Специфика конкретного производства заставляет ввести определенные допущения при проектировании технологических маршрутов деталей н узлов нового изделия. Эти допущения можно сформулировать, например для проектирования межцеховых технологических маршрутов, следующим образом (при этом узлы, не имеющие в своем составе других сборочных единиц, будем называть ординарными):
1. Маршрут любого узла однозначно определяется типом изделия н типом узла.
2. Маршрут деталей, входящих в ординарные узлы, однозначно определяется типом изделия, типом узла и детали, набором конструкторско-технологических характеристик.
3. Маршрут деталей, не входящих в ординарные узлы, однозначно определяется типом изделия, типом узла и набором конструкторско-технологических характеристик.
Различие в определении маршрута детали вызвано тем, что детали одинакового типа, входящие в разные узлы, один из которых ординарный, могут иметь разные маршруты, обусловленные разными цехами сборки.
В связи с этими допущениями очевидно, что в типовом изделии нас интересует только структурный состав ординарных узлов. Это приводит к значительному упрощению матрицы Ег графа СГ = (ХГУ Гг) типового изделия. Для этого разобьем матрицу на две; Е и Е1. Матрица Е устанавливает связь между деталями и узлами графа, а матрица Е1 — между узлами. Выделив из множества Хг подмножество деталей {йа/565}, 5= (1, 2,..., /),где I — число деталей изделия Ьг, В 6 Хг, определим матрицу.
Таким образом, типовое изделие Ьг задано множеством узлов Кг, множеством деталей 1)г и матрицей Я*11, устанавливающей структуру и состав ординарных узлов К0.
В том случае, когда последовательность г& (*/) априорно определена для каждой вершины х? ^ ХГ, с учетом ограничений Тн (*/), для определения межцехового маршрута изготовления вершины хаг 6 х)г изделия а;г, представленного графом С/г = (Х/г. Г/г). необходимо и достаточно, чтобы выполнялись приведенные далее условия.
Аналогично определяются пооперационные технологические процессы вершины х3т а/г для каждого цеха.
При использовании наименования узла (детали) в качестве классификационного признака возникают трудности, связанные с идентификацией входного наименования (запроса) и типового, которые обусловлены возможными сокращениями слов в запросе, изменением их порядка, числа и т. д. Очевидно, что использование тезауруса устраняет подобные трудности благодаря кодированию наименований.
Процесс кодирования начинается с выделения отдельных слов из поступившего запроса, причем из рассмотрения исключаются союзы и предлоги. Запросом называется наименование детали или узла, которое необходимо закодировать. В типовом наименовании выделяется ключевое слово — существительное, стоящее
в именительном падеже, с которым поочередно сравниваются слова запроса. В случае совпадения одного из слов запроса с ключевым словом он считается идентифицированным типовому наименованию. Остальные слова служат для уточнения кода запроса. Например, в типовых наименованиях «днище верхнее эллиптическое», «труба коллектора» ключевыми словами являются «днище» и «труба».
Для облегчения процесса кодирования типовое наименование содержит не полные слова, а их основы — части слов без окончания. Это объясняется тем, что окончания не играют роли при кодировании и усложняют процесс сопоставления одинаковых слов, имеющих разное окончание. Слова считаются идентифицированными, если совпали их основы.
Иногда в запросе могут встречаться сокращенные слова. Существует два общепринятых способа сокращения: часть слова ограничивается точкой; внутри слова встречается разделитель в виде дефиса. В первом случае при выделении слова из запроса берется его сокращенная часть без точки, а во втором —• первая часть слова, стоящая до разделителя. Если сокращенное слово из запроса полностью совпадает с частью рассматриваемой основы ключевого слова и эта часть составляет больше половины основы, то сравниваемые слова считаются идентичными.
После идентификации детали изделия а/г с соответствующей деталью типового изделия Ът 6 В маршрут ее изготовления определяется при помощи поисковой программы (путем сравнения характеристик этих деталей).
Предлагаемая процедура автоматизации проектирования технологических маршрутов изготовления деталей и узлов изделия, структурная схема которой приведена на рис. 2, реализована на базе пакетов прикладных программ ГВВ, СИОД-ОС и выполнена в отраслевой научно-исследовательской лаборатории «Системотехника». Разработанный путь автоматизации применен в ПО «Красный котельщик» при проектировании оборудования АЭС и в настоящее время проходит стадию опытно-промышленной эксплуатации. Предполагаемый экономический эффект составит 80 тыс. руб.