Процесс шлифования зубчатых колес сопровождается выделением значительного количества тепла, которое неблагоприятно отражается на качестве обработанной поверхности. Тепловые явления при шлифовании зависят главным образом от температуры нагрева поверхностного слоя и времени воздействия на него температуры. При этом поверхностный слой претерпевает структурные изменения, в нем появляются остаточные напряжения, прижоги и трещины. Основное количество тепла, возникающего при шлифовании, отводится в деталь (75—85%), часть тепла уносится охлаждающей жидкостью вместе со стружкой (2—8%), остальное переходит в шлифовальный круг.
Тепловые явления в зависимости от способа шлифования зубьев имеют различные количественные выражения.
Опытным путем установлено, что при шлифовании, например, тарельчатыми кругами без применения охлаждающей жидкости температура поверхностного слоя не превышает 350°С. При этом существенных изменений физико-механических свойств материала не происходит.