Социалистическое соревнование
Применение труб с внутренним оребрением
Исследование методом голографической интерферометрии
Влияние нелинейностей на жесткость линзовых компенсаторов
Расчет производительности мельниц-вентиляторов
Испытание подогреваемого воздушного маслоохладителя ГПА ГТК-10
Функциональная зависимость для лопаточных машин
К расчету на прочность 8-образных лопаток радиальных нагнетателей
Скорость витания крупных капель жидкости в потоке газа или пара
Состояние и перспективы развития сварочного производства
Автоматическая наплавка на кромки главных патрубков корпусов реакторов ВВЭР-1000
Взаимосвязь характеристик прочности низколегированных сталей
Статистический анализ распределения механических свойств стали
Распределение прибылей на крупных стальных отливках с помощью ЭВМ
Сопротивление стали 15Х2НМФА
Состояние и перспективы развития отраслевой системы информации
Котлостроение на востоке страны
Научно-техническая информация
Станок для очистки и намотки сварочной проволоки
Фланце-гибочная машина
Мероприятия по экономии материальных и топливно-энергетических ресурсов
Метод уравновешивания вращающихся дискретно распределенных масс
Расчет тепловых схем паротурбинных установок
Экономичность работы ступени
Суммарная доля потерь в ступени с ВРА
О влиянии сепарирующих устройств на вибронапряженность рабочих лопаток
Исследования вибронапряженности рабочих лопаток компрессоров
Особенности гидравлических схем и расчетов ширмовых пароперегревателей
Задача оптимального распределения пара
Практически величины полных коэффициентов гидравлического сопротивления
Повышение усталостной прочности новых конструкций рабочих колес
Пределы усталости сталей
Глубина деформированного слоя
Свойства металла двухслойных трубопроводов ДУ 850 и 350
Термокинетическая диаграмма стали
Изготовление отводов методом горячей штамповки
Исследование металла колен Ду850
Влияние термомеханических режимов обработки биметалла
Влияние режимов термической обработки на структуру
Усталостная прочность соединений труб с трубными досками
Дистанционное исследование металла внутренних поверхностей
Анализ повреждаемости маслоохладителей паровых турбин
Диспетчеризация энергетического хозяйства на котлостроительных заводах
Диспетчерский щит
Энергохозяйство завода
Проектирование и внедрение средств механизации
Работа линии
Создание централизованного заготовительного производства
Стенд для коррозионных испытаний
Повышение экономичности тягодутьевых машин
Некоторые характеристики работы топок
Выход летучих соединений из частиц угля
Работать эффективно и качественно
Развитие бригадных форм организации и оплаты труда
Пути снижения металлоемкости выпускаемого оборудования
Устройство для измерения полей температур
Пьезоэлектрический искатель для ультразвукового контроля
Применение вертикальных парогенераторов
Снижение площади поверхности нагрева
Возбуждение аксиальных колебаний колес паровых турбин
Частота пульсирования статической волны
Регистрация ДФМ кратности возбуждения
Испытания в стационарных условиях с помощью ДФМ
Динамическая прочность облопачивания приводной турбины К6-30П
Седьмая ступень турбины
Восьмая ступень турбины
Исследование жесткости профильных витых труб
Интерполирование поверхностей лопастей гидромашин
Методика учета сухого трения в автоматического регулирования
Снижение металлоемкости электромагнитных фильтров
Экономическая эффективность повышения надежности энергетических машин
О надежности гидравлической схемы экранов
Тепловой поток на внутренней поверхности нагрева
Неравномерность обогрева экранов
Технологические основы повышения производительности
Задача повышения точности формообразования
Оценка значимости составляющей погрешности статической настройки
Термоциклическая обработка корпусной стали
Влияние хрома и ванадия на склонность к разрушению стали
Влияние ликвационной неоднородности
Физико-механические характеристики
Испытание на сжатие
Взаимодействие встречных потоков газового теплоносителя
Экспериментальный участок
Характерные особенности проведенных экспериментов
Вопросы совершенствования методологии
Удельный вес новых изделий в общем объеме товарной продукции
Расходы на подготовку и освоение производства новых видов продукции
Премирование за внедрение заимствованных новшеств
Каждую работу на уровень изобретений
Технология изготовления диафрагм паровых турбин
Секция экономики и организации производства
Способ изготовления керамических литейных форм
Главная запорная задвижки ДУ850 мм первого контура блока ВВЭР-1000
Сварочные работы в котельном цехе
Подготовка рабочего места
Экспериментальное исследование аэрации и деаэрации конденсата
