Социалистическое соревнование
Применение труб с внутренним оребрением
Исследование методом голографической интерферометрии
Влияние нелинейностей на жесткость линзовых компенсаторов
Расчет производительности мельниц-вентиляторов
Испытание подогреваемого воздушного маслоохладителя ГПА ГТК-10
Функциональная зависимость для лопаточных машин
К расчету на прочность 8-образных лопаток радиальных нагнетателей
Скорость витания крупных капель жидкости в потоке газа или пара
Состояние и перспективы развития сварочного производства
Автоматическая наплавка на кромки главных патрубков корпусов реакторов ВВЭР-1000
Взаимосвязь характеристик прочности низколегированных сталей
Статистический анализ распределения механических свойств стали
Распределение прибылей на крупных стальных отливках с помощью ЭВМ
Сопротивление стали 15Х2НМФА
Состояние и перспективы развития отраслевой системы информации
Котлостроение на востоке страны
Научно-техническая информация
Станок для очистки и намотки сварочной проволоки
Фланце-гибочная машина
Мероприятия по экономии материальных и топливно-энергетических ресурсов
Метод уравновешивания вращающихся дискретно распределенных масс
Расчет тепловых схем паротурбинных установок
Экономичность работы ступени
Суммарная доля потерь в ступени с ВРА
О влиянии сепарирующих устройств на вибронапряженность рабочих лопаток
Исследования вибронапряженности рабочих лопаток компрессоров
Особенности гидравлических схем и расчетов ширмовых пароперегревателей
Задача оптимального распределения пара
Практически величины полных коэффициентов гидравлического сопротивления
Повышение усталостной прочности новых конструкций рабочих колес
Пределы усталости сталей
Глубина деформированного слоя
Свойства металла двухслойных трубопроводов ДУ 850 и 350
Термокинетическая диаграмма стали
Изготовление отводов методом горячей штамповки
Исследование металла колен Ду850
Влияние термомеханических режимов обработки биметалла
Влияние режимов термической обработки на структуру
Усталостная прочность соединений труб с трубными досками
Дистанционное исследование металла внутренних поверхностей
Анализ повреждаемости маслоохладителей паровых турбин
Диспетчеризация энергетического хозяйства на котлостроительных заводах
Диспетчерский щит
Энергохозяйство завода
Проектирование и внедрение средств механизации
Работа линии
Создание централизованного заготовительного производства
Стенд для коррозионных испытаний
Повышение экономичности тягодутьевых машин
Некоторые характеристики работы топок
Выход летучих соединений из частиц угля
Работать эффективно и качественно
Развитие бригадных форм организации и оплаты труда
Пути снижения металлоемкости выпускаемого оборудования
Устройство для измерения полей температур
Пьезоэлектрический искатель для ультразвукового контроля
Применение вертикальных парогенераторов
Снижение площади поверхности нагрева
Возбуждение аксиальных колебаний колес паровых турбин
Частота пульсирования статической волны
Регистрация ДФМ кратности возбуждения
Испытания в стационарных условиях с помощью ДФМ
Динамическая прочность облопачивания приводной турбины К6-30П
Седьмая ступень турбины
Восьмая ступень турбины
Исследование жесткости профильных витых труб
Интерполирование поверхностей лопастей гидромашин
Методика учета сухого трения в автоматического регулирования
Снижение металлоемкости электромагнитных фильтров
Экономическая эффективность повышения надежности энергетических машин
О надежности гидравлической схемы экранов
Тепловой поток на внутренней поверхности нагрева
Неравномерность обогрева экранов
Технологические основы повышения производительности
Задача повышения точности формообразования
Оценка значимости составляющей погрешности статической настройки
Термоциклическая обработка корпусной стали
Влияние хрома и ванадия на склонность к разрушению стали
Влияние ликвационной неоднородности
Физико-механические характеристики
Испытание на сжатие
Взаимодействие встречных потоков газового теплоносителя
Экспериментальный участок
Характерные особенности проведенных экспериментов
Вопросы совершенствования методологии
Удельный вес новых изделий в общем объеме товарной продукции
Расходы на подготовку и освоение производства новых видов продукции
Премирование за внедрение заимствованных новшеств
Каждую работу на уровень изобретений
