Общие сведения о зубчатых колесах и передачах
Профиль зуба и свойства эвольвентного зацепления
Основные параметры цилиндрических зубчатых колес
Основные параметры червячных передач
Основные параметры конических зубчатых колес
Понятие об абразивных инструментах
Шлифовальные круги, применяемые для зубошлифования
Сведения о процессе резания при шлифовании
Способы правки шлифовального круга
Припуски на зубошлифование
Охлаждающие жидкости, используемые при зубошлифовании
Основные сведения о режимах зубошлифования
Балансировка шлифовальных кругов
Организация рабочего места
Элементы технологического процесса
Технологические базы при зубошлифовании
Технологическая оснастка для зубошлифования
Методы шлифования зубчатых колес
Способы шлифования коническим кругом
Схема шлифования цилиндрических зубчатых колес
Кинематическая схема
Особенности шлифования зубчатых колес различного назначения
Шлифование колес с внутренними зубьями
Общие сведения о наладке зубошлифовальных станков
Общие сведения о контроле зубчатых колес
Контроль кинематической точности зубчатых колес
Контроль плавности работы зубчатых колес
Контроль контакта зубчатых колес
Контроль размеров зубьев и бокового зазора зубчатой передачи
Контроль средней длины общей нормали
Контроль зубчатых колес на шум
Контроль шероховатости поверхности профиля зубьев
Технические данные станков с коническим кругом
Устройство зубошлифовального полуавтомата 5М841
Особенности наладки станков с коническим кругом
Изменение длины хода
Наладка механизма радиальной подачи
Технические данные станков с червячным кругом
Устройство зубошлифовального полуавтомата 5Д833
Особенности наладки станков с червячным кругом
Процесс правки алмазными резцами
Установка упоров на стойке
Зубошлифовальные станки с двумя тарельчатыми кругами
Устройство зубошлифовального полуавтомата 5А851
Особенности наладки станков, работающих тарельчатыми кругами
Наладка циклового барабана
Зубошлифовальные станки с профильным кругом и работа на них
Устройство зубошлифовального полуавтомата 5А868
Особенности наладки станков с профильным кругом
Зубошлифовальные станки с плоским кругом и работа на них
Устройство зубошлифовального полуавтомата 5А893С
Особенности наладки станков с плоским кругом
Зубошлифовальные станки для конических колес и работа на них
Устройство зубошлифовального полуавтомата 5А870В
Особенности наладки станков для шлифования конических зубчатых колес
Основные элементы шлицевых соединений
Контроль шлицевых валов
Шлицешлифовальные станки и работа на них
Устройство шлицешлифовального полуавтомата ЗБ451
Особенности наладки станков для шлифования шлицевых валов
Обслуживание зубошлифовальных и шлицешлифовальных станков
Испытание станков на холостом ходу
Правила приемки станков на точность
Нормы точности зубошлифовальных станков
Уход за станками
Основные сведения о гидравлических устройствах станков
Основные сведения об электрооборудовании станков
Основные этапы развития науки о резании металлов
Сведения о режущих инструментах
Образование стружки при резании металлов
Образование стружки при резании
Силы резания, возникающие при зубошлифовании
Выделение тепла при шлифовании зубчатых колес
Шлифовочные прижоги и меры борьбы с ними
Основные принципы разработки
Форма и содержание основных технологических документов
Выбор режимов резания при зубошлифовании
Общие понятия о механизации и автоматизации
Технические средства механизации и автоматизации
Развитие механизации и автоматизации
Программное управление в зубошлифовалькых станках
Общие понятия о стандартизации
Государственная система стандартизации
Комплексные системы стандартизации
Метрологическое обеспечение
Стандартизация и качество продукции
Технический контроль на предприятии
Общие понятия о безопасности труда
Общие требования безопасности при работе
Основные требования электробезопасности
Основные требования пожарной безопасности

