Социалистическое соревнование
Применение труб с внутренним оребрением
Исследование методом голографической интерферометрии
Влияние нелинейностей на жесткость линзовых компенсаторов
Расчет производительности мельниц-вентиляторов
Испытание подогреваемого воздушного маслоохладителя ГПА ГТК-10
Функциональная зависимость для лопаточных машин
К расчету на прочность 8-образных лопаток радиальных нагнетателей
Скорость витания крупных капель жидкости в потоке газа или пара
Состояние и перспективы развития сварочного производства
Автоматическая наплавка на кромки главных патрубков корпусов реакторов ВВЭР-1000
Взаимосвязь характеристик прочности низколегированных сталей
Статистический анализ распределения механических свойств стали
Распределение прибылей на крупных стальных отливках с помощью ЭВМ
Сопротивление стали 15Х2НМФА
Состояние и перспективы развития отраслевой системы информации
Котлостроение на востоке страны
Научно-техническая информация
Станок для очистки и намотки сварочной проволоки
Фланце-гибочная машина
Мероприятия по экономии материальных и топливно-энергетических ресурсов
Метод уравновешивания вращающихся дискретно распределенных масс
Расчет тепловых схем паротурбинных установок
Экономичность работы ступени
Суммарная доля потерь в ступени с ВРА
О влиянии сепарирующих устройств на вибронапряженность рабочих лопаток
Исследования вибронапряженности рабочих лопаток компрессоров
Особенности гидравлических схем и расчетов ширмовых пароперегревателей
Задача оптимального распределения пара
Практически величины полных коэффициентов гидравлического сопротивления
Повышение усталостной прочности новых конструкций рабочих колес
Пределы усталости сталей
Глубина деформированного слоя
Свойства металла двухслойных трубопроводов ДУ 850 и 350
Термокинетическая диаграмма стали
Изготовление отводов методом горячей штамповки
Исследование металла колен Ду850
Влияние термомеханических режимов обработки биметалла
Влияние режимов термической обработки на структуру
Усталостная прочность соединений труб с трубными досками
Дистанционное исследование металла внутренних поверхностей
Анализ повреждаемости маслоохладителей паровых турбин
Диспетчеризация энергетического хозяйства на котлостроительных заводах
Диспетчерский щит
Энергохозяйство завода
Проектирование и внедрение средств механизации
Работа линии
Создание централизованного заготовительного производства
Стенд для коррозионных испытаний
Повышение экономичности тягодутьевых машин
Некоторые характеристики работы топок
Выход летучих соединений из частиц угля
Работать эффективно и качественно
Развитие бригадных форм организации и оплаты труда
Пути снижения металлоемкости выпускаемого оборудования
Устройство для измерения полей температур
Пьезоэлектрический искатель для ультразвукового контроля
Применение вертикальных парогенераторов
Снижение площади поверхности нагрева
Возбуждение аксиальных колебаний колес паровых турбин
Частота пульсирования статической волны
Регистрация ДФМ кратности возбуждения
Испытания в стационарных условиях с помощью ДФМ
Динамическая прочность облопачивания приводной турбины К6-30П
Седьмая ступень турбины
Восьмая ступень турбины
Исследование жесткости профильных витых труб
Интерполирование поверхностей лопастей гидромашин
Методика учета сухого трения в автоматического регулирования
Снижение металлоемкости электромагнитных фильтров
Экономическая эффективность повышения надежности энергетических машин
О надежности гидравлической схемы экранов
Тепловой поток на внутренней поверхности нагрева
Неравномерность обогрева экранов
Технологические основы повышения производительности
Задача повышения точности формообразования
Оценка значимости составляющей погрешности статической настройки
Термоциклическая обработка корпусной стали
Влияние хрома и ванадия на склонность к разрушению стали
Влияние ликвационной неоднородности
Физико-механические характеристики
Испытание на сжатие
Взаимодействие встречных потоков газового теплоносителя
Экспериментальный участок
Характерные особенности проведенных экспериментов
Вопросы совершенствования методологии
Удельный вес новых изделий в общем объеме товарной продукции