Технология изготовления диафрагм паровых турбин
Секция экономики и организации производства
Способ изготовления керамических литейных форм
Главная запорная задвижки ДУ850 мм первого контура блока ВВЭР-1000
Сварочные работы в котельном цехе
Подготовка рабочего места
Экспериментальное исследование аэрации и деаэрации конденсата
Характеристика и результаты отдельных серий опытов
Об использовании энергии пульсирующего потока в газовой турбине
Значение относительной скорости турбины
Величина вращающегося момента на колесе турбины
Создание комплексной системы управления качеством продукции на Атоммаше
Параллельное ведение строительно-монтажных работ
Комиссия по культуре производства
Эффективность функционирования КС УКП
Внедрение комплексной системы
Работа по внедрению в производство новых котлов
Возможность монтажных дефектов при сборке
Технологическая подготовка производства
Идентификация и контроль качества турбомашин
Совокупность упругих и диссипативных свойств свободного ротора
Оценка коррозионной стойкости материалов
Коррозионные потери в паровой среде
Оборудование для производства
Керамические стержни
Прорезка пазов в турбинных лопатках электроалмазным методом
Система подачи электролита в зону обработки
Сверление глубоких отверстий на специализированном расточном станке с ЧПУ
Скручивание твердосплавных сверл при сверлении
Влияние свойства СОЖ на процесс сверления
Опыт эксплуатации на ГЭС гидроагрегатов со свободными болтами
Об эффективности защиты пылеприготовительного оборудования
Металлические диафрагмы из жести
Способы облегчения вскрытия клапанов
Автоматизация проектирования технологических маршрутов
Служебное назначение изделия
Зависимости от конструктивных и технологических особенностей детали
Специфика конкретного производства
Термическая обработка стали ЮГН2МФА
Измерение соосности вертикальных каналов
Схема регулировки длин рычагов подвижной мишени
Экспериментальные исследования в гидротурбостроении
Отработка оптимальной конструкции спиральной камеры
Разработка проточной части гидротурбин
Натурные испытания на действующих гидростанциях
Затруднения экспериментальных исследований в области гидротурбостроения
Состояние организации труда
Комплексный подход к организации рабочих мест
Полезная книга
Результаты Всесоюзного конкурса
В павильоне «Электрификация»
Котел-утилизатор КС-200-ВТКУ
Атомная энергетика
Ускорение процесса изготовления первого корпуса реактора
Сопротивление продольно омываемых неравномерных пучков гладких труб
Коэффициент гидравлического сопротивления
Исследование некоторых особенностей гидравлического сервомотора
Устойчивость рассматриваемой системы
Теплоотдача в масло и его охлаждение в ГТД
Систематизация структуры и выбор характеристик пусковых узлов
Признаки систем отвода пара
Исследования влияний типа сепарационного устройства
Расположение и протяженность смазочного слоя
Конструктивная прочность рабочих лопаток паровых турбин
Исследование служебных характеристик лопаток
Результаты испытаний образцов и опытных лопаток
Технология изготовления уникальных сварных роторов турбин
Характеристика основного металла
Конструкция сварного соединения
Технология сборки
При вертикальном способе
Автоматическая сварка под слоем флюса
Полуавтоматическая машина для изготовления моделей
Свойства термообработанной стали 15Х1М1Ф после холодной деформации
Автоматическая сварка вертикальных швов
Характер распределения концентрации углерода в перлитной стали
Правофланговые социалистического соревнования
О замене вагранок индукционными печами промышленной частоты на заводах отрасли
Сжигание высокореакционных углей
Изменение соотношения скоростей вторичного воздуха
Изменение падающих и обратных локальных тепловых потоков по сечениям
Котел утилизатор для сжигания элементарной серы
Ультразвуковой цифровой дефектомер
Рабочая эстафета
Большие задачи турбостроителей
Развитие атомной энергетики в европейской части России
Развитие ремонтного и транспортного хозяйств
Основные проблемы компрессоростроения
Уточненный метод получения характеристик центробежных компрессоров
Получение характеристик отдельных ступеней
Изменения отдельных параметров по ступеням
Об измерении параметров потока в проточной части
Получения объективной осредненной величины температуры торможения потока
Влияния теплоизоляции корпуса центробежной компрессорной секции
