Социалистическое соревнование
Применение труб с внутренним оребрением
Исследование методом голографической интерферометрии
Влияние нелинейностей на жесткость линзовых компенсаторов
Расчет производительности мельниц-вентиляторов
Испытание подогреваемого воздушного маслоохладителя ГПА ГТК-10
Функциональная зависимость для лопаточных машин
К расчету на прочность 8-образных лопаток радиальных нагнетателей
Скорость витания крупных капель жидкости в потоке газа или пара
Состояние и перспективы развития сварочного производства
Автоматическая наплавка на кромки главных патрубков корпусов реакторов ВВЭР-1000
Взаимосвязь характеристик прочности низколегированных сталей
Статистический анализ распределения механических свойств стали
Распределение прибылей на крупных стальных отливках с помощью ЭВМ
Сопротивление стали 15Х2НМФА
Состояние и перспективы развития отраслевой системы информации
Котлостроение на востоке страны
Научно-техническая информация
Станок для очистки и намотки сварочной проволоки
Фланце-гибочная машина
Мероприятия по экономии материальных и топливно-энергетических ресурсов
Метод уравновешивания вращающихся дискретно распределенных масс
Расчет тепловых схем паротурбинных установок
Экономичность работы ступени
Суммарная доля потерь в ступени с ВРА
О влиянии сепарирующих устройств на вибронапряженность рабочих лопаток
Исследования вибронапряженности рабочих лопаток компрессоров
Особенности гидравлических схем и расчетов ширмовых пароперегревателей
Задача оптимального распределения пара
Практически величины полных коэффициентов гидравлического сопротивления
Повышение усталостной прочности новых конструкций рабочих колес
Пределы усталости сталей
Глубина деформированного слоя
Свойства металла двухслойных трубопроводов ДУ 850 и 350
Термокинетическая диаграмма стали
Изготовление отводов методом горячей штамповки
Исследование металла колен Ду850
Влияние термомеханических режимов обработки биметалла
Влияние режимов термической обработки на структуру
Усталостная прочность соединений труб с трубными досками
Дистанционное исследование металла внутренних поверхностей
Анализ повреждаемости маслоохладителей паровых турбин
Диспетчеризация энергетического хозяйства на котлостроительных заводах
Диспетчерский щит
Энергохозяйство завода
Проектирование и внедрение средств механизации
Работа линии
Создание централизованного заготовительного производства
Стенд для коррозионных испытаний
Повышение экономичности тягодутьевых машин
Некоторые характеристики работы топок
Выход летучих соединений из частиц угля
Работать эффективно и качественно
Развитие бригадных форм организации и оплаты труда
Пути снижения металлоемкости выпускаемого оборудования
Устройство для измерения полей температур
Пьезоэлектрический искатель для ультразвукового контроля
Применение вертикальных парогенераторов
Снижение площади поверхности нагрева
Возбуждение аксиальных колебаний колес паровых турбин
Частота пульсирования статической волны
Регистрация ДФМ кратности возбуждения
Испытания в стационарных условиях с помощью ДФМ
Динамическая прочность облопачивания приводной турбины К6-30П
Седьмая ступень турбины
Восьмая ступень турбины
Исследование жесткости профильных витых труб
Интерполирование поверхностей лопастей гидромашин
Методика учета сухого трения в автоматического регулирования
Снижение металлоемкости электромагнитных фильтров
Экономическая эффективность повышения надежности энергетических машин
О надежности гидравлической схемы экранов
Тепловой поток на внутренней поверхности нагрева
Неравномерность обогрева экранов
Технологические основы повышения производительности
Задача повышения точности формообразования
Оценка значимости составляющей погрешности статической настройки
Термоциклическая обработка корпусной стали
Влияние хрома и ванадия на склонность к разрушению стали
Влияние ликвационной неоднородности
Физико-механические характеристики
Испытание на сжатие
Взаимодействие встречных потоков газового теплоносителя
Экспериментальный участок
Характерные особенности проведенных экспериментов
