Социалистическое соревнование
Применение труб с внутренним оребрением
Исследование методом голографической интерферометрии
Влияние нелинейностей на жесткость линзовых компенсаторов
Расчет производительности мельниц-вентиляторов
Испытание подогреваемого воздушного маслоохладителя ГПА ГТК-10
Функциональная зависимость для лопаточных машин
К расчету на прочность 8-образных лопаток радиальных нагнетателей
Скорость витания крупных капель жидкости в потоке газа или пара
Состояние и перспективы развития сварочного производства
Автоматическая наплавка на кромки главных патрубков корпусов реакторов ВВЭР-1000
Взаимосвязь характеристик прочности низколегированных сталей
Статистический анализ распределения механических свойств стали
Распределение прибылей на крупных стальных отливках с помощью ЭВМ
Сопротивление стали 15Х2НМФА
Состояние и перспективы развития отраслевой системы информации
Котлостроение на востоке страны
Научно-техническая информация
Станок для очистки и намотки сварочной проволоки
Фланце-гибочная машина
Мероприятия по экономии материальных и топливно-энергетических ресурсов
Метод уравновешивания вращающихся дискретно распределенных масс
Расчет тепловых схем паротурбинных установок
Экономичность работы ступени
Суммарная доля потерь в ступени с ВРА
О влиянии сепарирующих устройств на вибронапряженность рабочих лопаток
Исследования вибронапряженности рабочих лопаток компрессоров
Особенности гидравлических схем и расчетов ширмовых пароперегревателей
Задача оптимального распределения пара
Практически величины полных коэффициентов гидравлического сопротивления
Повышение усталостной прочности новых конструкций рабочих колес
Пределы усталости сталей
Глубина деформированного слоя
Свойства металла двухслойных трубопроводов ДУ 850 и 350
Термокинетическая диаграмма стали
Изготовление отводов методом горячей штамповки
Исследование металла колен Ду850
Влияние термомеханических режимов обработки биметалла
Влияние режимов термической обработки на структуру
Усталостная прочность соединений труб с трубными досками
Дистанционное исследование металла внутренних поверхностей
Анализ повреждаемости маслоохладителей паровых турбин
Диспетчеризация энергетического хозяйства на котлостроительных заводах
Диспетчерский щит
Энергохозяйство завода
Проектирование и внедрение средств механизации
Работа линии
Создание централизованного заготовительного производства
Стенд для коррозионных испытаний
Повышение экономичности тягодутьевых машин
Некоторые характеристики работы топок
Выход летучих соединений из частиц угля
Работать эффективно и качественно
Развитие бригадных форм организации и оплаты труда
Пути снижения металлоемкости выпускаемого оборудования
Устройство для измерения полей температур
Пьезоэлектрический искатель для ультразвукового контроля
Применение вертикальных парогенераторов
Снижение площади поверхности нагрева
Возбуждение аксиальных колебаний колес паровых турбин
Частота пульсирования статической волны
Регистрация ДФМ кратности возбуждения
Испытания в стационарных условиях с помощью ДФМ
Динамическая прочность облопачивания приводной турбины К6-30П
Седьмая ступень турбины
Восьмая ступень турбины
Исследование жесткости профильных витых труб
Интерполирование поверхностей лопастей гидромашин
Методика учета сухого трения в автоматического регулирования
Снижение металлоемкости электромагнитных фильтров
Экономическая эффективность повышения надежности энергетических машин
О надежности гидравлической схемы экранов
Тепловой поток на внутренней поверхности нагрева
Неравномерность обогрева экранов
Технологические основы повышения производительности
Задача повышения точности формообразования
Оценка значимости составляющей погрешности статической настройки
Термоциклическая обработка корпусной стали
Влияние хрома и ванадия на склонность к разрушению стали
Влияние ликвационной неоднородности
Физико-механические характеристики
Испытание на сжатие
Взаимодействие встречных потоков газового теплоносителя
Экспериментальный участок
Характерные особенности проведенных экспериментов
Вопросы совершенствования методологии
Удельный вес новых изделий в общем объеме товарной продукции
Расходы на подготовку и освоение производства новых видов продукции
Премирование за внедрение заимствованных новшеств
Каждую работу на уровень изобретений
Технология изготовления диафрагм паровых турбин
Секция экономики и организации производства
Способ изготовления керамических литейных форм