Влияние типа решетки на характеристики ступени
Работа концевых ступеней ЦКМ при высоких числах
Подсчет газодинамических характеристик отдельных элементов ступеней
Унификация элементов проточных частей центробежных компрессорных машин
Способ унификации обратного направляющего аппарата в промежуточной ступени ЦКМ
Влияние загрязнения проточной на запас устойчивой работы
Проточная часть осевых компрессоров
Потери теплоты через корпус неизолированной секции центробежного компрессора
Внедрение сварных колес для ЦКМ
Сварные колеса
Исследованные марки сталей
Прочностные характеристики сварных колес
Сталь типа сихромаль с высокой жаростойкостью
Повышение работоспособности экранов
Влияние легирования хром-никель-молибден-ванадиевых сталей
Закономерности свойств около-шовного металла
Состояние поверхностного слоя
Принципиальная технология изготовления образцов
Шероховатость
Глубина распространения остаточных напряжений сжатия
Сварка труб поверхностей теплообмена
Методы борьбы с гратом
Новые стали для атомных реакторов с натриевым теплоносителем
Испытания на склонность к ЛРОЗ
Задача рационального использования трудовых ресурсов
Водоподготовительное оборудование, выпускаемое ПО «Красный котельщик»
Совершенствование складского хозяйства в ПО «Красный котельщик»
«Круглый стол» отраслевых журналов
Конференция на Атоммаше
Технология термической обработки
Противопригарная краска для стальных отливок

Сопротивление стали 15Х2НМФА

Хрупкая прочность конструкций существенно зависит от размеров сечений ее деталей, концентраторов напряжений (дефектов) в иих и условий нагружения.
В этой связи специалистами НПО ЦНИИТмаш н отраслевого предприятия Шкода (ЧССР) были проведены хрупкому разрушению М. Брумовски исследования разрушения стали 15Х2НМФА с концентраторами напряжения на крупногабаритных образцах сечением 150X600 мм в машине 22-8000 ОП Шкода и дисковых моделях толщиной 150 мм на разгонном стенде НПО ЦНИИТмаш. Образцы и дисковые модели были изготовлены из листа толщиной 180 мм, выполненного из слитка массой 50 т. Термообработка листа произведена в режиме: закалка при температуре 900 °С, охлаждение в воде; отпуск при 650 °С — 14 ч; дополнительный отпуск при 620 С — 25 ч, при 650 °С— 20 ч. Механические свойства стали указаны в табл. 1.
Наряду с испытаниями крупных образцов и дисковых моделей исследована хрупкая прочность стали по критериям механики разрушения. Испытания на вязкость разрушения проводили на компактных образцах внецентренного растяжения СТ толщиной 25..1100 мм и изгибных — 40 мм. Определено значение критического коэффициента интенсивности напряжений Кгс в интервале температур —160...+20 °С. При комнатной температуре оценка вязкости разрушения проводилась также по ./-интегралу путем построения кривой. Испытания показали, что вязкость разрушения исследуемой стали 15Х2НМФА при температуре 20 °С можно охарактеризовать значением Кхс — 220— 250 МПа м1.
Дисковые модели испытывали на разгонной установке конструкции ЦНИИТмаша. Поверхностные трещины в дисковых моделях создавались путем электроннолучевого переплава титановой проволоки, закрепляемой в надрезе нужной геометрии и глубины, выполненном фрезой.
Перед испытаниями измеряли исходные размеры надреза (ширину и глубину). Нагружение дисковых моделей производили при ступенчатом повышении скорости вращения через 8,3... 17 с1. После каждого режима в предполагаемой области разрушения модель останавливали и измеряли геометрические размеры в указанных местах. Повышение оборотов производили до тех пор, пока при очередном увеличении скорости вращения модель не разрушалась.
Следует отметить, что для случаев разрушения в упругой области без докритического подрастания дефекта, очевидно, в качестве разрушающих можно принимать максимальные тангенциальные напряжения в центре диска, так как полуэллиптический дефект расположен в середине диска. В табл. 2 представлены сводные результаты разгонных испытаний дисковых моделей с поверхностными дефектами различной геометрии и глубины. Там же приводится размер эквивалентного дефекта, где — параметр формы трещины.
При разрушении всех дисковых моделей из стали 15Х2НМФА наблюдалось докритическое подрастание трещины, начинающееся, как правило, в зоне максимального значения Кг, т. е. в месте наибольшей глубины полуэллиптического дефекта — в центре диска.
