Социалистическое соревнование
Применение труб с внутренним оребрением
Исследование методом голографической интерферометрии
Влияние нелинейностей на жесткость линзовых компенсаторов
Расчет производительности мельниц-вентиляторов
Испытание подогреваемого воздушного маслоохладителя ГПА ГТК-10
Функциональная зависимость для лопаточных машин
К расчету на прочность 8-образных лопаток радиальных нагнетателей
Скорость витания крупных капель жидкости в потоке газа или пара
Состояние и перспективы развития сварочного производства
Автоматическая наплавка на кромки главных патрубков корпусов реакторов ВВЭР-1000
Взаимосвязь характеристик прочности низколегированных сталей
Статистический анализ распределения механических свойств стали
Распределение прибылей на крупных стальных отливках с помощью ЭВМ
Сопротивление стали 15Х2НМФА
Состояние и перспективы развития отраслевой системы информации
Котлостроение на востоке страны
Научно-техническая информация
Станок для очистки и намотки сварочной проволоки
Фланце-гибочная машина
Мероприятия по экономии материальных и топливно-энергетических ресурсов
Метод уравновешивания вращающихся дискретно распределенных масс
Расчет тепловых схем паротурбинных установок
Экономичность работы ступени
Суммарная доля потерь в ступени с ВРА
О влиянии сепарирующих устройств на вибронапряженность рабочих лопаток
Исследования вибронапряженности рабочих лопаток компрессоров
Особенности гидравлических схем и расчетов ширмовых пароперегревателей
Задача оптимального распределения пара
Практически величины полных коэффициентов гидравлического сопротивления
Повышение усталостной прочности новых конструкций рабочих колес
Пределы усталости сталей
Глубина деформированного слоя
Свойства металла двухслойных трубопроводов ДУ 850 и 350
Термокинетическая диаграмма стали
Изготовление отводов методом горячей штамповки
Исследование металла колен Ду850
Влияние термомеханических режимов обработки биметалла
Влияние режимов термической обработки на структуру
Усталостная прочность соединений труб с трубными досками
Дистанционное исследование металла внутренних поверхностей
Анализ повреждаемости маслоохладителей паровых турбин
Диспетчеризация энергетического хозяйства на котлостроительных заводах
Диспетчерский щит
Энергохозяйство завода
Проектирование и внедрение средств механизации
Работа линии
Создание централизованного заготовительного производства
Стенд для коррозионных испытаний
Повышение экономичности тягодутьевых машин
Некоторые характеристики работы топок
Выход летучих соединений из частиц угля
Работать эффективно и качественно
Развитие бригадных форм организации и оплаты труда
Пути снижения металлоемкости выпускаемого оборудования
Устройство для измерения полей температур
Пьезоэлектрический искатель для ультразвукового контроля
Применение вертикальных парогенераторов
Снижение площади поверхности нагрева
Возбуждение аксиальных колебаний колес паровых турбин
Частота пульсирования статической волны
Регистрация ДФМ кратности возбуждения
Испытания в стационарных условиях с помощью ДФМ
Динамическая прочность облопачивания приводной турбины К6-30П
Седьмая ступень турбины
Восьмая ступень турбины
Исследование жесткости профильных витых труб
Интерполирование поверхностей лопастей гидромашин
Методика учета сухого трения в автоматического регулирования
Снижение металлоемкости электромагнитных фильтров
Экономическая эффективность повышения надежности энергетических машин
О надежности гидравлической схемы экранов
Тепловой поток на внутренней поверхности нагрева
Неравномерность обогрева экранов
Технологические основы повышения производительности
Задача повышения точности формообразования
Оценка значимости составляющей погрешности статической настройки
Термоциклическая обработка корпусной стали
Влияние хрома и ванадия на склонность к разрушению стали
Влияние ликвационной неоднородности
Физико-механические характеристики
Испытание на сжатие
Взаимодействие встречных потоков газового теплоносителя
Экспериментальный участок
Характерные особенности проведенных экспериментов
Вопросы совершенствования методологии
Удельный вес новых изделий в общем объеме товарной продукции
Расходы на подготовку и освоение производства новых видов продукции