Характеристика и результаты отдельных серий опытов
Об использовании энергии пульсирующего потока в газовой турбине
Значение относительной скорости турбины
Величина вращающегося момента на колесе турбины
Создание комплексной системы управления качеством продукции на Атоммаше
Параллельное ведение строительно-монтажных работ
Комиссия по культуре производства
Эффективность функционирования КС УКП
Внедрение комплексной системы
Работа по внедрению в производство новых котлов
Возможность монтажных дефектов при сборке
Технологическая подготовка производства
Идентификация и контроль качества турбомашин
Совокупность упругих и диссипативных свойств свободного ротора
Оценка коррозионной стойкости материалов
Коррозионные потери в паровой среде
Оборудование для производства
Керамические стержни
Прорезка пазов в турбинных лопатках электроалмазным методом
Система подачи электролита в зону обработки
Сверление глубоких отверстий на специализированном расточном станке с ЧПУ
Скручивание твердосплавных сверл при сверлении
Влияние свойства СОЖ на процесс сверления
Опыт эксплуатации на ГЭС гидроагрегатов со свободными болтами
Об эффективности защиты пылеприготовительного оборудования
Металлические диафрагмы из жести
Способы облегчения вскрытия клапанов
Автоматизация проектирования технологических маршрутов
Служебное назначение изделия
Зависимости от конструктивных и технологических особенностей детали
Специфика конкретного производства
Термическая обработка стали ЮГН2МФА
Измерение соосности вертикальных каналов
Схема регулировки длин рычагов подвижной мишени
Экспериментальные исследования в гидротурбостроении
Отработка оптимальной конструкции спиральной камеры
Разработка проточной части гидротурбин
Натурные испытания на действующих гидростанциях
Затруднения экспериментальных исследований в области гидротурбостроения
Состояние организации труда
Комплексный подход к организации рабочих мест
Полезная книга
Результаты Всесоюзного конкурса
В павильоне «Электрификация»
Котел-утилизатор КС-200-ВТКУ
Атомная энергетика
Ускорение процесса изготовления первого корпуса реактора
Сопротивление продольно омываемых неравномерных пучков гладких труб
Коэффициент гидравлического сопротивления
Исследование некоторых особенностей гидравлического сервомотора
Устойчивость рассматриваемой системы
Теплоотдача в масло и его охлаждение в ГТД
Систематизация структуры и выбор характеристик пусковых узлов
Признаки систем отвода пара
Исследования влияний типа сепарационного устройства
Расположение и протяженность смазочного слоя
Конструктивная прочность рабочих лопаток паровых турбин
Исследование служебных характеристик лопаток
Результаты испытаний образцов и опытных лопаток
Технология изготовления уникальных сварных роторов турбин
Характеристика основного металла
Конструкция сварного соединения
Технология сборки
При вертикальном способе
Автоматическая сварка под слоем флюса
Полуавтоматическая машина для изготовления моделей
Свойства термообработанной стали 15Х1М1Ф после холодной деформации
Автоматическая сварка вертикальных швов
Характер распределения концентрации углерода в перлитной стали
Правофланговые социалистического соревнования
О замене вагранок индукционными печами промышленной частоты на заводах отрасли
Сжигание высокореакционных углей
Изменение соотношения скоростей вторичного воздуха
Изменение падающих и обратных локальных тепловых потоков по сечениям
Котел утилизатор для сжигания элементарной серы
Ультразвуковой цифровой дефектомер
Рабочая эстафета
Большие задачи турбостроителей
Развитие атомной энергетики в европейской части России
Развитие ремонтного и транспортного хозяйств
Основные проблемы компрессоростроения
Уточненный метод получения характеристик центробежных компрессоров
Получение характеристик отдельных ступеней
Изменения отдельных параметров по ступеням
Об измерении параметров потока в проточной части
Получения объективной осредненной величины температуры торможения потока
Влияния теплоизоляции корпуса центробежной компрессорной секции
Влияние типа решетки на характеристики ступени
Работа концевых ступеней ЦКМ при высоких числах
Подсчет газодинамических характеристик отдельных элементов ступеней
Унификация элементов проточных частей центробежных компрессорных машин
Способ унификации обратного направляющего аппарата в промежуточной ступени ЦКМ
Влияние загрязнения проточной на запас устойчивой работы
Проточная часть осевых компрессоров
Потери теплоты через корпус неизолированной секции центробежного компрессора
Внедрение сварных колес для ЦКМ
Сварные колеса
Исследованные марки сталей
Прочностные характеристики сварных колес
Сталь типа сихромаль с высокой жаростойкостью
