Прикладные вопросы механики разрушения в машиностроении
В 1977 г. в Ленинграде в соответствии с планом работы Центрального и Ленинградского областного правлений НТО Машпром при активном участии ЦКТИ и ЛПИ им. М. И. Калинина был проведен первый Всесоюзный симпозиум по прикладным вопросам линейной и нелинейной механики разрушения в машиностроении. Научный руководитель симпозиума — акад. АН УССР С.В. Серенсен. Целью симпозиума являлось:
- ознакомление широкой инженерно-технической общественности с современными методами оценки прочности и долговечности конструкций при наличии в них дефектов конструктивного, технологического и эксплуатационного происхождений;
— обмен опытом, накопленным отраслевыми машиностроительными министерствами по использованию аппарата механики разрушения в практических приложениях;
— определение основных направлений научно-исследовательских работ в области инженерных приложений механики разрушения.
В работе симпозиума приняли участие 223 делегата от 182 научно-исследовательских организаций и учебных заведений, 13 проектно-конструкторских институтов и организаций, 31 производственное объединение и предприятие, 15 министерств и ведомств.
Открыл симпозиум председатель оргкомитета д-р техн. наук проф. Г. Л. Петров, сообщивший о задачах симпозиума и роли прикладных методов механики разрушения в оценке надежности и долговечности конструкций.
Симпозиум обсудил 31 доклад виднейших специалистов страны в части общих и прикладных задач современной механики разрушения.
Проблемы докритического роста трещин рассматривались с учетом не стационарности нагружения, коррозионно-механического воздействия среды и реологических особенностей среды в температурно-временной постановке.
Рассматривались вопросы оценки сопротивления разрушению яри наличии макротрещин в условиях высоких температур, проблемы малоциклового нагружения и локальные деформационные критерии предельного состояния.
Значительное внимание на симпозиуме было уделено вопросам практического использования современных достижений линейной и нелинейной механики разрушения.
Большое число докладов относилось к прикладным вопросам механики разрушения сварных соединений и конструкций. Рассматривались вопросы применения критериев механики разрушения при проектировании стальных конструкций и вопросы технического диагностирования элементов конструкций с помощью методов акустической эмиссии.
В дискуссиях по докладам выступили известные специалисты в области прочности материалов и конструкций чл.-кор. АН УССР В. В. Панасюк, доктора технических наук профессора Л. А. Гликман, Е. М. Морозов, Н. А.. Махутов, В. А. Быков, Л. С Мороз, В. А. Винокуров, д-р техн. наук А. А. Чижик, д-р физ.-мат. наук А. Я. Красовский, кандидаты технических наук Б. А. Дроздовский и О. Г. Рыбакина.
Работа симпозиума показала, что за последние годы научно-исследовательскими и проектно-конструкторскими институтами т ж тесном содружестве с производственными объединениями и промышленными предприятиями машиностроительных министерств проделана значительная работа по созданию инженерных основ расчета прочности и долговечности элементов конструкций с отражением фактической дефектности и сопротивляемости материалов разрушению в температурно-временной постановке.
В настоящее время наибольшие результаты достигнуты в части предотвращения хрупких и квазихрупких разрушений конструкций, расчетных и экспериментальных методов прогнозирования живучести элементов конструкций, введения дополнительных критериев безопасности.
Вместе с тем показано, что эффективное использование методов линейной и нелинейной механики разрушений в инженерных расчетах требует дальнейшего совершенствования теории предельных состояний для тел с трещинами, особенно применительно к произвольному расположению дефектов в элементах конструкций, тонкостенным конструкциям, сварным соединениям, конструкциям, работающим в условиях сжимающих напряжений, и т. д.
В принятом на симпозиуме решении отмечается, что значительные результаты получены по изучению влияния различных факторов на характеристики сопротивляемости хрупким и малоцикловым разрушениям материалов при наличии трещин, свойств циклической и длительной прочности, условий торможения трещин.
Отмечена также эффективность применения концепции трещиностойкости для определения предельного состояния тонкостенных и толстостенных конструкций с трещинами и для обоснования размеров допустимых дефектов. Вновь подтверждена эффективность использования температурных критериев безопасности конструкций из стали с низкой и умеренной прочностью, связанных с понятием переходных температур хрупкости. Показана целесообразность использования для определения долговечности элементов конструкций локальных силовых, деформационных и энергетических критериев разрушения. В решении симпозиума отмечена необходимость технического диагностирования ответственных изделий машиностроения с целью определения развития дефектов как на стадии изготовления, так и в условиях эксплуатации.
В принятом решении симпозиум отметил, что проделанные в последние годы научно-исследовательские работы позволяют сделать положительный вывод о возможности оценки надежности, прочности и долговечности конструкций с учетом фактической дефектности. К настоящему времени разработаны основы инженерных расчетов тращиностойкости конструкций с дефектами, а также вопросы продления ресурса оборудования применительно к атомному энергомашиностроению, разработаны нормы расчета прочности по критериям сопротивляемости хрупкому разрушению. В своем решении симпозиум обратил внимание на необходимость расширения НИР и ОПР, направленных на дальнейшее развитие теоретических и экспериментальных вопросов механики разрушения материалов и конструкций с целью повышения их несущей способности, надежности и долговечности и сформулировал важнейшие направления таких исследований. Высказано пожелание о созыве аналогичного симпозиума в 1980—1981 гг.
Проведение подобных симпозиумов по актуальным вопросам энергомашиностроения является действенной формой усиления контактов между научными работниками, представляющими различные организации и научные школы.