Вопросы совершенствования методологии
Удельный вес новых изделий в общем объеме товарной продукции
Расходы на подготовку и освоение производства новых видов продукции
Премирование за внедрение заимствованных новшеств
Каждую работу на уровень изобретений
Технология изготовления диафрагм паровых турбин
Секция экономики и организации производства
Способ изготовления керамических литейных форм
Главная запорная задвижки ДУ850 мм первого контура блока ВВЭР-1000
Сварочные работы в котельном цехе
Подготовка рабочего места
Экспериментальное исследование аэрации и деаэрации конденсата
Характеристика и результаты отдельных серий опытов
Об использовании энергии пульсирующего потока в газовой турбине
Значение относительной скорости турбины
Величина вращающегося момента на колесе турбины
Создание комплексной системы управления качеством продукции на Атоммаше
Параллельное ведение строительно-монтажных работ
Комиссия по культуре производства
Эффективность функционирования КС УКП
Внедрение комплексной системы
Работа по внедрению в производство новых котлов
Возможность монтажных дефектов при сборке
Технологическая подготовка производства
Идентификация и контроль качества турбомашин
Совокупность упругих и диссипативных свойств свободного ротора
Оценка коррозионной стойкости материалов
Коррозионные потери в паровой среде
Оборудование для производства
Керамические стержни
Прорезка пазов в турбинных лопатках электроалмазным методом
Система подачи электролита в зону обработки
Сверление глубоких отверстий на специализированном расточном станке с ЧПУ
Скручивание твердосплавных сверл при сверлении
Влияние свойства СОЖ на процесс сверления
Опыт эксплуатации на ГЭС гидроагрегатов со свободными болтами
Об эффективности защиты пылеприготовительного оборудования
Металлические диафрагмы из жести
Способы облегчения вскрытия клапанов
Автоматизация проектирования технологических маршрутов
Служебное назначение изделия
Зависимости от конструктивных и технологических особенностей детали
Специфика конкретного производства
Термическая обработка стали ЮГН2МФА
Измерение соосности вертикальных каналов
Схема регулировки длин рычагов подвижной мишени
Экспериментальные исследования в гидротурбостроении
Отработка оптимальной конструкции спиральной камеры
Разработка проточной части гидротурбин
Натурные испытания на действующих гидростанциях
Затруднения экспериментальных исследований в области гидротурбостроения
Состояние организации труда
Комплексный подход к организации рабочих мест
Полезная книга
Результаты Всесоюзного конкурса
В павильоне «Электрификация»
Котел-утилизатор КС-200-ВТКУ
Атомная энергетика
Ускорение процесса изготовления первого корпуса реактора
Сопротивление продольно омываемых неравномерных пучков гладких труб
Коэффициент гидравлического сопротивления
Исследование некоторых особенностей гидравлического сервомотора
Устойчивость рассматриваемой системы
Теплоотдача в масло и его охлаждение в ГТД
Систематизация структуры и выбор характеристик пусковых узлов
Признаки систем отвода пара
Исследования влияний типа сепарационного устройства
Расположение и протяженность смазочного слоя
Конструктивная прочность рабочих лопаток паровых турбин
Исследование служебных характеристик лопаток
Результаты испытаний образцов и опытных лопаток
Технология изготовления уникальных сварных роторов турбин
Характеристика основного металла
Конструкция сварного соединения
Технология сборки
При вертикальном способе
Автоматическая сварка под слоем флюса
Полуавтоматическая машина для изготовления моделей
Свойства термообработанной стали 15Х1М1Ф после холодной деформации
Автоматическая сварка вертикальных швов
Характер распределения концентрации углерода в перлитной стали
Правофланговые социалистического соревнования
О замене вагранок индукционными печами промышленной частоты на заводах отрасли
Сжигание высокореакционных углей
Изменение соотношения скоростей вторичного воздуха
Изменение падающих и обратных локальных тепловых потоков по сечениям
Котел утилизатор для сжигания элементарной серы
Ультразвуковой цифровой дефектомер
