Правку шлифовального круга производят для восстановления его режущей способности и для придания кругу требуемой геометрической формы. Способ правки определяется требованиями, предъявляемыми к точности и шероховатости обрабатываемой кругом поверхности.
При зубошлифовании правку осуществляют по методам обтачивания, шлифования и накатывания инструментом, приведенным в табл. 9.
Правка по методу обтачивания представляет собой разрушение сравнительно хрупких абразивных зерен и связки шлифовального круга алмазным инструментом высокой твердости. В качества инструмента в этом случае используют алмазные зерна, зачеканенные в оправах, алмазно-металлические карандаши или алмазные резцы.
Правка по методу шлифования представляет собой срезание и дробление абразивных зерен принудительно вращающимся инструментом. В качестве правящего инструмента в этом случае используют алмазные ролики на твердосплавной связке, которые по форме профиля бывают плоские односторонние, конические односторонние, конические двусторонние, радиусные, фасонные, прямого профиля и др. При правке ролик получает быстрое вращение, а шлифовальный круг медленное. Направления вращения могут совпадать или быть противоположными. Вследствие разности скоростей вращения круга и ролика в точке их касания происходит скалывание частиц абразивных зерен, а также выкрашивание целых зерен.
Алмазные ролики для правки шлифовальных кругов содержат природные алмазы, равномерно распределенные по всей поверхности правящего слоя и прочно соединенные с металлической основой ролика твердосплавной связкой методом порошковой металлургии.
Правка по методу накатывания представляет собой процесс дробления абразивных зерен и связки шлифовального круга. Правящим инструментом является стальной ролик, профиль которого соответствует профилю заправляемой поверхности.
При этом способе правки вращение ролика осуществляется от трения с вращающимся шлифовальным кругом. Скорость правки обычно составляет 1—1,5 м/мм поперечная подача — 0,03—0,06 мм через несколько проходов. Разрушение абразивных зерен и связки происходит в результате взаимного вращения со скольжением абразивного круга и правящего ролика, а также значительного давлении в зоне их контакта. В ряде случаев способ правки накатыванием является единственно возможным, например при шлифовании мелкомодульных зубчатых колес червячным абразивным кругом.
Накатные ролики изготовляют однониточными и многониточными, гладкими и с пазами. Пазы обычно имеют неравномерный шаг и способствуют интенсификации процесса правки.