Социалистическое соревнование
Применение труб с внутренним оребрением
Исследование методом голографической интерферометрии
Влияние нелинейностей на жесткость линзовых компенсаторов
Расчет производительности мельниц-вентиляторов
Испытание подогреваемого воздушного маслоохладителя ГПА ГТК-10
Функциональная зависимость для лопаточных машин
К расчету на прочность 8-образных лопаток радиальных нагнетателей
Скорость витания крупных капель жидкости в потоке газа или пара
Состояние и перспективы развития сварочного производства
Автоматическая наплавка на кромки главных патрубков корпусов реакторов ВВЭР-1000
Взаимосвязь характеристик прочности низколегированных сталей
Статистический анализ распределения механических свойств стали
Распределение прибылей на крупных стальных отливках с помощью ЭВМ
Сопротивление стали 15Х2НМФА
Состояние и перспективы развития отраслевой системы информации
Котлостроение на востоке страны
Научно-техническая информация
Станок для очистки и намотки сварочной проволоки
Фланце-гибочная машина
Мероприятия по экономии материальных и топливно-энергетических ресурсов
Метод уравновешивания вращающихся дискретно распределенных масс
Расчет тепловых схем паротурбинных установок
Экономичность работы ступени
Суммарная доля потерь в ступени с ВРА
О влиянии сепарирующих устройств на вибронапряженность рабочих лопаток
Исследования вибронапряженности рабочих лопаток компрессоров
Особенности гидравлических схем и расчетов ширмовых пароперегревателей
Задача оптимального распределения пара
Практически величины полных коэффициентов гидравлического сопротивления
Повышение усталостной прочности новых конструкций рабочих колес
Пределы усталости сталей
Глубина деформированного слоя
Свойства металла двухслойных трубопроводов ДУ 850 и 350
Термокинетическая диаграмма стали
Изготовление отводов методом горячей штамповки
Исследование металла колен Ду850
Влияние термомеханических режимов обработки биметалла
Влияние режимов термической обработки на структуру
Усталостная прочность соединений труб с трубными досками
Дистанционное исследование металла внутренних поверхностей
Анализ повреждаемости маслоохладителей паровых турбин
Диспетчеризация энергетического хозяйства на котлостроительных заводах
Диспетчерский щит
Энергохозяйство завода
Проектирование и внедрение средств механизации
Работа линии
Создание централизованного заготовительного производства
Стенд для коррозионных испытаний
Повышение экономичности тягодутьевых машин
Некоторые характеристики работы топок
Выход летучих соединений из частиц угля
Работать эффективно и качественно
Развитие бригадных форм организации и оплаты труда
Пути снижения металлоемкости выпускаемого оборудования
Устройство для измерения полей температур
Пьезоэлектрический искатель для ультразвукового контроля
Применение вертикальных парогенераторов
Снижение площади поверхности нагрева
Возбуждение аксиальных колебаний колес паровых турбин
Частота пульсирования статической волны
Регистрация ДФМ кратности возбуждения
Испытания в стационарных условиях с помощью ДФМ
Динамическая прочность облопачивания приводной турбины К6-30П
Седьмая ступень турбины
Восьмая ступень турбины
Исследование жесткости профильных витых труб
Интерполирование поверхностей лопастей гидромашин
Методика учета сухого трения в автоматического регулирования
Снижение металлоемкости электромагнитных фильтров
Экономическая эффективность повышения надежности энергетических машин
О надежности гидравлической схемы экранов
Тепловой поток на внутренней поверхности нагрева
Неравномерность обогрева экранов
Технологические основы повышения производительности
Задача повышения точности формообразования
Оценка значимости составляющей погрешности статической настройки
Термоциклическая обработка корпусной стали
Влияние хрома и ванадия на склонность к разрушению стали
Влияние ликвационной неоднородности
Физико-механические характеристики
Испытание на сжатие
Взаимодействие встречных потоков газового теплоносителя
Экспериментальный участок
Характерные особенности проведенных экспериментов
Вопросы совершенствования методологии
Удельный вес новых изделий в общем объеме товарной продукции
Расходы на подготовку и освоение производства новых видов продукции
Премирование за внедрение заимствованных новшеств
Каждую работу на уровень изобретений
Технология изготовления диафрагм паровых турбин
Секция экономики и организации производства
Способ изготовления керамических литейных форм
Главная запорная задвижки ДУ850 мм первого контура блока ВВЭР-1000
Сварочные работы в котельном цехе
Подготовка рабочего места
