Схема шлифования цилиндрических зубчатых колес двумя тарельчатыми кругами по методу обката приведена на рис. 28. Шлифовальные круги 9 и 10 совершают только вращательное движение резания /. Каретка 7 вместе с заготовкой 8 и барабаном 5 перемещается в поперечном направлении III и обкатывается по лентам 4, образуя обкаточное движение заготовки 8. Стол 2 вместе со стойкой совершает возвратно-поступательное движение подачи IV по направляющим станины 1. Поворот шлифуемого колеса на следующий зуб осуществляется механизмом деления.
Шлифовальные круги могут занимать различные положения относительно обрабатываемого колеса, а именно параллельно между собой и на расстоянии, равном длине общей нормали обрабатываемого колеса, под углом 20°, т. е. параллельно образующим исходной зубчатой рейки, и под углом, не равным 20°.
Особенностью станков, работающих двумя тарельчатыми кругами, является высокая точность обработки благодаря тому, что конусно-вогнутая активная режущая поверхность шлифовальных кругов всегда занимает неизменное осевое положение. Это достигается специальным под наладочным механизмом, компенсирующим износ шлифовальных кругов, как только его значение превысит 0,001—0,002 мм. Шлифование производится без охлаждения. Высокая точность обработки достигается чисто кинематическим путем с применением обкатных секторов, которые стальными лентами соединены с кареткой, несущей на себе изделие и делительный механизм. Станки выполняются по горизонтальной и вертикальной компоновкам и снабжены механизмом для модификации профиля зуба по длине и высоте.
Схема шлифования цилиндрических зубчатых колес профильным кругом по методу копирования с периодическим делением приведена на рис. 29. Шлифовальный круг 2 совершает вращательное движение резания I и движение продольной подачи II вдоль зуба обрабатываемого колеса //которое делает только делительный поворот III на один зуб. Профиль круга при шлифовании охватывает весь профиль впадины между двумя зубьями, поэтому его необходимо заправлять каждый раз по-иному при смене параметров шлифуемого колеса, даже при изменении числа зубьев при одном и том же модуле. Для правки круга в соответствии с профилем зубьев обрабатываемого колеса используют специальные шаблоны или пару зубьев, насыщенных алмазным слоем, профиль которых полностью соответствует профилю шлифуемых зубьев.
Станки, работающие профильным кругом, отличаются от других типов станков возможностью производить шлифование зубчатых колес с внутренним зубом. С этой целью станки оснащаются специальными шлифовальными головками, несущими на себе круги малого диаметра. Станки с профильным кругом для колес внешнего зацепления обладают достаточно высокой производительностью, но мало универсальны. В последнее время в этих станках получил применение способ правки с помощью лент, покрытых специальным порошком, которые обтягивают зуб, соответствующий профилю обрабатываемого зуба.
Схема шлифования цилиндрических колес плоской стороной дискового круга приведена на рис. 30. При этом способе обработки отсутствует движение продольной подачи, поэтому для охватывания всей длины даже сравнительно узких зубчатых колес (шеверы, эталонные колеса) здесь используют шлифовальный круг большого диаметра. Шлифовальный круг совершает только вращательное движение резания /, воспроизводя своей рабочей поверхностью боковую поверхность зуба воображаемой исходной зубчатой рейки 4. Шлифуемое колесо 5 совершает движение обката, состоящее из качательного II и возвратно-поступательного III, отталкиваясь эвольвентным кулаком 2 от неподвижного упора 1. После обработки одной стороны зуба производится деление на следующий зуб и так до тех пор, пока не будут обработаны все зубья с одной стороны профиля. Затем оправку с зубчатым колесом устанавливают в шпиндель противоположным концом и производят шлифование второй стороны профиля всех зубьев.
Характерной особенностью станков, работающих плоской стороной дискового круга, является то, что процесс шлифования производится с чистым обкатом зубчатого колеса при отсутствии продольной подачи. Станки отличаются короткой кинематической цепью и высокой точностью обработки.
Шлифование конических колес с прямой линией зуба осуществляется по методу обката следующими способами: двумя дисковыми кругами, работающими плоской поверхностью, без продольной подачи кругов; двумя тарельчатыми кругами с узкой торцовой рабочей поверхностью; одним дисковым кругом с конической поверхностью; двумя дисковыми кругами, каждый из которых имеет одну рабочую коническую поверхность; одним дисковым кругом с двумя коническими поверхностями. Работа кругов перечисленными способами существенно не отличается от работы таких же кругов, используемых для шлифования цилиндрических колес.
Шлифование конических колес с круговой пинией зуба производится двумя способами: а) по методу обката чашечно-цилиндрическим кругом, при котором круг вращается вокруг своей оси / и совершает движение обката вокруг оси люльки) по методу обката чашечно-коническим кругом, при котором шлифовальный круг совершает еще и возвратно-качательное движение III для вышлифования профиля зуба по всей ширине впадины, так как чашечно-конический круг имеет меньшую площадь контакта с обрабатываемым колесом, чем чашечно-цилиндрический круг.