Главная запорная задвижки ДУ850 мм первого контура блока ВВЭР-1000
Сварочные работы в котельном цехе
Подготовка рабочего места
Экспериментальное исследование аэрации и деаэрации конденсата
Характеристика и результаты отдельных серий опытов
Об использовании энергии пульсирующего потока в газовой турбине
Значение относительной скорости турбины
Величина вращающегося момента на колесе турбины
Создание комплексной системы управления качеством продукции на Атоммаше
Параллельное ведение строительно-монтажных работ
Комиссия по культуре производства
Эффективность функционирования КС УКП
Внедрение комплексной системы
Работа по внедрению в производство новых котлов
Возможность монтажных дефектов при сборке
Технологическая подготовка производства
Идентификация и контроль качества турбомашин
Совокупность упругих и диссипативных свойств свободного ротора
Оценка коррозионной стойкости материалов
Коррозионные потери в паровой среде
Оборудование для производства
Керамические стержни
Прорезка пазов в турбинных лопатках электроалмазным методом
Система подачи электролита в зону обработки
Сверление глубоких отверстий на специализированном расточном станке с ЧПУ
Скручивание твердосплавных сверл при сверлении
Влияние свойства СОЖ на процесс сверления
Опыт эксплуатации на ГЭС гидроагрегатов со свободными болтами
Об эффективности защиты пылеприготовительного оборудования
Металлические диафрагмы из жести
Способы облегчения вскрытия клапанов
Автоматизация проектирования технологических маршрутов
Служебное назначение изделия
Зависимости от конструктивных и технологических особенностей детали
Специфика конкретного производства
Термическая обработка стали ЮГН2МФА
Измерение соосности вертикальных каналов
Схема регулировки длин рычагов подвижной мишени
Экспериментальные исследования в гидротурбостроении
Отработка оптимальной конструкции спиральной камеры
Разработка проточной части гидротурбин
Натурные испытания на действующих гидростанциях
Затруднения экспериментальных исследований в области гидротурбостроения
Состояние организации труда
Комплексный подход к организации рабочих мест
Полезная книга
Результаты Всесоюзного конкурса
В павильоне «Электрификация»
Котел-утилизатор КС-200-ВТКУ
Атомная энергетика
Ускорение процесса изготовления первого корпуса реактора
Сопротивление продольно омываемых неравномерных пучков гладких труб
Коэффициент гидравлического сопротивления
Исследование некоторых особенностей гидравлического сервомотора
Устойчивость рассматриваемой системы
Теплоотдача в масло и его охлаждение в ГТД
Систематизация структуры и выбор характеристик пусковых узлов
Признаки систем отвода пара
Исследования влияний типа сепарационного устройства
Расположение и протяженность смазочного слоя
Конструктивная прочность рабочих лопаток паровых турбин
Исследование служебных характеристик лопаток
Результаты испытаний образцов и опытных лопаток
Технология изготовления уникальных сварных роторов турбин
Характеристика основного металла
Конструкция сварного соединения
Технология сборки
При вертикальном способе
Автоматическая сварка под слоем флюса
Полуавтоматическая машина для изготовления моделей
Свойства термообработанной стали 15Х1М1Ф после холодной деформации
Автоматическая сварка вертикальных швов
Характер распределения концентрации углерода в перлитной стали
Правофланговые социалистического соревнования
О замене вагранок индукционными печами промышленной частоты на заводах отрасли
Сжигание высокореакционных углей
Изменение соотношения скоростей вторичного воздуха
Изменение падающих и обратных локальных тепловых потоков по сечениям
Котел утилизатор для сжигания элементарной серы
Ультразвуковой цифровой дефектомер
Рабочая эстафета
Большие задачи турбостроителей
Развитие атомной энергетики в европейской части России
Развитие ремонтного и транспортного хозяйств
Основные проблемы компрессоростроения
Уточненный метод получения характеристик центробежных компрессоров
Получение характеристик отдельных ступеней
Изменения отдельных параметров по ступеням
Об измерении параметров потока в проточной части
Получения объективной осредненной величины температуры торможения потока
Влияния теплоизоляции корпуса центробежной компрессорной секции
Влияние типа решетки на характеристики ступени
Работа концевых ступеней ЦКМ при высоких числах
Подсчет газодинамических характеристик отдельных элементов ступеней
Унификация элементов проточных частей центробежных компрессорных машин
