При применении экспериментального глушителя доля выпуска снижена до 85дБА. Для того чтобы снизить шум дв; источников (двигателя и выпуска) до нормы (в предположени что оба источника имеют одинаковые уровни звука), необходимо снизить долю шума выпуска до 82дБА. Из вышеизложенно следует, что если при проектировании звукоизолирующего куэо] ПКС будет достигнуто снижение доли механического шума ДЕ до нормы, то необходимо дополнительно снизить уровень звук выхлопа ДВС на 3 дБА.
Зная долю шума выхлопа, а также спектр ПКС, можно определить долю шума остальных источников ПКС. Результаты соответствующих расчетов приведены в табл.
Установить требования к снижению доли шума выхлопа и доли воздушного шума остальных источников (звукоизолирующий капот). Расчет проводился по формуле.
Из результатов соответствующих расчетов по формуле следует, что приведенная звукоизолирующая способность капота должна быть не менее 17 дБ (расчет для частоты 1000 Гц), а эффективность имеющегося глушителя шума выхлопа должна быть увеличена на 5—10 дБ (в диапазоне 500—8000 Гц). Интересно отметить, что результаты измерений шума выхлопа ПКС «Сэллайер» косвенно подтверждают правильность выполненных расчетов. Так, уровень звука на выхлопе ПКС «Сэллайер» на 12дБА ниже, чем на ПКС с дизельным приводом, что почти совпадает с требуемой величиной заглушения, полученной расчетным путем для ПКС с дизельным приводом.
С целью разработки и выбора шумозащитных конструкций проводились испытания акустических характеристик ПКС в различном конструктивном исполнении. Для определения эффективности применения глушителей шума выхлопа ДВС на снижение шума ПКС испытывались ПКС без глушителя, со штатным глушителем и с новым серийно выпускаемым глушителем строительно-дорожных машин.
Для определения эффективности снижения воздушного шума звукоизолирующими капотами различного конструктивного исполнения были испытаны ПКС со следующими конструктивными изменениями:
— проем под рамой ПКС плотно закрыт листом фанеры, металлические поверхности кузова закрыты снаружи слоем технической резины толщиной 4 мм (рис. 3, а);
— проем внизу закрыт, внутренние поверхности кузова облицованы слоем звукопоглощающего материала (технический войлок) толщиной 4 мм (рис. 3, б);
— проем внизу закрыт, кузов ПКС закрыт снаружи резиной, а изнутри войлоком (рис. 3, в);
Во всех случаях (рис. 3) на выхлопе был установлен новый глушитель строительно-дорожных машин.
Испытания станции при поставленных щитках, которые можно рассматривать как звуко-отражающие экраны, показали, что уровень звука при их применении снижен на 3дБА, уровни звукового давления снижены в диапазоне 1000—8000 Гц на 3— 5 дБ.
При работе ПКС со снятым штатным глушителем уровни звука станции возрастают на 2 дБ А, т. е. доля аэродинамического шума выхлопа двигателя сравнима с долей механического шума двигателя. При установке штатного глушителя снижаются в основном низкочастотные составляющие в полосе частот со среднегеометрическим значением 63 Гц (на величину до 8 дБ). В остальном нормируемом диапазоне частот (125—8000 Гц) установлено некоторое снижение уровней звука на 1—4 дБ.