Профиль зуба и свойства эвольвентного зацепления

В машиностроении в основном применяют зубчатые колеса, профиль зубьев которых образован двумя симметричными эвольвентными кривыми. На рис. 6 показано, как образуется эвольвентная кривая. Если прямую линию КК перекатывать без скольжения по окружности диаметра db, то точка А, принадлежащая прямой, будет описывать кривую, называемую эвольвентой.
В эвольвентном зацеплении двух зубчатых колес окружности, развертка которых является теоретическим торцовым профилем зуба, .называются основными окружностями. Их диаметры обозначаются db1 и db2. Прямая линия NN, общая касательная к основным окружностям, является линией зацепления для обеих эвольвент. При поворачивании зубчатых колес линия зацепления является траекторией точки контакта зубьев. Отрезок между точками касания линии зацепления основных окружностей называется длиной линии зацепления и обозначается «g», а длиной активной линии зацепления ga называется отрезок линии зацепления между точками 1 и 2, образуемый пересечением ее окружностями вершин зубьев da1 и da2. Прямая линия, пересекающая оси зубчатых колес под прямым углом, называется межосевой линией, а расстояние между осями 01 и 02 зубчатых колес передачи по межосевой линии называется межосевым расстоянием и обозначается «aw». Окружности, проходящие через точку пересечения межосевой линии и линии зацепления, являющейся полюсом зацепления, называются начальными окружностями, а их диаметры обозначаются dw1 и Ц2. Острый угол между линией зацепления NN. и прямой, перпендикулярной межосевой линии, называется углом зацепления и обозначается а/«>.
Полюс зацепления делит линию центров O1O2 в отношении, обратном угловым скоростям обеих колес. Эта зависимость определяется из равенства окружных скоростей в полюсе зацепления:
Следовательно, радиусы начальных окружностей определяются передаточным отношением и действительным межосевым расстоянием передачи.
При изменении межосевого расстояния изменяются и диаметры начальных окружностей сопряженных колес. Отдельно взятое зубчатое колесо не имеет начальной окружности до тех пор, пока его зубья не войдут в контакт с зубьями другого парного колеса. Исходя из этого, у пары зубчатых колес может быть много начальных окружностей, зависящих от межосевого расстояния. При этом полюс зацепления остается неизменным.
Эвольвентное зацепление обладает рядом преимуществ перед другими видами зацепления. В частности, зубья этого зацепления сравнительно просто изготовить по методу обката. При изменении расстояния между осями сопрягаемых колес эвольвентное зацепление работает правильно и сохраняет передаточное отношение, что значительно упрощает изготовление корпусных деталей, в которых монтируется передача. При эвольвентном профиле зубьев колеса разных диаметров сцепляются между собой правильно. С увеличением диаметра основной окружности до бесконечно большого диаметра эвольвентная кривая обращается в прямую линию. Это означает, что зубчатые колеса бесконечно большого диаметра обращаются в зубчатую рейку, профиль зубьев которой очерчен прямыми линиями. Рейка в передаче может сочетаться с зубчатым колесом любого диаметра. Так как профиль зубчатой рейки самый простой, то он используется для изготовления зубообрабатывающего инструмента, работающего по методу обката. Кроме этого, контур зубчатой рейки заложен в основу проектирования зубчатых передач и является исходным контуром.
Исходным контуром называется очертание зубьев номинальной исходной зубчатой рейки в сечении плоскостью, перпендикулярном ее делительной плоскости. На рис. 8,6 приведены параметры исходного контура для цилиндрической зубчатой передачи в соответствии с СТ СЭВ 308—76 и ГОСТ 13755—81. Основной величиной, характеризующей размеры зубчатого колеса, является модуль, который обозначается т. Модуль — это линейная величина в я раз меньше шага зацепления Р — расстояния между одноименными профилями зубчатой рейки:
т = Рп.
Размерность модуля такая же, как и шага зацепления, т. е. мм.
Размеры зубчатой рейки определяются умножением коэффициентов ее элементов на модуль. В табл. 1 приведены значения этих коэффициентов для исходного контура цилиндрической зубчатой передачи.
Ряд модулей, применяемых в машиностроительной промышленности для цилиндрических, конических и червячных передач, регламентирован СТ СЭВ 310—76, который содержит значения модулей от 0,05 до 100 мм.
Для улучшения работоспособности тяжело-нагруженных и высокоскоростных цилиндрических зубчатых передач внешнего зацепления рекомендуется применять
Элементы исходного контура               Коэффициент  Значение
Шаг зацепления
Угол главного профиля              20°
Коэффициент высоты головки                    9 *     1 0,25
Коэффициент высоты ножки  h,*        
Коэффициент граничной высоты         2
Коэффициент радиуса кривизны переходной кривой                            
Коэффициент глубины захода зубьев в            hw*       2
паре исходных контуров                         
Коэффициент радиального зазора в паре исходных контуров                          
модифицированный исходный контур. Модификация — это преднамеренное отклонение поверхности зуба от главной поверхности, осуществляемое для компенсации действия факторов, отрицательно влияющих на работу зубчатой передачи.
На рис. 8, в показана модификация профиля головки зуба. Коэффициент высоты модификации щ должен быть не более 0,45, а коэффициент глубины модификации А* — не более 0,2. Эти коэффициенты назначаются в зависимости от величины модуля и степени точности зубчатой передачи.
При бочкообразной модификации номинальная линия зуба начинается в средней части и отклоняется от теоретической линии зуба в его тело с монотонным возрастанием отклонения по мере удаления от середины зуба к его торцам.
При модификации только у торцов отклонение начинается в заданной точке линии зуба с монотонным возрастанием отклонения по мере удаления от этой точки к торцу зуба.




 
Яндекс.Метрика