Способ унификации обратного направляющего аппарата в промежуточной ступени ЦКМ
Влияние загрязнения проточной на запас устойчивой работы
Проточная часть осевых компрессоров
Потери теплоты через корпус неизолированной секции центробежного компрессора
Внедрение сварных колес для ЦКМ
Сварные колеса
Исследованные марки сталей
Прочностные характеристики сварных колес
Сталь типа сихромаль с высокой жаростойкостью
Повышение работоспособности экранов
Влияние легирования хром-никель-молибден-ванадиевых сталей
Закономерности свойств около-шовного металла
Состояние поверхностного слоя
Принципиальная технология изготовления образцов
Шероховатость
Глубина распространения остаточных напряжений сжатия
Сварка труб поверхностей теплообмена
Методы борьбы с гратом
Новые стали для атомных реакторов с натриевым теплоносителем
Испытания на склонность к ЛРОЗ
Задача рационального использования трудовых ресурсов
Водоподготовительное оборудование, выпускаемое ПО «Красный котельщик»
Совершенствование складского хозяйства в ПО «Красный котельщик»
«Круглый стол» отраслевых журналов
Конференция на Атоммаше
Технология термической обработки
Противопригарная краска для стальных отливок

Функциональная зависимость для лопаточных машин

При выборе оптимальной схемы и параметров энергетических установок с лопаточными машинами (ЛМ) уже на стадии проектирования требуется оценка их массы. Для этого часто пользуются эмпирическими зависимостями, полученными в результате статистической обработки характеристик прототипов [1, 2]. Точность такого метода обусловлена удачным выбором определяющих факторов и предполагаемого вида связи. Обычно эмпирические формулы имеют узкий диапазон применимости. Предпринимались попытки обойти эту трудность использованием для проектной оценки массы ЛМ (компрессоров, газовых турбин н турбонасосов) теории подобия и размерности, однако получаемые Зависимости не обеспечивали приемлемой точности, а после введения поправок теряли свою физическую обоснованность и универсальность, превращаясь в обычные эмпирические формулы для некоторых частных случаев.
Применение теории размерности и подобия для оценки массы ЛМ осложняется большим количеством существенных факторов с одинаковой размерностью, многообразием типов ЛМ н геометрических форм их проточной части, отсутствием подобия в прочностных напряжениях при изменении масштаба выполнения ЛМ (даже при соблюдении геометрического подобия) Г4], а также конструктивной сложностью и влиянием на характер искомой зависимости требований технологии, жесткости и т. п.
В связи с этим необходим переход от прямого применения методов подобия и размерности к комбинированию их с результативными в данном вопросе математическими соотношениями и более детальными в сравнении с предположением полного геометрического подобия представлениями о конструкции ЛМ. Такое комбинирование методов размерности с дополнительными прогнозирования массы физическими и математическими соображениями часто оказывается весьма эффективным.
Так как масса конструкции определяется суммой масс основных частей ее, а теория подобия и размерности оперирует степенными, сумму соизмеримых по величине слагаемых целесообразно оценивать величиной их среднего геометрического.
Таким образом, суммарная масса конструкций может достаточно хорошо оцениваться по среднему геометрическому ее составляющих, несмотря на большие изменения соотношения между ними. Оценка с помощью формулы неприемлема, если одна из составляющих значительно меньше другой, однако в этом случае первую можно не учитывать ввиду несущественности для искомой функциональной зависимости (некоторое влияние ее в конечном счете будет учтено величиной коэффициента пропорциональности).
На основании рассмотрения конструкций, приведенных в литературе, для всех типов ЛМ можно выделить две группы наиболее массивных элементов конструкции, определяющие массу ЛМ:
1)            основные корпусные элементы, напряжения в которых непосредственно зависят от величины внутреннего давления (оболочка собственно корпуса, его подвода н отвода и их упрочняющие ребра);
2)            дополнительные конструктивно-технологические элементы (разъемы корпуса и фланцы с крепежными деталями, шпангоуты, ребра жесткости н подобные им детали; для осевых ЛМ к этой же группе можно отнести, кроме того, ряд конструктивных элементов бандажей н обойм или сегментов крепления направляющих и рабочих лопаток).