Расходы на подготовку и освоение производства новых видов продукции
Премирование за внедрение заимствованных новшеств
Каждую работу на уровень изобретений
Технология изготовления диафрагм паровых турбин
Секция экономики и организации производства
Способ изготовления керамических литейных форм
Главная запорная задвижки ДУ850 мм первого контура блока ВВЭР-1000
Сварочные работы в котельном цехе
Подготовка рабочего места
Экспериментальное исследование аэрации и деаэрации конденсата
Характеристика и результаты отдельных серий опытов
Об использовании энергии пульсирующего потока в газовой турбине
Значение относительной скорости турбины
Величина вращающегося момента на колесе турбины
Создание комплексной системы управления качеством продукции на Атоммаше
Параллельное ведение строительно-монтажных работ
Комиссия по культуре производства
Эффективность функционирования КС УКП
Внедрение комплексной системы
Работа по внедрению в производство новых котлов
Возможность монтажных дефектов при сборке
Технологическая подготовка производства
Идентификация и контроль качества турбомашин
Совокупность упругих и диссипативных свойств свободного ротора
Оценка коррозионной стойкости материалов
Коррозионные потери в паровой среде
Оборудование для производства
Керамические стержни
Прорезка пазов в турбинных лопатках электроалмазным методом
Система подачи электролита в зону обработки
Сверление глубоких отверстий на специализированном расточном станке с ЧПУ
Скручивание твердосплавных сверл при сверлении
Влияние свойства СОЖ на процесс сверления
Опыт эксплуатации на ГЭС гидроагрегатов со свободными болтами
Об эффективности защиты пылеприготовительного оборудования
Металлические диафрагмы из жести
Способы облегчения вскрытия клапанов
Автоматизация проектирования технологических маршрутов
Служебное назначение изделия
Зависимости от конструктивных и технологических особенностей детали
Специфика конкретного производства
Термическая обработка стали ЮГН2МФА
Измерение соосности вертикальных каналов
Схема регулировки длин рычагов подвижной мишени
Экспериментальные исследования в гидротурбостроении
Отработка оптимальной конструкции спиральной камеры
Разработка проточной части гидротурбин
Натурные испытания на действующих гидростанциях
Затруднения экспериментальных исследований в области гидротурбостроения
Состояние организации труда
Комплексный подход к организации рабочих мест
Полезная книга
Результаты Всесоюзного конкурса
В павильоне «Электрификация»
Котел-утилизатор КС-200-ВТКУ
Атомная энергетика
Ускорение процесса изготовления первого корпуса реактора
Сопротивление продольно омываемых неравномерных пучков гладких труб
Коэффициент гидравлического сопротивления
Исследование некоторых особенностей гидравлического сервомотора
Устойчивость рассматриваемой системы
Теплоотдача в масло и его охлаждение в ГТД
Систематизация структуры и выбор характеристик пусковых узлов
Признаки систем отвода пара
Исследования влияний типа сепарационного устройства
Расположение и протяженность смазочного слоя
Конструктивная прочность рабочих лопаток паровых турбин
Исследование служебных характеристик лопаток
Результаты испытаний образцов и опытных лопаток
Технология изготовления уникальных сварных роторов турбин
Характеристика основного металла
Конструкция сварного соединения
Технология сборки
При вертикальном способе
Автоматическая сварка под слоем флюса
Полуавтоматическая машина для изготовления моделей
Свойства термообработанной стали 15Х1М1Ф после холодной деформации
Автоматическая сварка вертикальных швов
Характер распределения концентрации углерода в перлитной стали
Правофланговые социалистического соревнования
О замене вагранок индукционными печами промышленной частоты на заводах отрасли
Сжигание высокореакционных углей
Изменение соотношения скоростей вторичного воздуха
Изменение падающих и обратных локальных тепловых потоков по сечениям
Котел утилизатор для сжигания элементарной серы
Ультразвуковой цифровой дефектомер
Рабочая эстафета
Большие задачи турбостроителей
Развитие атомной энергетики в европейской части России
Развитие ремонтного и транспортного хозяйств
Основные проблемы компрессоростроения
