.В зависимости от метода образования профиля зуба и формы шлифовального круга проявления погрешностей на обработанном колесе по характеру и величине могу г быть различными, однако эти погрешности отличаются стабильностью и поддаются исправлению путем под наладки отдельных элементов станка или инструмента.
Контроль цилиндрических и конических зубчатых колес производится в соответствии со стандартами на нормы точности, которыми установлены двенадцать степеней точности зубчатых колес и передач, обозначаемых в порядке убывания точности цифрами 1, 2 и т. д. Для каждой степени точности зубчатых колес и передач установлены нормы кинематический точности, плавности работы и контакта зубьев. Допускается комбинирование норм для каждого отдельного колеса из разных степеней точности, с учетом конкретных условий эксплуатации колес, однако нормы плавности могут быть назначены не более чем на две степени точнее или на одну степень грубее норм кинематической точности. Нормы контакта зубьев могут назначаться более точными, чем нормы плавности, но не более чем на одну степень.
В стандартах на точность зубчатых колес установлены шесть видов сопряжений колес в передаче по боковому зазору зубьев: А — с увеличенным, «В» — с нормальным, С — с уменьшенным, D — с малым, ? — с особо малым и Н — с нулевым зазором. Кроме этого, установлены восемь видов допуска на боковой зазор х, у, z, а, Ь, с, d, h. Сопряжение вида «В» обеспечивает минимальную величину бокового зазора, при котором исключается возможность заклинивания зубчатой передачи от нагрева при разности температур зубчатых колес и корпуса в 25°С.
Стандартами установлены шесть классов отклонений межосевого расстояния, обозначаемых в порядке убывания точности римскими цифрами от I до VI. Гарантированный боковой зазор в каждом сопряжении обеспечивается при соблюдении классов отклонений межосевого расстояния. Точность изготовления зубчатых колес задается степенью точности, а требования к боковому зазору— видом сопряжения по нормам бокового зазора. Допуски на точность изготовления цилиндрических колес регламентированы ГОСТ 1643—81, а конических — ГОСТ 1758—81.
Пример условного обозначения точности изготовления цилиндрического зубчатого колеса: 5-В ГОСТ 1643—81. Это означает, что колесо должно быть изготовлено со степенью точности 5 по всем трем нормам, с видом сопряжения В и соответствием между видом сопряжения и допуском В и Ь, видом сопряжения и классом отклонения межосевого расстояния В и У.
При комбинировании норм из разных степеней точность зубчатых колес обозначается тремя цифрами и двумя буквами (если вид сопряжения и допуск на боковой зазор не совпадают). Причем первая цифра обозначает степень по нормам кинематической точности, вторая — по нормам плавности работы, третья — по нормам контакта зубьев, например 6-5-4-Ва ГОСТ 1643—81.
В случае, когда на одну из норм степень точности не задается, взамен соответствующей цифры указывается буква N, например 6-5-ЛГ-Ва ГОСТ 1643—81.
Для контроля зубчатых колес в разных условиях производства стандартами предусмотрен ряд комплексов и показателей для каждой из трех норм точности. Комплексы показателей устанавливаются изготовителем передач в зависимости от применяемой технологии изготовления и принятой системы контроля. При этом учитываются точность передачи, размеры измеряемых колес, объем и условия производства, а также наличие измеряемых средств.