Премирование за внедрение заимствованных новшеств
Каждую работу на уровень изобретений
Технология изготовления диафрагм паровых турбин
Секция экономики и организации производства
Способ изготовления керамических литейных форм
Главная запорная задвижки ДУ850 мм первого контура блока ВВЭР-1000
Сварочные работы в котельном цехе
Подготовка рабочего места
Экспериментальное исследование аэрации и деаэрации конденсата
Характеристика и результаты отдельных серий опытов
Об использовании энергии пульсирующего потока в газовой турбине
Значение относительной скорости турбины
Величина вращающегося момента на колесе турбины
Создание комплексной системы управления качеством продукции на Атоммаше
Параллельное ведение строительно-монтажных работ
Комиссия по культуре производства
Эффективность функционирования КС УКП
Внедрение комплексной системы
Работа по внедрению в производство новых котлов
Возможность монтажных дефектов при сборке
Технологическая подготовка производства
Идентификация и контроль качества турбомашин
Совокупность упругих и диссипативных свойств свободного ротора
Оценка коррозионной стойкости материалов
Коррозионные потери в паровой среде
Оборудование для производства
Керамические стержни
Прорезка пазов в турбинных лопатках электроалмазным методом
Система подачи электролита в зону обработки
Сверление глубоких отверстий на специализированном расточном станке с ЧПУ
Скручивание твердосплавных сверл при сверлении
Влияние свойства СОЖ на процесс сверления
Опыт эксплуатации на ГЭС гидроагрегатов со свободными болтами
Об эффективности защиты пылеприготовительного оборудования
Металлические диафрагмы из жести
Способы облегчения вскрытия клапанов
Автоматизация проектирования технологических маршрутов
Служебное назначение изделия
Зависимости от конструктивных и технологических особенностей детали
Специфика конкретного производства
Термическая обработка стали ЮГН2МФА
Измерение соосности вертикальных каналов
Схема регулировки длин рычагов подвижной мишени
Экспериментальные исследования в гидротурбостроении
Отработка оптимальной конструкции спиральной камеры
Разработка проточной части гидротурбин
Натурные испытания на действующих гидростанциях
Затруднения экспериментальных исследований в области гидротурбостроения
Состояние организации труда
Комплексный подход к организации рабочих мест
Полезная книга
Результаты Всесоюзного конкурса
В павильоне «Электрификация»
Котел-утилизатор КС-200-ВТКУ
Атомная энергетика
Ускорение процесса изготовления первого корпуса реактора
Сопротивление продольно омываемых неравномерных пучков гладких труб
Коэффициент гидравлического сопротивления
Исследование некоторых особенностей гидравлического сервомотора
Устойчивость рассматриваемой системы
Теплоотдача в масло и его охлаждение в ГТД
Систематизация структуры и выбор характеристик пусковых узлов
Признаки систем отвода пара
Исследования влияний типа сепарационного устройства
Расположение и протяженность смазочного слоя
Конструктивная прочность рабочих лопаток паровых турбин
Исследование служебных характеристик лопаток
Результаты испытаний образцов и опытных лопаток
Технология изготовления уникальных сварных роторов турбин
Характеристика основного металла
Конструкция сварного соединения
Технология сборки
При вертикальном способе
Автоматическая сварка под слоем флюса
Полуавтоматическая машина для изготовления моделей
Свойства термообработанной стали 15Х1М1Ф после холодной деформации
Автоматическая сварка вертикальных швов
Характер распределения концентрации углерода в перлитной стали
Правофланговые социалистического соревнования
О замене вагранок индукционными печами промышленной частоты на заводах отрасли
Сжигание высокореакционных углей
Изменение соотношения скоростей вторичного воздуха
Изменение падающих и обратных локальных тепловых потоков по сечениям
Котел утилизатор для сжигания элементарной серы
Ультразвуковой цифровой дефектомер
Рабочая эстафета
Большие задачи турбостроителей
Развитие атомной энергетики в европейской части России
Развитие ремонтного и транспортного хозяйств
Основные проблемы компрессоростроения
Уточненный метод получения характеристик центробежных компрессоров
Получение характеристик отдельных ступеней
Изменения отдельных параметров по ступеням