Экспериментальное исследование аэрации и деаэрации конденсата
Характеристика и результаты отдельных серий опытов
Об использовании энергии пульсирующего потока в газовой турбине
Значение относительной скорости турбины
Величина вращающегося момента на колесе турбины
Создание комплексной системы управления качеством продукции на Атоммаше
Параллельное ведение строительно-монтажных работ
Комиссия по культуре производства
Эффективность функционирования КС УКП
Внедрение комплексной системы
Работа по внедрению в производство новых котлов
Возможность монтажных дефектов при сборке
Технологическая подготовка производства
Идентификация и контроль качества турбомашин
Совокупность упругих и диссипативных свойств свободного ротора
Оценка коррозионной стойкости материалов
Коррозионные потери в паровой среде
Оборудование для производства
Керамические стержни
Прорезка пазов в турбинных лопатках электроалмазным методом
Система подачи электролита в зону обработки
Сверление глубоких отверстий на специализированном расточном станке с ЧПУ
Скручивание твердосплавных сверл при сверлении
Влияние свойства СОЖ на процесс сверления
Опыт эксплуатации на ГЭС гидроагрегатов со свободными болтами
Об эффективности защиты пылеприготовительного оборудования
Металлические диафрагмы из жести
Способы облегчения вскрытия клапанов
Автоматизация проектирования технологических маршрутов
Служебное назначение изделия
Зависимости от конструктивных и технологических особенностей детали
Специфика конкретного производства
Термическая обработка стали ЮГН2МФА
Измерение соосности вертикальных каналов
Схема регулировки длин рычагов подвижной мишени
Экспериментальные исследования в гидротурбостроении
Отработка оптимальной конструкции спиральной камеры
Разработка проточной части гидротурбин
Натурные испытания на действующих гидростанциях
Затруднения экспериментальных исследований в области гидротурбостроения
Состояние организации труда
Комплексный подход к организации рабочих мест
Полезная книга
Результаты Всесоюзного конкурса
В павильоне «Электрификация»
Котел-утилизатор КС-200-ВТКУ
Атомная энергетика
Ускорение процесса изготовления первого корпуса реактора
Сопротивление продольно омываемых неравномерных пучков гладких труб
Коэффициент гидравлического сопротивления
Исследование некоторых особенностей гидравлического сервомотора
Устойчивость рассматриваемой системы
Теплоотдача в масло и его охлаждение в ГТД
Систематизация структуры и выбор характеристик пусковых узлов
Признаки систем отвода пара
Исследования влияний типа сепарационного устройства
Расположение и протяженность смазочного слоя
Конструктивная прочность рабочих лопаток паровых турбин
Исследование служебных характеристик лопаток
Результаты испытаний образцов и опытных лопаток
Технология изготовления уникальных сварных роторов турбин
Характеристика основного металла
Конструкция сварного соединения
Технология сборки
При вертикальном способе
Автоматическая сварка под слоем флюса
Полуавтоматическая машина для изготовления моделей
Свойства термообработанной стали 15Х1М1Ф после холодной деформации
Автоматическая сварка вертикальных швов
Характер распределения концентрации углерода в перлитной стали
Правофланговые социалистического соревнования
О замене вагранок индукционными печами промышленной частоты на заводах отрасли
Сжигание высокореакционных углей
Изменение соотношения скоростей вторичного воздуха
Изменение падающих и обратных локальных тепловых потоков по сечениям
Котел утилизатор для сжигания элементарной серы
Ультразвуковой цифровой дефектомер
Рабочая эстафета
Большие задачи турбостроителей
Развитие атомной энергетики в европейской части России
Развитие ремонтного и транспортного хозяйств
Основные проблемы компрессоростроения
Уточненный метод получения характеристик центробежных компрессоров
Получение характеристик отдельных ступеней
Изменения отдельных параметров по ступеням
Об измерении параметров потока в проточной части
Получения объективной осредненной величины температуры торможения потока
Влияния теплоизоляции корпуса центробежной компрессорной секции
Влияние типа решетки на характеристики ступени
Работа концевых ступеней ЦКМ при высоких числах
Подсчет газодинамических характеристик отдельных элементов ступеней
Унификация элементов проточных частей центробежных компрессорных машин
Способ унификации обратного направляющего аппарата в промежуточной ступени ЦКМ
Влияние загрязнения проточной на запас устойчивой работы
Проточная часть осевых компрессоров
Потери теплоты через корпус неизолированной секции центробежного компрессора
Внедрение сварных колес для ЦКМ
Сварные колеса
