Парогенератор полупикового энергоблока мощностью 500 МВТ
Конструктивные характеристики парогенератора
Схема пароводяного тракта
Методика вычисления расстояния от точки до поверхности с использованием ЭВМ
Новый тип лабиринтовых уплотнений для турбомашин
Расходные характеристики уплотнений для турбомашин
Применение метода степенных рядов к расчету колебаний турбинных лопаток
Характеристика метода степенных рядов
Экспериментальная проверка метода
Определение типа конструкции и размера дроссельно-регулирующей арматуры
Установление критических условий в минимальном сечении потока жидкости
Увеличение значения коэффициента кавитации
Аэродинамические характеристики топочной камеры
Приосевая зона рециркуляции
Максимальная ширина приосевой зоны рециркуляции
Экспериментальные исследования по снижению шума передвижных компрессорных станций
Измерения шума ПКС
Применение экспериментального глушителя
Установка нового глушителя
Эксперименты с открытыми и закрытыми щитками капота
Возможности технического осуществления ЦНД
Структура формирования коэффициента компетенции
Вероятности технической осуществимости
Отступления от оптимальных аэродинамических характеристик
Расчет охлаждения рабочих лопаток газовых турбин
Увеличение гидравлического сопротивления во вращающихся каналах
Расчет длительности технологического цикла изготовления оборудования для АЭС
Величина интервала моделирования
Обработка рабочих лопаток турбины К-1200-240 на фрезерных станках с ЧПУ
Режимы обработки по схеме фрезерования продольными строчками
Слоевой котел КЕ-25-14С
О расчете распределения долговечности деталей дизелей
Исследование ухудшения теплоотдачи
Выполнение экспериментального участка с переменной толщиной
Распределение температуры наружной поверхности
О расчете золового износа труб шахматных пучков
Моно-координатное описание ламинарного течения в треугольном канале
Упругий элемент для контроля усилий в резьбовых соединениях
Экспериментальное исследование автоколебаний
Прикладные вопросы механики разрушения в машиностроении
Стандартизация и унификация в трубостроении
Исследование влияния теплового состояния фундамента
Манфред Антонович Казак
Энергомашиностроение в 1979 году
Гидротурбинное оборудование Саяно-Шушенской ГЭС
Создание гидротурбинного оборудования для Саяно-Шушенской ГЭС
Закладные и фундаментальные части Саяно-Шушенской ГЭС
Рабочие механизмы и направляющий аппарат Саяно-Шушенской ГЭС
Система управления и регулирования Саяно-Шушенской ГЭС
Организация и планирование инженерного труда
Организационно-методическая основа системы управления качеством
Недостатки планирования инженерного труда
Об экономической эффективности, применения станков с ЧПУ в энергомашиностроении
Задачи по сокращению сроков ввода и освоению производства
Определение эффективности использования станков с ЧПУ
Показатели экономической эффективности применения новых технологических процессов
Новая конструкция газо-мазутного котлоагрегата для энергоблока мощностью 300 МВт
Экономическая оценка результатов деятельности коллектива
Улучшение технологичности конвективных пароперегревателей высокого давления
Вертикальные участки перепускных труб
Унифицированный стальной водогрейный котел КВ-ГМ-30
Влияние режимов термической обработки
Стандартизация и унификация
Механизация сварочных работ при производстве котлоагрегатов
Повышение приемистости, двух-вальных газотурбинных двигателей
Методы улучшения приемистости
Уменьшение отбора мощности на привод вспомогательных агрегатов
Увеличение количества впрыскиваемой жидкости
Влияние отношения эффективной площади перепуска
Повышение качества обрабатываемых поверхностей корпусных деталей
Опыт работы ОТК по системе бездефектного труда
Показатели качества и определение коэффициента качества и труда
Опыт применения пожаробезопасных моющих препаратов
Турбостроение ФРГ
Принципиальная конструкция турбин
Эксплуатационные показатели агрегатов 300 МВт
Разработки ЦНИИТмаш на ВДНХ СССР
Технический прогресс в энергомашиностроении
Крупная отливка из нержавеющей стали для оборудования АЭС
Способ и устройство для электрошлаковой наплавки и переплава металлов
Паровая турбина К-1200-240-3
Турбоустановка с турбиной К-1200-240-3
Механическая обработка рабочей части лопаток
Механическая обработка цилиндров
Механическая обработка по бандажу
Создание сварных - диафрагм турбины К-1200-240-3
Испытания на сборочно-испытательной станции
Экономические проблемы управления научно-техническим прогрессом в отрасли
Исследование динамической прочности рабочих лопаток турбины
Устройство защиты турбины от превышения частоты вращения
Определение допустимой зоны нечувствительности
Конструкция УЗТПЧВ
Расчет опорных подшипников
Безразмерная несущая способность подшипника
Методические рекомендации по определению местоположения дефектов
Устранение дефектов с использованием ручной сварки