Об измерении параметров потока в проточной части
Получения объективной осредненной величины температуры торможения потока
Влияния теплоизоляции корпуса центробежной компрессорной секции
Влияние типа решетки на характеристики ступени
Работа концевых ступеней ЦКМ при высоких числах
Подсчет газодинамических характеристик отдельных элементов ступеней
Унификация элементов проточных частей центробежных компрессорных машин
Способ унификации обратного направляющего аппарата в промежуточной ступени ЦКМ
Влияние загрязнения проточной на запас устойчивой работы
Проточная часть осевых компрессоров
Потери теплоты через корпус неизолированной секции центробежного компрессора
Внедрение сварных колес для ЦКМ
Сварные колеса
Исследованные марки сталей
Прочностные характеристики сварных колес
Сталь типа сихромаль с высокой жаростойкостью
Повышение работоспособности экранов
Влияние легирования хром-никель-молибден-ванадиевых сталей
Закономерности свойств около-шовного металла
Состояние поверхностного слоя
Принципиальная технология изготовления образцов
Шероховатость
Глубина распространения остаточных напряжений сжатия
Сварка труб поверхностей теплообмена
Методы борьбы с гратом
Новые стали для атомных реакторов с натриевым теплоносителем
Испытания на склонность к ЛРОЗ
Задача рационального использования трудовых ресурсов
Водоподготовительное оборудование, выпускаемое ПО «Красный котельщик»
Совершенствование складского хозяйства в ПО «Красный котельщик»
«Круглый стол» отраслевых журналов
Конференция на Атоммаше
Технология термической обработки
Противопригарная краска для стальных отливок

Теплоотдача в масло и его охлаждение в ГТД

В транспортных газотурбинных двигателях (ГТД) значительная часть мощности двигателя затрачивается на привод вентилятора, охлаждающего масло, поэтому представляют интерес пути снижения этой мощности.
Тепловой поток (теплоотдача в секунду) от двигателя в масло См состоит из трех частей: бм— Стр+Фмн+Фп где <2тр — тепло, выделившееся от трения в подшипниках; (2мн — тепло, эквивалентное затрате мощности на привод масляных насосов; <2п — тепло, передаваемое маслом от горячих деталей. Тепловой поток от трения в подшипниках в двухзальном ГТД со свободной силовой турбиной состоит из двух частей, зависящих от частот вращения турбокомпрессора и силовой турбины, т. е.
Здесь и далее индексом обозначено номинальное значение параметра, а чертой — относительная величина.
В изолированной термодинамической системе при отсутствии теплообмена с внешней средой работа V(^р равна приращению энтальпии I, т. е., где — коэффициенты теплоотдачи от горячих деталей ГТД к маслу; Р( — поверхности горячих деталей ГТД с температурой /ст..
Подогрев масла за счет тепла, передающегося от стенок, зависит от конструкции и типа двигателя, его мощности. У газотурбинных двигателей с теплообменником тепловой поток от стенок больше, чем в ГТД без теплообменника. С увеличением размеров ГТД доля подогрева за счет тепла от стенок снижается. Анализ некоторых испытаний ГТД и расчеты показывают, что при мощностях порядка 600 кВт и выше тепловой поток от стенок в масло сравнительно невелик и составляет 10 ... 15 % от всего теплового потока в масло.
Потери в ГТД, связанные с трением в подшипниках и передачах, а также затрата мощности на привод вспомогательных агрегатов (исключая вентилятор охлаждения масла и вспомогательный генератор) учитываются механическими КПД турбокомпрессора и силовой турбины. Если приближенно принять, что затрата мощности на привод топливных насосов и других агрегатов (исключая масляные насосы) примерно равна тепловому потоку от горячих поверхностей к маслу, то тогда величину тепловых потоков можно представить в виде, где Л/тК — мощность турбины компрессора; тс — мощность силовой турбины.
Обычно механические КПД учитывают также затраты мощности на привод топливных насосов, регулятора, вспомогательных насосов и других агрегатов; мощность которых не обращается в тепло, передающееся в масло. Однако мощность этих агрегатов не превышает обычно 1 % от мощностей турбины компрессора и силовой турбины соответственно. Вызванная этим ошибка в расчетах по уравнению (1) будет мала, кроме того, она компенсируется в значительной мере подогревом масла от горячих деталей.