Исследованные марки сталей
Прочностные характеристики сварных колес
Сталь типа сихромаль с высокой жаростойкостью
Повышение работоспособности экранов
Влияние легирования хром-никель-молибден-ванадиевых сталей
Закономерности свойств около-шовного металла
Состояние поверхностного слоя
Принципиальная технология изготовления образцов
Шероховатость
Глубина распространения остаточных напряжений сжатия
Сварка труб поверхностей теплообмена
Методы борьбы с гратом
Новые стали для атомных реакторов с натриевым теплоносителем
Испытания на склонность к ЛРОЗ
Задача рационального использования трудовых ресурсов
Водоподготовительное оборудование, выпускаемое ПО «Красный котельщик»
Совершенствование складского хозяйства в ПО «Красный котельщик»
«Круглый стол» отраслевых журналов
Конференция на Атоммаше
Технология термической обработки
Противопригарная краска для стальных отливок

Влияние режимов термической обработки на структуру и свойства литой теплоустойчивой стали после длительной эксплуатации

Опыт эксплуатации отливок статорной части турбин подтверждает теоретические выводы о возможности продления срока их службы до 150 ... 200 тыс. ч. Однако ремонт отливок после длительной работы в ряде случаев затруднен вследствие интенсивного трещино-образования, вызванного влиянием эксплуатации на структуру и свойства металла. Принципиальная возможность изменения структуры и свойств после длительной эксплуатации путем повторной термической обработки доказана в работах [1, 2, 31, посвященных исследованию металла труб, но в литературе нет данных по этому вопросу для отливок. В связи с этим была поставлена задача изучения возможности изменения структуры и свойств металла отливок для повышения их ремонтопригодности после длительной эксплуатации путем восстановительной термической обработки. Результаты исследования отражены в настоящей статье.
Исследован металл вырезок из отливок корпусов цилиндров высокого давления двух турбин ВП-16/24 производства фирмы Зтешепх — ЗсЬискегЫегке АО (Германия, 1939 г.). Масса отливки корпуса 5 т, толщина стенок 80 ... 200 мм. Химический состав металла отливок приведен в табл. 1.
Температура свежего пара составляла 500 °С, давление 8,8 МПа, число пусков турбин в среднем 3—4 в год.
При осмотре в период последних капитальных ремонтов на отливках были обнаружены трещины. Количественная оценка процесса трещинообразования дана на рис. 1. Ремонт отливок оказался невозможным, так как процесс трещинообразования продолжался при заварке мест выборок трещин.
Уровень механических свойств металла отливок в процессе эксплуатации снижается» что видно из рис. 2. Однако, несмотря на это снижение, металл отливок характеризуется достаточно высокой прочностью и удовлетворительной пластичностью. Наиболее существенно понижается ударная вязкость. С повышением температуры испытания от 20 до 500°С значение ударной вязкости возрастает с 0,049 до 0,853 Мпа/м, что указывает на смещение температуры перехода в хрупкое состояние в процессе эксплуатации [4]. Из сопоставления графиков изменения ударной вязкости и количественной оценки процесса трещинообразования следует, что период существенного снижения ударной вязкости соответствует интенсивному трещинообразованию. Это свидетельствует, по-видимому, об общности факторов, предопределяющих процесс трещинообразования и уровень ударной вязкости.
Снижение прочности, пластичности, ударной вязкости и интенсивное трещинообразование являются следствием изменения структурного состояния металла в процессе эксплуатации. Под воздействием температуры и напряжений в металле развиваются два основных процесса: перерождение структуры в более равновесную для данной температуры эксплуатации и накопление повреждаемости при ползучести. Вследствие развития первого процесса в бейните обособляется феррит (10... 20 %), упрощается субструктура бейнита, укрупняются карбиды. Величина карбидов по границам зерен достигает 0,4... 0,5 мкм. Развитие второго процесса приводит к разрыхлению границ зерен, вследствие чего они легко растравливаются и выглядят под световым микроскопом утолщенными. Активное накопление микрог овреждений происходит также вблизи неметаллических включений, где наблюдается повышенная травимость. Накоплению микроповреждений у неметаллических включений способствует тот факт, что металл у включений имеет пониженную плотность в состоянии до эксплуатации [51. Исследованием металла у трещин установлено, что распространение их происходит по границам обособившегося феррита, а также по границам зерен, на которых располагаются цепочки неметаллических включений.