В качестве примера на рис. 1 показан излом дисковой модели диаметром 650 мм из стали 15Х2НМФА. Стабильное подрастание поверхностных дефектов увеличивается с уменьшением размеров (глубины) дефекта. При замере остаточных деформаций в надрезе и по диаметру дисков после режимов нагружения, предшествовавших разрушению, обнаружены остаточные деформации, достигающие 1 1,5 мм.
Крупногабаритные образцы сечением 150X600 мм испытаны на машине22-8000 на ОП Шкода. На образцы электроискровым способом наносили поверхностный полуэллиптический надрез с соотношением глубины и длины а/2с, равным 0,2. Испытания образцов проводили при комнатной температуре, постепенно увеличивая статическую растягивающую нагрузку, вплоть до разрушения образца. Во время испытания образцов измеряли их деформацию, раскрытие надрезов и определяли начало страгивания трещины методом акустической эмиссии и методом электросопротивления. Основные результаты испытаний образцов в машине 22-8000 приведены в табл. 3. Изломы образцов показаны на рис. 2.
Наблюдалось квазихрупкое разрушение всех испытанных образцов, которое инициировалось из самого глубокого места надреза, т. е. в области с самым высоким значением Кг- На изломах образцов хорошо виден докритический рост трещины. Инициирование докритического роста трещины возникало при напряжениях, близких к пределу текучести. Максимальная разрушающая нагрузка достигала уровня предела прочности у образца С1 и постепенно уменьшалась с увеличением размера дефекта.
Эксперименты на крупномасштабных образцах и моделях подтвердили предложенную ранее методику оценки прочности крупногабаритных' конструкций с дефектами, основанную на классической теории прочности и теории линейной механики разрушения.
Для определения допустимой области работы конструкций следует учитывать запасы прочности: 1) запас по номинальному напряжению (по существующим нормам), где а — размер дефекта;— параметр формы дефекта.
Опытные значения разрушающих напряжений хорошо согласуются с величиной предела прочности при малых размерах дефектов и с критическим напряжением в области квазихрупких разрушений (см. рис. 3). В то же время в области хрупких разрушений имеет место различие опытных и расчетных значений. Это связано с большими размерами дефектов, которые становятся соизмеримыми с толщиной моделей, и здесь уже нельзя использовать формулу Ирвина, предложенную для полу-бесконечного тела.
На рис. 4 опытные данные сопоставлены с результатами расчета по формуле, учитывающей толщину моделей и приведенной в работе [2] (пункт Л-3300): где ат и 0и — мембранные и изгибные напряжения; Мт и Ми— коэффициенты, зависящие от а!2с и а!В — толщина детали.
Расчетные кривые и экспериментальные точки хорошо совпадают в исследованном диапазоне напряжений (0,6...1,О)0в в области хрупких и квазихрупких разрушений (см. рис. 4).
Запас по размеру дефекта можно принять по ГЗ] (пункт В-3600) пас =ас/а/=10, где а/ —максимальный размер наблюдаемого дефекта в конце эксплуатации элемента конструкции (по данным расчета); ас — минимальный критический размер дефекта при нормальных условиях эксплуатации.
На основе этих значений запасов прочности можно построить диаграмму области допустимых условий работы конструкции. Для примера на рис. 4 показана такая диаграмма (заштрихованная часть) для конструкции с толщиной стенки 150 мм и поверхностными дефектами с соотношением а!2с, равным 0,2. Область работы ограничена горизонталью на уровне номинального напряжения и кривой, полученной расчетом по критическому направлению с запасом прочности по размеру дефекта па= 10.
Выводы
1. Для оценки прочности толстостенных конструкций с дефектами следует применять диаграмму разрушения, представляющую зависимость разрушающего напряжения от размера дефекта. Диаграмма разрушения сверху ограничивается пределом прочности материала, справа — критическими напряжениями, рассчитанными по силовому критерию линейной механики разрушения.
2. Расчетная оценка прочности конструкций с использованием такой диаграммы разрушения хорошо соответствует экспериментам на крупномасштабных образцах и дисковых моделях в области хрупких и квазихрупких разрушений.


 
Яндекс.Метрика