Имея в виду, что номинальная эффективная мощность из уравнения получим выражение для определения удельной теплоотдачи (удельного теплового потока) в масло: от температуры газа перед турбиной и изменяется в пределах 1,5... 2, причем меньшие цифры соответствуют более высоким температурам газа.
В ГТД без соплового регулирования, как показывают опыты, существует следующая приближенная зависимость.
В случае, если ГТД приводит компрессор, насос, винт, а также если он связан с трансмиссией постоянного тока автомобиля.
Анализ большого числа результатов испытаний двух-вальных ГТД показывает, что у подавляющего числа двигателей тепловой поток, вызванный трением в подшипниках, пропорционален частоте вращения в степени 1,5, а мощность ГТД, пропорциональна частоте вращения турбокомпрессора в степени 4,5.
Подставив (3) и (4) в (2) и приняв г1==г2=1,5, р=4,5 получим выражение для удельной теплоотдачи (теплового потока) в масло для ГТД без соплового регулирования при нагрузке по винтовой кривой.
На рис. 1 показано изменение удельной теплоотдачи в масло по режимам, вычисленное по формуле (5). Видно, что при ТС= 0,985 удельная теплоотдача на полной мощности составляет 45 Вт/кВт, а при уменьшении механического КПД до 0,98 эта величина достигает 60 Вт/кВт.
Проведенные опыты показали, что для двух-вальных ГТД без теплообменника транспортного типа мощностью 590 кВт См0=34 800 Вт; у ГТД без теплообменника мощностью 440 кВт с уменьшенной теплоотдачей в редукторе См0=18 600 Вт. Таким образом, удельный тепловой поток у этих ГТД соответственно равен 59 и 42,3 Вт/кВт. Это соответствует механическим КПД» соответственно равным 0,98 и 0,985.
Как показывает практика конструирования авиационных ГТД, возможно снижение теплоотдачи в масло. Например, у двухвального ГТД ЬТЗ-101 мощностью 440 кВт фирмы ,,Ьусо1Ш陸 (США) за счет уменьшения числа подшипниковых опор, снижения осевых усилий роторов и уменьшения теплоотдачи в редуктор удельная теплоотдача в масло снизилась до 17,5 Вт/кВт[2]; по американским данным, у ГТД такой мощности удельная теплоотдача в масло обычно достигает 70 ... 100 кВт.
Рассмотрим возможность охлаждения масла топливом и воздухом, входящим в компрессор. Количества тепла (тепловой поток) которое может воспринять топливо от масла.
На рис. 2 показана зависимое удельного теплового потока от масла в топливо от мощности ГТД при работе двигателя летом и зимой. При этом принято, что температура топлива на выходе из холодильника летом и зимой равна 80 °С; на входе — 35 °С летом и 0 °С зимой. Из графиков видно, что на полной мощности удельный тепловой поток от масла в топливо зимой составляет 16 Вт/кВт, а летом — 8 Вт/кВт. Если поднять допустимую температуру масла на выходе из ГТД до 110... ... 115 °С, а температуру топлива — до 105 ... 110 °С, то полученные цифры могут быть увеличены примерно в 1,5—2 раза, т. е. летом удельная теплоотдача в топливо достигнет 16 ... 17 Вт/кВт. В этом случае у двигателей без теплообменника с малой теплоотдачей в масло возможно его охлаждение топливом. Известно, например, что у вертолетного ГТД Т-58 мощностью около 1000 кВт применяется такое охлаждение масла, правда, этот ГТД не имеет редуктора. В случае, когда ГТД имеет теплообменник, охлаждение масла только топливом невозможно, так как у таких двигателей меньше расход топлива и больше теплоотдача в масло, чем у ГТД без теплообменника.
Определим величину подогрева воздуха на входе в компрессор при охлаждении масла воздухом, всасываемым в компрессор. Количество тепла, отбираемого воздухом.
Из этого уравнения следует, что подогрев воздуха практически не зависит от режима работы ГТД.
Для ГТД с удельной мощностью 130 000 Вт/(кг/с) при удельной теплоотдаче в масло 40 ... 60 Вт/кВт подогрев воздуха на входе в компрессор составляет 5,2 ... 7,8 °С. Такой подогрев, даже без учета сопротивления на впуске дополнительного масляного холодильника, снизит мощность ГТД примерно на 5 ... 8 %. Поэтому охлаждение масла только воздухом, идущим в компрессор, целесообразно в случаях, когда ГТД работает при низких температурах окружающей среды либо удельная теплоотдача в масло не превышает 20 ... 25 Вт/кВт.