Уточненный метод получения характеристик центробежных компрессоров
Получение характеристик отдельных ступеней
Изменения отдельных параметров по ступеням
Об измерении параметров потока в проточной части
Получения объективной осредненной величины температуры торможения потока
Влияния теплоизоляции корпуса центробежной компрессорной секции
Влияние типа решетки на характеристики ступени
Работа концевых ступеней ЦКМ при высоких числах
Подсчет газодинамических характеристик отдельных элементов ступеней
Унификация элементов проточных частей центробежных компрессорных машин
Способ унификации обратного направляющего аппарата в промежуточной ступени ЦКМ
Влияние загрязнения проточной на запас устойчивой работы
Проточная часть осевых компрессоров
Потери теплоты через корпус неизолированной секции центробежного компрессора
Внедрение сварных колес для ЦКМ
Сварные колеса
Исследованные марки сталей
Прочностные характеристики сварных колес
Сталь типа сихромаль с высокой жаростойкостью
Повышение работоспособности экранов
Влияние легирования хром-никель-молибден-ванадиевых сталей
Закономерности свойств около-шовного металла
Состояние поверхностного слоя
Принципиальная технология изготовления образцов
Шероховатость
Глубина распространения остаточных напряжений сжатия
Сварка труб поверхностей теплообмена
Методы борьбы с гратом
Новые стали для атомных реакторов с натриевым теплоносителем
Испытания на склонность к ЛРОЗ
Задача рационального использования трудовых ресурсов
Водоподготовительное оборудование, выпускаемое ПО «Красный котельщик»
Совершенствование складского хозяйства в ПО «Красный котельщик»
«Круглый стол» отраслевых журналов
Конференция на Атоммаше
Технология термической обработки
Противопригарная краска для стальных отливок

Повышение экономичности тягодутьевых машин — важное условие экономии топливно-энергетических ресурсов

Известно, что сырье, материалы, энергоресурсы составляют в среднем 65...75 % себестоимости продукции, поэтому экономия этих видов затрат на производство продукции является наиболее результативным средством повышения эффективности общественного производства.
ПО «Сибэнергомаш» является крупным поставщиком тягодутьевых машин (ТДМ) для энергетики и других отраслей народного хозяйства. Номенклатура изготовляемых машин весьма широка. В табл. 1 приводятся основные технические данные сравнительно небольшого вентилятора ВДН-18 и крупного осевого дымососа ДОД-43.
Значительное повышение единичных мощностей энергетических установок привело к необходимости разработки новых крупных тягодутьевых машин. Указанная в таблице мощность, потребляемая дымососом ДОД-43, не является предельной. Мощность приводного электродвигателя вновь разрабатываемых ТДМ достигает 1000 кВт, а мощность, потребляемая вентилятором ВДН-36Х2 энергоблока мощностью 800 МВт с газо-мазутным котлом, составляет 6450 кВт и для его привода применена паровая турбина.
Количество электроэнергии, затрачиваемой на привод тягодутьевых машин, тем меньше, чем совершеннее машина, т. е. чем выше ее КПД. Необходимость экономии электроэнергии особенно заметна при больших абсолютных значениях потребляемой мощности. При проектировании тягодутьевых машин для новых энергетических блоков мощностью 800 МВт с котлами, работающими на твердом топливе, перед НПО ЦКТИ, ВНИИАМом и ПО «Сибэнергомаш» была поставлена задача: обеспечить максимальную экономичность дымососов и вентиляторов с учетом конкретных условий эксплуатации машин. В табл. 2 приведены основные технические характеристики ТДМ, разработанных для этих энергоблоков.
Из табл. 2 видно, что наибольший КПД имеют центробежные дутьевые вентиляторы, рассчитанные на перемещение чистого воздуха и имеющие назад загнутые крыловидные лопатки. На Пермской ГРЭС по условиям компоновки и по требованию проектной организации применен вентилятор осевого типа, имеющий несколько пониженное значение максимального КПД, однако осевые машины имеют более благоприятную регулировочную характеристику; среднеэксплуатационный КПД таких машин находится на уровне аналогичного КПД центробежных машин, а иногда и выше. Все сказанное относится к осевым дымососам.