Так как поперечные сечения дополнительных элементов определяются не столько давлением, сколько технологическими возможностями производства соответствующих типов ЛМ, массу таких элементов можно считать пропорциональной суммарному периметру, где О — характерный диаметр ЛМ; I — эффективная погонная масса дополнительных элементов конструкции для ЛМ данного типа.
Масса основных элементов конструкции определяется суммой масс подвода, отвода и корпуса, каждую из которых можно оценивать по их поверхности и по необходимой для прочности Эффективной толщине стенок (ЛМ с давлением ниже атмосферного и ЛМ с толщиной стенок, определяемой технологическими соображениями здесь - не рассматриваются).
Анализ конструкций ЛМ, приведенных в работах, показывает; что типичной конфигурацией подводов и отводов является патрубок, длина которого на линии высокого давления (ВД) может считаться пропорциональной характерному диаметру ЛМ, на линии низкого давления (НД) — своему собственному диаметру. Последнее обстоятельство объясняется спецификой работы подводов и отводов НД, требующей минимальных гидропотерь и обеспечения плавности поворотов потока, а для подводов насосов и компрессоров еще и выравнивания поля скоростей перед рабочим колесом (РК)- Другие конфигурации подводов и отводов ЛМ (например, подвод центробежного насоса с двухсторонним входом или спиральный .подвод осевой турбины) можно рассматривать как разновидности такого патрубка. Так как необходимая для прочности эффективная толщина стенки патрубка пропорциональна его диаметру н давлению в ЛМ, массу 1ЦЪ подвода или отвода ВД и массу подвода или отвода, где н с1ц—характерный диаметр патрубка ВД и НД соответственно; 5 — удельная прочность конструкционного материала (отношение допустимых напряжений в материале к его плотности); р9— максимальное эксплуатационное статическое давление в ЛМ.
Аналогично оцениваем массу Шос корпуса осевых ЛМ; массу трая собственно кррцуса радиальных ЛМ оцениваем по массе Шв напорного коллектора и отношению объемов корпуса, и. напорного коллектора: где & — диаметр РК; Н —г высота лоцаток осевой ЛМ; 6 — осевой размер радиального.
Для перехода от формул. (2)—(4) к оценкам составляющих массы ЛМ непосредственно по гидромеханическим параметрам, используя известные гидро-газодинамические соотношения теории ЛМ, а также некоторые соображения относительно назначаемых размеров проходных сечений подводов ,и отводов, принимаем
где Н — удельная работа ЛМ, пропорциональная работоспособности газа или гидравлическому напору (для газовых и гидравлических ЛМ соответственно); со — частота вращения РК; С — объемный расход рабочего тела.
Проходные сечения подводов и отводов НД обусловлены требованиями обеспечения экономичности н работоспособности ЛМ. Необходимость снижения потерь в компрессорах, связанных с околозвуковыми течениями, и улучшения кавитационных качеств насосов приводят к необходимости минимизации максимальной величины относительной скорости на входе.
Соотношение (6) применительно к отводам турбин соответствует максимальным запасам по околозвуковым режимам течения илн по кавитации на выходе из РК- Это позволяет использовать оценку (6) ие только для подводов, но н для отводов НД.
Соотношения (2)—(4) н (5)—(6) позволяют получить оценки основных составляющих массы ЛМ по гидромеханическим параметрам: безразмерный коэффициент, характеризующий относительный уровень нагружения ЛМ внутренним давлением; р,— характерная плотность н массовый расход рабочего тела в ЛМ соответственно; С — безразмерный коэффициент, определяемый типом ЛМ и способом выбора характерных величин ее рабочих параметров (по номиналу или по максимальному режиму работы и т. п.) и косвенно учитывающий массу вала, подшипников, уплотнений и других узлов ЛМ; /С1 — коэффициент структуры, учитывающий утяжеление многоступенчатой многопоточной ЛМ по сравнению с одноступенчатой однопоточной ЛМ с теми же параметрами (принимается на основании дополнительных оценок; для ЛМ простейшей структуры.
Физический смысл сомножителей и в зависимости заключается в том, что первый из них пропорционален средней массе единицы площади поверхности корпусных элементов ЛМ, обеспечивающей прочность и жесткость конструкции, а второй — общей площади поверхности корпуса, подвода и отвода ЛМ, определяемой ее гидромеханическими параметрами.