Вероятность распределения микро-твердости структуры представлена на рис. 3. Из рис. 3, а видно, что микро-твердость феррита, обособившегося в бейните, несколько выше, чем микро-твердость бейнита. По-видимому, в процессе эксплуатации из-за деформации объемов металла с ферритной структурой, менее прочной по сравнению с бейнитом, происходит наклеп феррита и повышение его микро-твердости. Особенно низкими значениями микро-твердости отличаются границы феррит — бейнит и приграничные участки. И хотя микро-твердость границ и приграничных участков зависит от таких факторов, как уменьшение легированности а-твердого раствора вследствие коалесцен-ции карбидов по границам зерен и изменение дислокационной структуры металла, превалирующим процессом, изменяющим микро-твердость, по-видимому, является накопление микроповреждений [61. Концентрация микроповреждений на границах зерен существенно сказывается на величине ударной вязкости и, возможно, является одной из основных причин смещения температуры перехода в хрупкое состояние при эксплуатации. Периоду интенсивного снижения ударной вязкости и активизации трещинообразования, по-видимому, соответствует период активного накопления микроповреждений по границам.
Увеличение неоднородности структуры за счет обособления феррита и укрупнения карбидов по границам зерен, накопление микроповреждений, активно протекающее по границам зерен, отрицательно влияют на свойства, обеспечивающие технологичность металла при заварке, и затрудняют ремонт отливок.
Для выбора режима восстановительной термической обработки металл был подвергнут закалке, нормализации и отжигу. Температура нагрева до перехода в аустенитную область при закалке и нормализации составляла 900 °С.
Закалкой получена однородная бейнитная структура стали. Структура металла после нормализации отличается неоднородностью и состоит из зернистого бейнита, 20 % феррита и небольшого количества перлита. Закалка и нормализация не были приняты в качестве режимов восстановительной термообработки, так как при больших скоростях охлаждения из-за тепловых и структурных напряжений возникает опасность развития микроповреждений. Кроме того, при охлаждении на воздухе получена неоднородная структура, не обеспечивающая необходимый уровень свойств.
Отжиг металла проводился при температурах 900 и 960 °С. После отжига стали получена ферритоперлитная структура, содержащая до 20 % перлита. Варьирование температуры нагрева не оказало существенного влияния на характер формирующейся структуры. Судя по кривым микротвердости, при обеих температурах нагрева обеспечивается перераспределение микро-твердости тела и границ зерен. С повышением температуры отжига несколько выравнивается микро-твердость границ и прилегающих участков. Предпочтение было отдано температуре 900 °С, так как более высокая температура способствует росту и раскрытию микротрещин, полнота удаления которых не гарантируется применяемыми методами контроля. В результате отжига удалось получить значительное повышение ударной вязкости стали при удовлетворительном уровне прочности и пластичности.
Поскольку технологией ремонта отливок предусматривается отпуск после заварки выборок трещин для снятия напряжений, после отжига металла был проведен отпуск при температуре 700 °С. Отпуск практически не оказал влияния на структуру и свойства отожженного металла (см, табл. 2).
Термообработка отливок корпусов цилиндров в цеховых условиях была проведена по режиму: нагрев до температуры 920 °С, выдержка 3 ч, охлаждение со скоростью 50 °С/ч. Структура стали после отжига состоит из феррита и перлита (25 %). В феррите наблюдается формирование субструктуры, что хорошо согласуется с данными работы. Границы субзерен феррита декорированы карбидами. Характер расположения субграниц в феррите напоминает субструктуру бейнита. По-видимому, часть субграниц исходной бейнитной структуры при эксплуатации и последующей термообработке закрепляется дислокациями и карбидами, что влияет на характер субструктуры феррита.
Структура металла после восстановительной термообработки по сравнению с металлом после эксплуатации характеризуется рядом положительных факторов. По границам зерен не наблюдается таких крупных карбидов, какие получены в металле после длительной эксплуатации. Вследствие изменения типа структуры уменьшается неоднородность, связанная с наличием разрыхленной зоны вблизи неметаллических включений. Разрыхленный металл бывших границ бейнита оказывается заключенным внутри ферритных зерен. Улучшение состояния границ зерен проявляется в увеличении их прочности по сравнению с телом зерна (см. рис. 3, г), что ликвидирует опасность возникновения трещин на границах.
Механические свойства металла отливок после восстановительной термообработки находятся на достаточно высоком уровне (табл. 3). Аномальные значения пластичности обусловлены наличием скоплений неметаллических включений в испытанных образцах.
Металл после восстановительной термообработки оказался более технологичным при сварке, чем металл после длительной эксплуатации. В отливках была произведена заварка выборок трещин и в настоящее время корпуса цилиндров эксплуатируются в турбинах.



 
Яндекс.Метрика