Контроль размеров зубьев и бокового зазора зубчатой передачи
Контроль размеров зубьев производится с целью обеспечения работы зубчатой передачи с нормальными условиями для смазки и без возможного заклинивания при разогреве. Стандартами на точность передач предусмотрены различные виды сопряжения зубчатых колес (см. §23). Для каждого вида сопряжения принят определенный гарантированный зазор in J|| между зубьями, который можно проконтролировать в передаче непосредственным измерением с помощью щупа или индикатора.
У отдельно взятого зубчатого колеса контролируют смещение исходного контура (ЕНг), отклонение толщины зуба (5С) и отклонение средней длины общей нормали (Wmr).
Контроль смещения исходного контура. Дополнительное смещение исходного контура 2 (рис. 53) от его номинального положения 1 в тело зубчатого колеса осуществляется с целью обеспечения в передаче гарантированного бокового зазора. EHs—наименьшее дополнительное смещение, Тн — допуск на смещение исходного контура. Под номинальным положением исходного контура понимается его положение на зубчатом колесе, лишенном погрешностей, при котором расстояние от рабочей оси вращения до делительной прямой где Х‘тп — номинальное смещение исходного контура, не предусматривающее бокового зазора.
Контроль смещения исходного контура производится с помощью тангенциальных зубомеров (рис. 54), которые настраиваются по 'роликам 1, имеющим определенный диаметр, соответствующий модулю контролируемого колеса. Измерительные плоскости 2 и 4 этого зубомера располагаются в плоскостях, соответствующих зубу рейки исходного контура, чем достигается их контакт по постоянной хорде. Отклонение фиксируется индикатором 3, головка которого касается вершины зуба.
Контроль толщины зуба. Контроль толщины 5 в большинстве случаев осуществляется по постоянной хорде кромочным штангензубомером с отсчетом по .шкалам вертикальной 1 и горизонтальной 2 линеек. Более точным является кромочный зубомер, изображенный на рис. 56, у которого измерение осуществляется микрометрическими винтами 2 и 3 и индикаторной головкой.
Постоянной хордой называется отрезок прямой, соединяющий две точки разноименных боковых поверхностей зуба, принадлежащие одной цилиндрической соосной поверхности, и нормалями, проведенными к ним из одной точки делительной окружности диаметра на высоте от вершины.
Для цилиндрических зубчатых колес с углом зацепления а=20° толщина зуба_ по постоянной хорде Sc= 1,38705 -m, а высота до постоянной хорды 7гс=0,74758 -т, где т — модуль зубчатого колеса, мм.