Полученная теоретическим путем функциональная зависимость позволяет прогнозировать массу ЛМ непосредственно по гидромеханическим параметрам, если по статистическим данным для однотипных ЛМ определены значения коэффициента С, эффективной погонной массы дополнительных элементов конструкции и удельной прочности 5 конструкционного материала. Фактически же достаточно определить величины размерного комплекса С (5)ш, характеризующего суммарное влияние на массивность ЛМ.
Для практики удобно в качестве параметра массивности конструкции ЛМ использовать не С (7/5)1/а, а имеющий размерность времени параметр где р— единичная плотность в выбранной системе единиц измерения.
По физическому смыслу параметр массивности конструкции ЛМ т# представляет собой время работы, в течение которого через лопаточную машину, подобную исходной по весовому совершенству, но имеющую при том же т в отличие, протечет масса рабочего тела, равная собственной массе исходной ЛМ. Для однотипных ЛМ т определяется по статистическим данным. В дальнейшем возможно выявление зависимости от быстроходности, парциальности, КПД и других параметров ЛМ.
Для иллюстрации возможностей использования полученной функциональной зависимости были обработаны данные по отечественным промышленным центробежным насосам различных назначений, радиально-осевым ГЭС, а также по стационарным газотурбинным установкам с осевыми ЛМ. Рассмотрены все насосы, гидротурбины и газотурбинные установки (ГТУ) указанных типов, для которых в литературе приведены все необходимые параметры и фактическая масса тф в сопоставимом составе. Гидромеханические характеристики брались по расчетному номиналу. Утяжеление многоступенчатых и многопоточных ЛМ учитывалось коэффициентом УС—где г, к — числа ступеней ЛМ и параллельных потоков равного расхода в ступени НД соответственно. Коэффициент нагружения  для насосов и гидротурбин принимался равным отношению максимального напора к номинальному, для кислотных насосов дополнительно учитывался рост давления из-за повышенной (до 1,6 т/м) плотности рабочей жидкости по сравнению с плотностью воды.
Для ГТУ условно считалось, что А=1. В качестве удельной работы Я для насосов и гидротурбин принимался номинальный напор, для ЛМ ГТУ — произведение газовой постоянной воздуха на характерную абсолютную температуру газа (которая для компрессоров равнялась температуре окружающей среды, для турбин — температуре перед турбиной ВД). Масса фундаментной рамы ГТУ была взята пропорциональной массе турбо-группы, а последняя — сумме масс компрессоров и турбин ГТУ. Статистическая обработка проводилась на ЭЦВМ «Мир» методами линейного регрессионного анализа для случая постоянства относительных (а не абсолютных) разбросов составляющих и отсутствия свободного члена. Получено, что среднее значение т# для отечественных промышленных насосов, радиально-осевых турбин ГЭС, осевых компрессоров и турбин стационарных ГТУ составляет, соответственно, 70, 104, 162, 29 с, масса рамы ГТУ — 30 % от общей массы турбо-группы н рамы, вместе взятых (последняя величина согласуется с данными работы по другим ГТУ).
Сопоставление расчетных и фактических масс т и т насосов, гидротурбин и ГТУ (рис. 1, 2 и таблица) показывает, что функциональная зависимость (7) хорошо описывает влияние основных гидромеханических параметров на массу ЛМ. Для сравнения в таблице приведены оценки массы ГТУ по эмпирическим формулам [1]. Видно, что не учет в них частоты вращения ЛМ ведет к существенному завышению массы высокооборотных ГТУ.
Выводы
1.            Получена теоретическая функциональная зависимость для прогнозирования массы ЛМ по их гидромеханическим параметрам, единая по своей структуре для различных типов ЛМ — газовых и гидравлических, осевых и радиальных, одноступенчатых и многоступенчатых, с односторонними и двухсторонними РК, ДЛЯ ЛМ, потребляющих механическую энергию или генерирующих ее.
2. Получено, что масса ЛМ обратно пропорциональна приведенному коэффициенту быстроходности и прямо пропорциональна массовому расходу рабочего тела т и параметру массивности конструкции ЛМ т, имеющему размерность времени и характеризующему весовое совершенство ЛМ данного типа.
3. Найденная функциональная зависимость может быть использована для сравнения весового совершенства однотипных ЛМ, прогнозирования по статистическим данным весовых показателей ЛМ на стадии проектирования, а также для оптимизации схем и параметров энергетических установок.



 
Яндекс.Метрика