Повышение работоспособности экранов
Влияние легирования хром-никель-молибден-ванадиевых сталей
Закономерности свойств около-шовного металла
Состояние поверхностного слоя
Принципиальная технология изготовления образцов
Шероховатость
Глубина распространения остаточных напряжений сжатия
Сварка труб поверхностей теплообмена
Методы борьбы с гратом
Новые стали для атомных реакторов с натриевым теплоносителем
Испытания на склонность к ЛРОЗ
Задача рационального использования трудовых ресурсов
Водоподготовительное оборудование, выпускаемое ПО «Красный котельщик»
Совершенствование складского хозяйства в ПО «Красный котельщик»
«Круглый стол» отраслевых журналов
Конференция на Атоммаше
Технология термической обработки
Противопригарная краска для стальных отливок

Анализ повреждаемости маслоохладителей паровых турбин

В системе масло-снабжения паротурбинной установки одним из элементов, несовершенных в экологическом отношении, является маслоохладитель. Поэтому при решении задач охраны водоемов электростанций от загрязнения турбинным маслом важно обеспечивать повышенную плотность этих теплообменных аппаратов. Замкнутые контуры водоснабжения маслоохладителей, встроенные в сливные водоводы, аварийные масло-ловушки, подвод к маслоохладителям воды с давлением выше давления масла и другие аналогичные решения [II. направленные на ликвидацию последствий повреждаемости маслоохладителей, должны выполнять исключительно защитную (предохранительную) функцию при эпизодическом, кратковременном нарушении плотности трубного пучка теплообменного аппарата. При этом создание экологически совершенной системы масло-снабжения не должно достигаться ценой снижения надежности и экономичности работы оборудования электростанции.
Для выяснения причин и характера нарушений плотности маслоохладителей эксплуатируемых паровых турбин УралВТИ в течение 1974—1980 гг. провел обследования условий эксплуатации 2100 указанных аппаратов на 770 турбоагрегатах мощностью от 25 до 800 МВт более чем на 150 тепловых и атомных электростанциях. Результаты этих обследований приведены в таблице.
При анализе характера повреждений маслоохладителей были использованы следующие количественные оценки:
М — общее число обследованных аппаратов;
Га — число «абсолютно герметичных» аппаратов, трубные пучки которых никогда не повреждались и, по данным визуального осмотра» не имели предрасположенности к повреждениям;
Гу — число «условно герметичных» аппаратов, трубные пучки которых содержали не более 2 . . .3 отглушенных за время эксплуатации трубок; при этом отмечался элемент случайности (не типичности) повреждения трубок: при грубом шомполении во время ремонтов, размораживания и др.;
Г—Га+Гу — общее число плотных маслоохладителей;
Яа — число «абсолютно неплотных» аппаратов, т. е. с явно выраженной склонностью к нарушению герметичности, частым (ежегодным) вынужденным ремонтам трубной системы и отглу-шеиием сразу нескольких (более 3 . . .4) дефектных трубок;
Ну — число «условие неплотных» маслоохладителей, т. е. с несистематическими нарушениями плотности трубной системы (отглушение или замена 3 . . .4 и более трубок через каждые 2 . . .4 года эксплуатации):
Я=Яа+Я — общее число неплотных маслоохладителей; Яр — число маслоохладителей, «предрасположенных» к нарушению плотности, т. е. хотя и содержащих иа день обследования явно выраженные следы коррозии, однако пока без сквоз-ных язвни или трещин;
Яв — число неплотных маслоохладителей, имеющих пре-имущественное повреждение вальцовочных соединений;
Як — число неплотных маслоохладителей с явным преобладанием язвенной (сквозной) коррозии;
#т — число неплотных маслоохладителей, имеющих преимущественное повреждение собственно трубок (трещины, обрывы);
сн — число неплотных маслоохладителей, работающих на воде с условно низкой мииерализоваииостью (солесодержание не более 300 мг/л);
Нсп — то же, но работающих на воде с условно повышенной минерализоваиностью (солесодержание более 300 мг/л).
Очевидно, что М = Г + Н+Пр, Я—Яв+Як-1-Ят = ЯСн+Ясд.
Обследованные маслоохладители были разбиты на четыре группы в зависимости от использования следующих материалов для трубных пучков: 1) обычной латуни Л 68; 2) оловянистых и алюминиевых латуней типа ЛО 70-1; ЛОМш 70-1-0,06; ЛА 77-2; ЛАМш 77-2-0,06 и др.; 3) медноникелевых сплавов типа МНЖМц 5-1 -0,8; МНЖМц 30-0,8-1; 4) нержавеющей стали типа 1Х18Н9Т, Х18Н12М2Т.
Кроме того, при анализе маслоохладителей учитывали завод-изготовитель аппарата, типоразмер аппарата (М-540, М-240, МБ-190-250, МБ-90-135, МБм-90-135, МБ-63-90, МБм-63-90, МО-50-75, и др.), тип водоснабжения (прямоточный, с использованием прудов, с градирнями).