Рабочая эстафета
Большие задачи турбостроителей
Развитие атомной энергетики в европейской части России
Развитие ремонтного и транспортного хозяйств
Основные проблемы компрессоростроения
Уточненный метод получения характеристик центробежных компрессоров
Получение характеристик отдельных ступеней
Изменения отдельных параметров по ступеням
Об измерении параметров потока в проточной части
Получения объективной осредненной величины температуры торможения потока
Влияния теплоизоляции корпуса центробежной компрессорной секции
Влияние типа решетки на характеристики ступени
Работа концевых ступеней ЦКМ при высоких числах
Подсчет газодинамических характеристик отдельных элементов ступеней
Унификация элементов проточных частей центробежных компрессорных машин
Способ унификации обратного направляющего аппарата в промежуточной ступени ЦКМ
Влияние загрязнения проточной на запас устойчивой работы
Проточная часть осевых компрессоров
Потери теплоты через корпус неизолированной секции центробежного компрессора
Внедрение сварных колес для ЦКМ
Сварные колеса
Исследованные марки сталей
Прочностные характеристики сварных колес
Сталь типа сихромаль с высокой жаростойкостью
Повышение работоспособности экранов
Влияние легирования хром-никель-молибден-ванадиевых сталей
Закономерности свойств около-шовного металла
Состояние поверхностного слоя
Принципиальная технология изготовления образцов
Шероховатость
Глубина распространения остаточных напряжений сжатия
Сварка труб поверхностей теплообмена
Методы борьбы с гратом
Новые стали для атомных реакторов с натриевым теплоносителем
Испытания на склонность к ЛРОЗ
Задача рационального использования трудовых ресурсов
Водоподготовительное оборудование, выпускаемое ПО «Красный котельщик»
Совершенствование складского хозяйства в ПО «Красный котельщик»
«Круглый стол» отраслевых журналов
Конференция на Атоммаше
Технология термической обработки
Противопригарная краска для стальных отливок

Влияние хрома и ванадия на склонность к замедленному разрушению низколегированной теплоустойчивой стали после сварочного нагрева

Химический состав основного металла при некоторых колебаниях содержания легирующих элементов, допускаемых техническими условиями, наряду с температурой подогрева и погонной энергией сварки может оказать заметное влияние на склонность соединений к образованию холодных трещин. Предусмотреть влияние отдельных легирующих элементов на технологическую прочность стали при сварке не всегда возможно, так как данные-по структурам и свойствам металла, полученные при печном нагреве, могут оказаться неверными в связи с весьма кратковременным нагревом металла зоны термического влияния в интервале температур выше фазовой перекристаллизации.
Исследование влияния хрома и ванадия на рассматриваемое явление было проведено на стали 15Х2НМФА, применяемой в энергомашиностроении. Техническими условиями на эту сталь оговорены широкие пределы содержания указанных элементов (соответственно^ 1,7...2,4 % и до 0,12%). Химический состав и механические свойства опытных плавок приведены в табл. 1 и 2.
Влияние легирования стали 15Х2НМФА на склонность к образованию холодных около-шовных трещин изучали на образцах 12X2X65 мм с имитированной зоной термического влияния, при этом определяли параметр критического раскрытия трещины 6С по методике, изложенной в работе. Температура и скорость нагрева образцов во всех случаях составляли 1400 °С и ~150°С/с соответственно, а скорость охлаждения в диапазоне 650...450°С изменялась от 2 до 18°С/с. Скорость охлаждения в интервале наименьшей'' устойчивости аустенита назначалась применительно к случаям ручной и автоматической сварки с погонной энергией ?/о= 12,6ч- 33,5 кДж/см и температурой подогрева 20...250°С. Учитывая, что склонность к замедленному разрушению наиболее значительно проявляется в период окончания процесса сварки, испытания на бс проводили непосредственно после моделирования термических циклов. В этом случае время между завершением сварочного прогрева образцов и моментом приложения к ним сосредоточенной нагрузки составляло —5 мин.