Ремонт сварных швов и наплавок
Гидротурбинному оборудованию — государственный знак качества
Механизация методов неразрушающего контроля на заводах энергомашиностроения
Определение наличия поверхностных и подповерхностных дефектов в изделиях
Применение высокопроизводительного трубогибочного оборудования
Устройство бункер-накопителя
Программирующая система
Комплексные агрегаты для гибки труб
Интенсификация способов обработки давлением сталей и сплавов
Совершенствование паровых турбин Харьковского турбинного завода имени С. М. Кирова
Совершенствование конструкций быстроходных турбин
Тихоходные турбины — новое направление развития
Выхлопы турбин
Снижение трудоемкости и металлоемкости
Под знаменем социалистического соревнования
Внедрение системы управления качеством в энергомашиностроении
Внедрение в энергетическом машиностроении комплексной системы управления качеством продукции
Система планирования, финансирования и экономического стимулирования работ
Современные методы и средства определения механических свойств материалов энергомашиностроения
О создании парогазовой установки мощностью 1000 МВт с газификацией твердого топлива под давлением
О втором издании книги Б. М. Трояновского «Турбины для атомных электростанций»
Способ обработки деталей пластическим деформированием

Совершенствование конструкций быстроходных турбин для электростанций на органическом и ядерном топливе

Развитие конструкций быстроходных турбин для электростанций на органическом и ядерном топливе характеризуется систематической отработкой узлов и деталей, улучшением их качества, надежности, экономичности, технологических и эксплуатационных качеств. Большое внимание уделяется совершенствованию конструкций цилиндров низкого давления, удельный вес которых составляет значительную часть в турбинах для электростанций на органическом, топливе и возрастает до 70% в турбинах АЭС.
К основным конструктивным особенностям высокооборотных турбин ХТЗ имени С. М. Кирова можно-отнести применение:   двух-стенных конструкций корпусов всех цилиндров; сварных диафрагм из проката углеродистых сталей, а в зонах с высокой температурой или большой влажностью — из легированных сталей; жестких сварно-кованных роторов ЦНД, обладающих высокой надежностью; соединений всех роторов турбины и генератора жесткими муфтами; защитных анти-эрозионных наплавок на деталях и систем удаления влаги из проточной части в зонах с большим содержанием влаги; поперечных двухходовых конденсаторов.
В выпускаемых ранее заводом турбинах на 3000 об/мин применялись цилиндры низкого давления со встроенными опорами роторов и корпусами, в которых усилия от атмосферного давления, а также от обоймы диафрагм и ротора воспринимаются системой взаимно-перпендикулярных перегородок. В зависимости от типоразмера турбины эти ЦНД при одних и тех же принципиальной конструкции и габаритах имеют незначительные различия по числу отборов, способу их вывода, конструкции паро-впуска и проточной части. Все это приводило к снижению эффективности производства, так как практически каждая турбина имела ЦНД, отличный от ЦНД других турбин.
Задача улучшения технологичности и повышения эффективности производства была решена заводом путем создания унифицированного цилиндра низкого давления, пригодного для всех высокооборотных турбин, изготавливаемых заводом. Такой цилиндр был разработан и впервые применен в пятицилиндровой с четырьмя ЦНД турбине К-750-65/3000. Выхлопной патрубок этого цилиндра представляет собой «сотовую» конструкцию с улучшенными аэродинамическими качествами и габаритами такими же, как и в существующей не модернизированной конструкции. Коэффициент потерь патрубка по результатам продувок, моделей на ХТЗ имени С. М. Кирова и в ЦКТИ имени И. И. Ползунова меньше 1. Конструкция заимствована у ЛМЗ имени XXII съезда КПСС и предусматривает раздельный отвод пара после последней ступени из верхней и нижней половин корпуса по отдельным отсекам. По сравнению с прежними ЦНД серийных турбин улучшен периферийный обвод проточной части в зоне последней ступени. Для унифицированного ЦНД принят боковой подвод пара с расположением паро-впуска ниже горизонтального разъема. Паровпускные трубы 0 1200 мм соединяются на монтаже с паровпускными патрубками корпуса ЦНД при помощи сварки. Принятая конструкция узла паро-впуска улучшает ремонтопригодность турбоагрегата, так как не требует его отсоединения при разборках ЦНД. Впуск пара в обойму ЦНД выполнен с установкой направляющих ребер в подводящих полостях, расположение ребер осуществлено с учетом аэродинамических исследований на модели. Двух-поточная проточная часть ЦНД не претерпела каких-либо особых изменений в сравнении с ЦНД турбины К-500-240-2. Она имеет по пять ступеней в каждом потоке й рабочие лопатки последней ступени длиной 1030 мм с цельно-фрезерованными бандажами.
