС0 2151—72 в пяти точках (рис. 1) с последующим усреднением полученных данных. Для определения законов распространения шума в зоне работы ПКС для одной из станций были измерены уровни звука на расстояниях 15,25 и 50 м. Определение долей шума проводилось методом последовательного отключения источников, а также аналитическим методом. С целью определения эффективности снижения воздушного звука отдельными конструкциями (например, звукоизолирующим капотом) проводились эксперименты по «про-звучиванию», при которых источники шума заменялись искусственным источником белого шума.
Спектры шума испытываемых ПКС, усредненные по измеренным точкам на расстоянии 1 м, показаны на рис. 2. Наиболее шумной из испытанных станций является ПКС с дизельным приводом, уровни звука которой достигают 101дБА, что существенно превышает нормы. Шум ПКС с бензиновым приводом в высокочастотном диапазоне на 1—7 дБ ниже, чем с дизельным, а уровни звукового давления ПКС с электрическим приводом на 10—20 дБ ниже, чем уровни с дизельным приводом, во всем нормируемом диапазоне частот. Уровни звука ПКС «Сэллайер» в шумозащищенном исполнении почти на 20дБА, а уровни звукового давления на 15—20 дБ ниже, чем на ПКС с дизельным приводом.
На расстояниях 15, 25 и 50 м от ПКС с дизельным приводом получены уровни звука соответственно 79,71 и 65дБА. Станция без шумозащиты может явиться источником ощутимых акустических помех в черте жилой застройки даже на значительных расстояниях от ее местонахождения.
Основные источники шума станций с дизельным и бензиновым приводами — ДВС. Уровень звука дизеля Д-37Е достигает 102дБА. Отмечается, что вибрация на лапах дизеля значительно превышает вибрацию на раме компрессора, таким образом неви-броизолированный дизель служит источником интенсивного звука, излучаемого тонкими металлическими поверхностями. Спектр шума выхлопа двигателей имеет низкочастотный характер. Интенсивность шума выхлопа значительно зависит от нагрузки, возрастая на 6—8дБА при увеличении нагрузки до номинальной. Уровень звука компрессора не превышает 88—90дБА и шум компрессора сравним с шумом электродвигателя Итак, основной источник шума испытываемых ПКС — механический и аэродинамический шумы ДВС.
На примере ПКС с дизельным приводом определим требования к средствам шумозащиты, для чего при установке штатного и экспериментального глушителей необходимо выполнить разделение долей шума двигателя.
Определение доли шума выхлопа в расчетной точке может быть проведено по следующей формуле: где 1Выхл — спектр шума выхлопа, полученный экспериментальным путем, дБ; Я — расстояние от среза выхлопной трубы до расчетной точки, м; г — расстояние до микрофона.
Значения определяются для всех точек, в которых были проведены измерения; полученные значения складываются.
Анализ данных табл. 1 показывает, что шум выпуска вносит существенный вклад в звуковое поле ПКС, при отсутствии глушителя доля шума выпуска в шуме вокруг ПКС превышает до; шума двигателя и на расстоянии 1 м достигает 103дБА.
При работе станции со штатным глушителем доля шу! выпуска снижена на 13дБА, но составляет 90 дБА и продолжа превышать предельные нормы (85дБА). Необходимо дополнительно снизить уровни звукового давления выпуска более, на 2—6 дБ.