Масса ротора ЦНД турбины К-1200-240 достигает 100 т, длина — около 10 м; он состоит из девяти элементов. Согласно техническим требованиям искривление оси ротора не должно превышать 0,5...1,0 мм. Такая точность обеспечивается благодаря применению вертикального способа сборки, при котором получают ротор требуемой геометрии с минимальными затратами.
При разработке технологии изготовления сварных роторов ЦНД турбины К-1200-240 первоначально решили использовать вертикальный способ сборки, как наиболее простой. Действительно, установка дисков под сварку предельно проста, так как они накладываются один на другой, проверяются на концентричность, а масса их достаточна для предотвращения взаимных перемещений при вращении.
При аргонодуговой сварке корневой части соединений можно применять 2...4 горелки, что обеспечивает равномерность усадки соединения. Благодаря введению горелок в разделку, достигается надежная защита сварочной ванночки как при сварке с подогревом, так и без него. Кроме того, вертикальный способ сборки позволяет производить центровку дисков без каких-либо сложных приспособлений или направляющих поясков.
Однако вертикальный способ имеет н ряд недостатков. Так, очень сложна перекантовка ротора из вертикального в горизонтальное положение для последующего заполнения соединений автоматической сваркой под слоем флюса; отсутствует какая-либо возможность выборки дефектов в корневой части соединений (со стороны внешней поверхности), появляющихся в случае нарушения режима сварки. Кроме того, при вертикальной сборке необходимо иметь два стенда.
Учитывая эти недостатки, было решено при производстве крупногабаритных сварных роторов применить горизонтальный способ, при котором сборка и сварка роторов осуществляется на одном рабочем месте, что не требует межоперационных транспортных операций. На направляющих сварочного стенда имеется суппортная головка, использующаяся на любой стадии изготовления ротора, в том числе на стадии сборки.
При этом способе элементы ротора сжимаются между передней и задней бабкой, центровка дисков и хвостовиков осуществляется с помощью регулируемых роликов, контроль геометрии ротора производится с использованием оптико-механической системы, погрешность измерений не превышает 0,1 мм. Однако несколько ухудшаются условия протекания процесса аргонодуговой сварки корневой части соединений по сравнению с вертикальной сборкой, что связано с формированием шва, зависящим от пространственного положения ванночки.