Установка на входе в компрессор ГТД масляного холодильника приводит к увеличению потерь давления на входе» что дополнительно приведет к снижению мощности и экономичности двигателя.
Снижение мощности и экономичности, вызванное уменьшением полного давления на входе рВу удобно оценивать в зависимости от изменения коэффициента сохранения полного давления на входе сг— 1—Ар/р. Используя метод малых отклонений, можно получить формулы, связывающие относительные приращения мощности и удельного расхода топлива Асе/се с относительным приращением коэффициента сохранения полного давления на входе А/о: где т=^(к—\)/к\ к—показатель адиабаты для газа; ятс — степень понижения давления в силовой турбине; %с — КПД силовой турбины; т)р — степень регенерации теплообменника ГТД; 7,ги7’с — температуры перед турбиной компрессора и на выходе из силовой турбины; 7*р — температура воздуха на выходе из теплообменника ГТД.
Вычисления по формулам (8) и (9) показывают, что при увеличении сопротивления на входе в ГТД на 1 % мощность двигателя (в зависимости от температуры газа перед турбиной и степени повышения давления в компрессоре) снижается на 1,9 ... 2,2 %, а удельный расход топлива возрастает на 0,7 ... 1 %.
Повышение температуры воздуха на входе в ГТД-при установке холодильника масла на впуске приводит не только к снижению мощности, но и к падению экономичности двигателя. Расчеты показывают, что при увеличении температуры воздуха на входе на 1 °С удельный расход топлива в ГТД без соплового регулирования увеличивается на 0,3 ... 0,6 %, а в ГТД с сопловым регулированием — на 0,1 ... 0,2 % .
В том случае, если удельная теплоотдача в масло невелика, можно применить комбинированное охлаждение масла — топливом и воздухом, засасываемым в компрессор. При этом повышение температуры воздуха на входе составит 1 ... 2 °С. Снижение отдачи тепла в масло, его охлаждение топливом и исключение вентилятора может заметно повысить экономичность и снизить путевой расход топлива. Например, уменьшение теплоотдачи с 55 до 25 Вт/кВт вследствие снижения механических потерь уменьшает расход топлива на 3 %. Если же применить охлаждение масла топливом, его расход снизится еще примерно на 1 % за счет подогрева. Кроме того, при этих условиях можно обойтись без вентилятора, охлаждая масло воздухом, идущим в компрессор. Принимая, что на привод вентилятора расходуется 1 ... 2 % топлива, потребляемого ГТД, можно получить повышение экономичности силовой установки на 5 ... 6 %. Снижение же мощности из-за подогрева воздуха (на 1,5 ... 2 %) будет компенсировано отсутствием затрат мощности на привод вентилятора. При отсутствии вентилятора упростится конструкция силовой установки, снизятся ее масса и габариты, увеличится приемистость.
Выводы
1. Удельная теплоотдача в масло у транспортных двух-вальных ГТД мощностью порядка 1000 кВт и менее на номинальном режиме колеблется от 20 до 60 Вт/кВт, причем меньшие цифры относятся к двигателям без теплообменника (для снижения теплоотдачи приняты специальные меры).
2. От масла в топливо можно отвести около 8 ... ... 16 Вт/кВт, при повышении температуры масла до 110 ... 115 °С и топлива до 100 ... 110 °С величина теплового потока может быть увеличена до 12 ... 22 Вт/кВт,
3. При охлаждении масла воздухом, засасываемым в компрессор, повышение температуры воздуха не зависит от режима работы ГТД и при (}М)/№е =40.. .60 Вт/кВт достигает 5 ... 8 °С; при ФМ/А0 ~20.. .30Вт/кВт — 2,5... 4 °С.
4. В случае, если удельная теплоотдача в масло не превосходит 20 ... 25 Вт/кВт, применяется комбинированное охлаждение масла топливом и воздухом, всасываемым в компрессор. При этом можно избежать применения вентилятора и заметно (на 5 ... ... 6 %) повысить экономичность силовой установки, уменьшить ее объем и повысить приемистость.



 
Яндекс.Метрика