Охлаждающие жидкости, используемые при зубошлифовании
Шлифование зубчатых колес в основном осуществляется с применением смазочно-охлаждающих жидкостей (СОЖ), назначением которых является отвод теплоты из зоны шлифования, образование в зоне резания защитных пленок, снижающих трение, удаление из зоны резания отходов шлифования и обеспечение необходимого качества шлифования. Используемая при зубошлифовании СОЖ не должна вызывать коррозии станка и шлифуемой детали, не должна разлагать смазку, не быть пожароопасной и взрывоопасной, не оказывать вредного воздействия на кожу, не иметь неприятного запаха, обладать длительной стабильностью свойств и т. п.
При шлифовании зубчатых колес в качестве СОЖ используют в основном сульфинированные минеральные масла с различными присадками, которые по характеру своего действия разделяются на антифрикционные, противокоррозионные и противозадирные.
Для подавления коррозионной агрессивности СОЖ используют различные ингибиторы — вещества, замедляющие электрохимические процессы между СОЖ и металлом, а также пассиваторы — вещества, предохраняющие металл от дальнейшего развития коррозионных процессов.
Для повышения эффективности смазочного действия и создания в зоне резания смазочной пленки с более высокой температурой плавления в состав смазочно-охлаждающих жидкостей вводят серу в количестве 1,5—2% от общего объема.
Свойства СОЖ в процессе эксплуатации изменяются в связи с расходованием входящих в их состав компонентов и загрязнением СОЖ отходами шлифования. Поэтому необходимо постоянно контролировать качество жидкости и периодически восстанавливать ее свойство добавлением отдельных компонентов или заменой всей СОЖ. Установлено, что масляные смазочно-охлаждающие жидкости необходимо заменять два раза в месяц при трехсменной работе с полной загрузкой станка. При этом должна быть обеспечена надлежащая очистка СОЖ. Содержание в охлаждающей жидкости примесей в количестве 0,02—0,03% по массе не оказывает вредного влияния на качество обрабатываемой поверхности. Содержание примесей в количестве 0,05—0,10% уменьшает стойкость шлифовального круга на 15—20%, а также способствует появлению рисок на шлифуемой поверхности.
Очистка СОЖ производится естественным ее отстаиванием в баке, снабженном перегородками, а также ее пропусканием через магнитные сепараторы. Более тонкая очистка производится в комбинированных установках с использованием магнитных сепараторов и фильтровальной бумаги. Особо тонкую очистку СОЖ производят центрифугой, в которой отфильтровываются как металлические, так и абразивные частицы, составляющие шлифовальный шлам.
Эффективность действия СОЖ зависит также от способа ее подачи в зону резания. При зубошлифовании СОЖ подается обычно под давлением 0,03—0,05 МПа свободно падающей струей центробежным электрическим насосом. При этом значительное количество жидкости отбрасывается от круга создаваемым им воздушным потоком. При подаче СОЖ струйно-напорным способом под давлением 1,2—1,5 МПа эффективность охлаждающего и смазочного действия повышается в результате проникновения СОЖ ближе к зоне непосредственного контакта абразивного зерна с металлом. Последний способ имеет все большее распространение.