На основании выполненных расчетов по оптимизации тепловой схемы с учетом различных типоразмеров турбин приняты оптимальное разделительное давление и количество отборов. Из каждого ЦНД осуществлено три отбора за первой, второй и четвертой ступенями. В выхлопном патрубке корпуса предусмотрена система его охлаждения впрыском конденсата при работе турбины на холостом ходу. Для предотвращения захолаживания наружной поверхности обоймы при попадании на нее влаги она экранируется тонкими стальными листами с зазором 8—10 мм. Такая конструкция предохраняет обойму от деформаций и раскрытия фланцев горизонтального разъема, что способствует повышению экономичности ЦНД.
Дальнейшего повышения эффективности производства, уменьшения трудоемкости и металлоемкости этого узла можно ожидать при переходе к конструкции стержневого ЦНД со встроенными опорами, разработки которой ведутся в настоящее время на заводе.
Как указывалось, характерной особенностью турбин ХТЗ имени С. М. Кирова является широкое применение сварных роторов ЦНД. Впервые такой ротор был применен в турбине ПВК*150, головной образец ( которой был выпущен в 1958 г. За двадцатилетний период заводом накоплен большой опыт проектирования, изготовления и эксплуатации сварных роторов, зарекомендовавших себя весьма надежным элементом агрегата.
В настоящее время все ЦНД быстроходных турбин ХТЗ имени С. М. Кирова имеют роторы сварной конструкции. Ротор ЦНД серийных турбин (рис. 2) сваривается из семи частей. Шесть кольцевых швов с подкладными кольцами, соединяющие элементы ротора, имеют одинаковую разделку.
Диски первой — пятой ступеней выполнены без центральных отверстий; последние два диска выполнены в виде тел равного сопротивления. Диск пятой ступени откован заодно с хвостовиком. В существующих конструкциях ротор выполнен с насадными полу-муфтами. В дальнейшем имеется в виду перейти на конструкцию с цельноковаными полумуфтами. Большое внимание уделяется совершенствованию лопаточного аппарата турбин, повышению их надежности и экономичности. Разработана и внедрена на многих типах турбин конструкция лопаток последней ступени ЦНД длиной 1030 мм с цельно-фрезерованным бандажом.
При создании конструкций турбин для АЭС К-220-44, К-500-65/3000, К-750-65/3000                широко использован большой опыт эксплуатации влажно-паровых турбин, особенно по повышению эрозионной стойкости элементов проточной части. 3 этих турбинах предусмотрено удаление части влаги в регенеративные отборы и через отверстия, просверленные в обоймах диафрагм. Предусмотрено также периферийное влагоудаление из каждой ступени через «камеры-ловушки» над рабочими лопатками. На рабочих лопатках, имеющих угол Р* меньше 90°, для улучшения сепарации влаги срезана часть бандажа, благодаря чему входные кромки лопаток открыты. Напротив среза в статоре турбины расположена входная щель ловушки. Осевые размеры щели выбираются таким ч образом, чтобы обеспечить минимальные отсосы газовой фазы и предотвратить возврат влаги в проточную часть.
В ступенях ЦНД и на последних ступенях ЦВД, периферийные сечения которых выполнены с большими углами входа (Р1>-90), открываются выходные кромки рабочих лопаток. Учитывая, что в предпоследней ступени ЦНД рабочие лопатки имеют резко-переменные сечения по высоте и что периферийное удаление влаги за ними неэффективно, диафрагма последней ступени выполнена с внутриканальной сепарацией влаги. В этих диафрагмах направляющие лопатки, обод и тело диафрагмы — полые. Пароводяная смесь отводится в полость лопатки и затем дренируется в конденсатор.
Все рабочие и направляющие лопатки турбин АЭС изготавливаются из хромосодержащих сталей, стойких против эрозионного разрушения. На рабочих лопатках двух последних ступеней ЦНД, кроме того, упрочняются также входные кромки. Для предохранения от эрозионного размыва элементы статоров ЦВД и ЦНД, в том числе диафрагмы, изготавливаются из хромосодержащих сталей. Применяются также наплавки электродом из эрозионно-стойких сталей опорных поверхностей и разъемов элементов статора ЦВД в зоне плотного пара. Как показал опыт длительной эксплуатации, принятые для турбин АЭС методы активной и пассивной защиты весьма эффективны и обеспечивают надежную эксплуатацию проточной части турбин.



 
Яндекс.Метрика