Припуском называют слой металла, удаляемый с поверхности заготовки для достижения заданных размеров, формы, шероховатости.
Зубошлифование является отделочной операцией после зубонарезания и термической обработки колеса, поэтому припуски, оставляемые на зубошлифование, назначают минимальными, чтобы снизить машинное время обработки. Однако при этом учитывают деформацию зубьев, получаемую при термической обработке. При шлифовании колес из цементованной стали толщина слоя удаляемого металла ограничивается, чтобы не снижать твердости и износоустойчивости зубьев.
При шлифовании зуба по всему контуру впадины припуск оставляют равномерным по всему контуру.
В случаях, когда дно впадины не шлифуется, припуск дают только на профиль зуба. На рис. 17 показано искажение профиля, которое образуется на головке зуба.
Профиль 1, полученный при чистовом зубонарезании, после термической обработки принимает положение 2, а после зубошлифования снова правильное положение 3. Искажение профиля у головки может доходить до 0,05—0,08 мм у колес модулем 9 мм, поэтому припуск должен превышать величину деформации. При изготовлении колес из углеродистых закаливаемых сталей искажение профиля зуба у головки происходит в сторону увеличения тела, но в значительно меньшей мере, чем у цементуемых, поэтому оно обычно не учитывается.
Большое влияние на величину припуска оказывает общая деформация зубчатого венца, который может принимать форму, близкую к эллипсу, и другие формы, отличающиеся от первоначального цилиндра. В табл. 10 приведены припуски, назначаемые на зубошлифование. Эти припуски, называемые операционными, учитывают деформацию колес после термической обработки, а также погрешности изготовления зубчатого венца при зубо-нарезании.
Меньшие значения припуска относятся к колесам, имеющим малую склонность к поводке после термической обработки.