Несколько меньшее значение КПД имеют дымососы рециркуляции, что обусловлено условиями эксплуатации. Эти дымососы установлены после батарейных золоуловителей (а не электрофильтров) и предназначены для перемещения дымовых газов с повышенным содержанием не уловленной золы, образующей отложения на лопатках ротора. Поэтому в основу проекта была положена аэродинамическая схема НПО ЦКТИ, имеющая почти радиально оканчивающиеся лопатки рабочего колеса, на которых зола откладывается в значительно меньшей степени, чем на назад загнутых лопатках. Поскольку главным оценочным показателем является надежность при эксплуатации, применение дымососов с радиально оканчивающимися лопатками и достаточно высоким КПД (73 %) в таких условиях оправдано.
При проектировании центробежных дутьевых вентиляторов использованы высокоэкономичные аэродинамические схемы НПО ЦКТИ, а в основу проектирования осевых дымососов и вентилятора заложена аэродинамическая схема ЦАГИ — ВНИИАМ.
В целях обеспечения экономичного регулирования все машины будут снабжены направляющими аппаратами. предусмотрена также разработка двухскоростного электродвигателя, что существенно повышает эксплуатационный КПД центробежного вентилятора. Спроектированные машины находятся на современном техническом уровне и отвечают требованиям высшей категории качества.
Однако ограничивать повышение экономичности ТДМ только рамками крупных энергоблоков было бы неверно. До 1975 г. заводами Министерства тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения выпускалась весьма широкая номенклатура тягодутьевых машин (дымососов, вентиляторов горячего дутья, мельничных вентиляторов), предназначенных для перемещения дымовых газов, нагретого до 400 °С воздуха и некоторых агрессивных газов при высокой температуре. Коэффициент полезного действия перечисленных машин находился на уровне 70 %. Хотя потребляемая каждой такой машиной мощность сравнительно невелика, суммарные затраты электроэнергии значительны, поскольку велика серийность их выпуска. Необходимо было решать вопрос о замене всего парка ТДМ.
В X и XI пятилетках ПО «Сибэнергомаш» совместно с ВНИИАМом и другими объединениями и заводами отрасли было осуществлено проектирование и внедрение в производство серии экономичных дымососов. На основании научно-исследовательских работ, проведенных специалистами ВНИИАМа, опытно-коиструкторских работ ПО «Сибэнергомаш» и Уралтехэнерго, с учетом опыта эксплуатации были разработаны аэродинамические схемы 0,55-40 и 0,62-40, обеспечивающие высокий КПД и пригодные для перемещения запыленных газов. По предложению ВНИЙАМ и ПО «Сибэнергомаш» было утверждено проектное задание на разработку новой серии дымососов на базе этих аэродинамических схем.
Проектом новой серии было предусмотрено повышение КПД машин с 70 до 82 %, что соответствует снижению расхода электроэнергии на 12...15 %; построение серии дымососов в виде параметрического ряда с коэффициентом прогрессии 1,12, что позволяет обеспечить выпуск дымососов в широком диапазоне необходимых параметров по производительности и давлению с достаточно высоким КПД (табл. 3); разбивка машин по группам и распределение их производства между предприятиями с учетом максимальной унификации узлов и деталей.
В течение X пятилетки освоение новых машин было завершено. В табл. 4 указаны экономический эффект и экономия электроэнергии в народном хозяйстве, полученные благодаря повышению КПД дымососов (только номенклатуры ПО «Сибэнергомаш»).
Для выработки такого количества электроэнергии необходима непрерывная (в течение 7000 ч) работа энергетической установки мощностью около 30 тыс. кВт при расходе около 70 тыс. т условного топлива в год.
Новые аэродинамические схемы оказались более рациональными и по условиям золового износа, что для дымососов является очень существенным фактором. Назад загнутые листовые лопатки новых дымососов по износоустойчивости превосходят рабочие лопатки ранее выпускавшихся машин в 1,5...2 раза. Это дополнительный источник экономии электроэнергии и материальных ресурсов, что при расчете экономического эффекта не учитывалось.
После внедрения в производство все указанные в табл. 4 дымососы в период с 1977 по 1980 гг. были аттестованы на высшую категорию качества и им в установленном порядке присвоен государственный Знак качества.



 
Яндекс.Метрика