Экономические проблемы управления научно-техническим прогрессом в отрасли
Съезд КПСС отмечал, что решающим звеном повышения эффективности общественного производства, ускорения научно-технического прогресса становится на современном этапе совершенствование управления экономикой. В условиях научно-технической революции прикладная наука является непосредственной функцией общественного производства.
Экономической особенностью становления науки как производительной силы в современных условиях является объективная необходимость интенсивного комплексного ее развития в• направлении решения принципиально новых проблем и устранения «узких мест» текущего производства: Материализация результатов отраслевой науки позволяет использовать хозрасчетный механизм управления в целях ее интенсификации. Рамки хозяйственного расчета в данном случае ограничены степенью превращения науки в непосредственную производительную силу.
Предприятия и организации Министерства энергетического машиностроения работают в условиях двухзвенной 'системы управления. При этом управление научно-техническим прогрессом осуществляется на основе централизованных и хозрасчетных методов. Задания народнохозяйственных планов, программы научно-технических проблем и отраслевые задания определяют перечень централизованных научно-технических разработок отраслевого плана новой техники. Хозрасчетные же аспекты управления научно-техническим прогрессом находят свое выражение в реализации экономических отношений между разработчиками, изготовителями и потребителями энергооборудования с помощью системы планов-заказов, основанных на утвержденном перечне проблем отраслевого плана новой техники.
План-заказ предусматривает перспективное планирование всего комплекса работ, начиная от разработки и кончая созданием опытного образца изделия, поставляемого заказчику. В нем указаны этапы работ, соисполнители, их финансирование, доля эффекта, доля фондов экономического стимулирования и ряд других технико-экономических реквизитов. Поскольку план-заказ составляется на весь период разработки научно-технической проблемы и имеет годовой объем финансирования, то он является комплексным документом, объединяющим текущее и перспективное планирование технического прогресса в отрасли.
Хозрасчетная эффективность отраслевой науки характеризуется тем, насколько ее результаты совершенствуют составные элементы производства: средства труда, предметы труда и сам труд как процесс производительного использования рабочей силы. Практически хозрасчетной экономическая эффективность разработок отраслевых институтов объективно становится только тогда, когда она учтена в планах предприятий по снижению себестоимости, трудоемкости производства, материалоемкости продукции, сокращению производственного цикла. Исходя из этого, при формировании планов научно-технического прогресса на 1979 г. технико-экономические результаты разработки конкретных тем учитывались в планах предприятий по месту внедрения этих разработок, систематизировались по направлениям экономии материалов, снижения трудозатрат, себестоимости и т. д. Такой порядок позволит реально оценить эффективность прикладных научно-исследовательских работ в отрасли, а в дальнейшем расходовать средства единого фонда развития науки и техники на эффективные направления научно-технического прогресса, устраняющие «узкие места» отраслевого производства.
Инициативные работы планируются непосредственно организациями и предприятиями, утверждаются учеными советами институтов или техническими советами предприятий. Инициативные работы финансируются Министерством. По этим работам не представляются план-заказы. Финансирование по инициативным работам разрешается сроком на один год; для последующего продолжения исследований необходимо рассмотрение полученных результатов на научно-техническом совете организации и принятие нового решения о целесообразности дальнейшей работы по избранному направлению.
В целях повышения качества работы отраслевых институтов организованы предплановые исследования патентных и информационных материалов в соответствии с приказом Министра.
Действенность централизованного планирования научно-технического прогресса и решение проблем отраслевой стратегии по направлениям развития технической политики на длительную перспективу подкрепляется установленным порядком рассмотрения проектов тематических планов институтов, организаций, объединений и предприятий Министерства. Созданы специальные комиссии при Техническом управлении, которые с привлечением экспертов рассматривают по определенному графику проекты планов по новой технике. В необходимых случаях для повышения народнохозяйственной эффективности разработок могут привлекаться к оценке актуальности научно-исследовательских, конструкторских и проектно-технологических работ представители заказчика. Такая форма активного анализа актуальности тематики, несомненно, повышает качество работы аппарата Министерства и разработчиков новой техники над планами научно-технического прогресса, повышает эффективность этих планов.