Испытания на критическое раскрытие трещины позволили установить, что содержание хрома в основном металле оказывает существенное влияние на трещино-устойчивость сварных соединений в период замедленного разрушения. Об этом свидетельствуют результаты испытаний плавок 28, 52 и 05, содержащих 0,55, 1,85 и 2,32% Сг соответственно. В случае концентрации Сг, равной 0,55%, критическая скорость охлаждения вызывающая образование мартенсита в структуре около-шовного металла, соответствует значениям, превышающим 12°С/с. Величина 6С при Ц7оХЛ= 12 °С/с составляет 0,22 мм, а при увеличении этого параметра раскрытие трещины резко понижается до 0,13 мм (рис. 1)2. Увеличение содержания хрома в этой же стали до 1,85 % привело к уменьшению критической скорости охлаждения. Получение высокой трещино устойчивости оказалось возможным не более 10°С/с. Повышение содержания хрома до 2,32 % еще более значительно оказалось на сопротивляемости около-шовного металла образованию холодных трещин. Скорость охлаждения, способствующая получению высоких значений, смещена в область 6...8°С/с.
Исследование влияния ванадия с учетом возможных колебаний по содержанию хрома проводили потрем группам опытных плавок. В первой группе концентрация Сг находилась в пределах 0,64... 1,06 %, а V — примерно 0,10...0,14 %. По данным рис. 1 наглядно видно, что введение 0,14% V в сталь с 0,64% Сг заметно понизило свойства металла участка перегрева по сравнению с плавкой 28 и сместило критические значения. У металла плавки 12 с 1,06 % Сг и 0,14 % V после обработки по термическому циклу сварки (ТЦС) наблюдали дальнейшее понижение стойкости против образования холодных трещин, выразившееся в снижении критических значений И70хл до 8 °С/с.
Во второй группе плавок содержание Сг находится иа уровне 1,85 %, а содержание V изменяется от 0,06 до 0,55 %. При повышении концентрации V стойкость околошовного металла против растрескивания в период замедленного разрушения существенно понижается. Даже при незначительном (около 0,06 %) содержании V сварные соединения стали 15Х2НМФА не должны охлаждаться со скоростью более 8°С/с (в интервале 650...450 °С) в связи со значительным уменьшением значений 6С.
Относительно плавок 89 и 90, легированных ванадием (0,20 и 0,55 % V соответственно), можно сделать вывод, что при сварке эти стали будут склонны к образованию холодных трещин уже при охлаждении со скоростью примерно 6 °С/с (6С—0,08 мм).
Такое влияние ванадия может быть обусловлено выделениями его избыточных фаз. При этом выделения по телу зерен дисперсных карбидов ванадия способствуют локализации пластических деформаций у разупрочненных относительно матрицы границ зерен, повышая тем самым склонность около-шовного металла к образованию холодных трещин.
Стали третьей группы, отличающиеся высоким содержанием хрома, проявляют более выраженную склонность к разрушению в период замедленного разрушения, чем ранее рассмотренные. Например, у стали плавки 06 (0,05 % V) тенденция к существенному понижению трещино-устойчивости прослеживается при*. 1Г0хл>7°С/с. Увеличение содержания этого элемента до 0,14 % приводит к заметному снижению значений' 6С при Г0Хл=6 °С/с. Наиболее низкая технологическая прочность при сварке сталей исследованных составов наблюдается у плавок 01 и 38, сварные соединения которых рекомендуется выполнять на тепловых режимах, обеспечивающих их охлаждение со скоростями, не превышающими 4 и 2°С/с соответственно.
На основании результатов проведенных исследований с использованием номограммы влияния значений погонной энергии сварки и температуры подогрева на скорость охлаждения металла около-шовной зоны составлены рекомендации по тепловому режиму сварки стали 15Х2НМФА в зависимости ее легирования хромом и ванадием.



 
Яндекс.Метрика