Анализ повреждаемости эксплуатируемых маслоохладителей (см. таблицу) показал явное преимущество трубных пучков, изготовленных из коррозионно-стойких материалов (оловянистые и алюминиевые латуни, медно-никелевые сплавы, нержавеющая сталь) перед обычной латунью Л68. Из 2100 (100 %) обследованных маслоохладителей обнаружено неплотных 751 (35,8 %) с трубками из латуни Л 68; 86 (4,1 %) — с трубками из латуни ЛО 70-1-0,06, ЛАМш 77-2-0,06 и др.; 45 (2,1 %)— с трубками из сплава МНЖ.
Из общего числа обследованных маслоохладителей с трубками из латуни Л-68, по грубой оценке, каждый второй аппарат оказался неплотным. В настоящее время на энергомашиностроительных заводах прекращено использование этой латуни для новых теплообменников, а оставшиеся на электростанциях указанные маслоохладители дорабатывают свой ресурс. Однако, если исключить из рассмотрения «старые» (т. е. с использованием латуни Л-68) аппараты, то в «новых» (т. е. с использованием оловянистых и алюминиевых латуней, а также сплавов МНЖ) аппаратах (по грубой оценке) каждый пятый обследованный теплообменник (18,5 %) оказался неплотным.
В зависимости от длительности эксплуатации обнаружено два «всплеска» повышенного выхода из строя маслоохладителей (рисунок). Первый «всплеск» повреждаемости приходится на начальный период работы оборудования после монтажа (1...3 года), когда, по-видимому, отбраковываются трубки с заводскими дефектами (плохое вальцевание, недостаточный входной контроль трубок или полное отсутствие его на заводе, несоответствие материала трубок качеству охлаждающей воды и др.)* Второй «всплеск» повреждаемости приходится ориентировочно на десятилетний срок эксплуатации маслоохладителей, когда, по-видимому1, материал трубок исчерпывает ресурс своей работы и наступает время полной замены трубного пучка.
Обследования показали, что для латунных трубок типичными оказываются коррозионные повреждения и поломки из-за трещино-образований, а для трубок из медно-никелевых сплавов — повреждения вальцовочных соединений. При этом отмечаются прогрессирующие коррозионные повреждения трубок и вальцовочных соединений в маслоохладителях, работающих на воде с повышенной минерализованностью, в то время как обрывы трубок и трещинообразования происходят одинаково часто на воде с низкой и повышенной минерализованностью. Очевидно, что кольцевые трещины, обрывы, растрескивание трубок вдоль их образующих происходят из-за повышенных остаточных растягивающих напряжений в плохо отожженных трубках, не обнаруженных при заводском изготовлении. Такие трубки отбраковываются при эксплуатации на электростанции вне зависимости от солесодержания воды.
Вальцовочные соединения наиболее часто повреждаются в гладкотрубных маслоохладителях с малым шагом отверстий (гнезд) в трубных досках и значительно реже — в маслоохладителях с оребренными трубками, т. е. с большим шагом отверстий в трубных досках, когда создаются более благоприятные технологические условия для крепления трубок в гнездах.
Обследования подтвердили ранее полученные данные [2], что с повышением минерализованности (солесодержания) воды и увеличением концентрации хлор-ионов возрастает число повреждений теплообменных трубок. Четкого влияния показателя рН на герметичность маслоохладителей в данной работе обнаружено не было. Также не получено явно выраженного влияния типа водоснабжения (прямоточное, оборотное) на плотность трубных пучков маслоохладителей.
Спорадически нарушается плотность маслоохладителей и по вине эксплуатационного персонала, например, при резком снижении скорости воды в трубках (особенно в зимнее время), стимулирующей язвенную коррозию; неправильном содержании маслоохладителей в резерве, приводящем к интенсивной стояночной коррозии; использовании маслоохладителей для форсированного нагрева масла горячей водой; обдувке трубного пучка струей перегретого пара (при ремонтах). Отсутствие непрерывного контроля за содержанием нефтепродуктов в циркуляционной воде в значительной мере затрудняет своевременное распознавание и вывод в ремонт неплотных маслоохладителей.
Рекомендации Минэнерго по более ужесточенному, чем раньше, выбору марки материала трубок маслоохладителей в зависимости от качества циркуляционной воды, по модернизации трубных пучков маслоохладителей эксплуатируемых турбогенераторов, по упорядочиванию режимов эксплуатации водомасляных систем электростанций следует считать экологически обоснованными.
Энергомашиностроительным заводам необходимо уделять большое внимание выпуску стабильно плотных теплообменников, удовлетворяющих постоянно возрастающим экологическим требованиям.



 
Яндекс.Метрика