Плавность работы зубчатого колеса определяется величиной составляющих полной погрешности угла поворота колеса за один его оборот. Показатели и комплексы показателей плавности работы регламентируются соответствующими стандартами на точность зубчатых колес. Этими показателями являются циклическая погрешность зубчатого колеса, местная кинематическая погрешность, отклонение шага, отклонение .шага зацепления, погрешность профиля зуба, колебание измерительного межосевого расстояния на одном зубе. Контроль циклической погрешности зубчатого колеса. Контроль производится для выявления источника, вызывающего погрешность профиля зуба и волнистости винтовой линии зуба.
Наиболее характерным источником циклической погрешности на выходе являются погрешности червячной делительной передачи зубообрабатывающего станка или одного из колес делительной кинематической цепи (если она состоит только из цилиндрических колес, как например, в зубошлифовальных станках с червячным кругом).
Циклическую погрешность можно определить на приборе, называемом волномером. Контроль отклонения шага. Под отклонением шага понимается дискретное значение кинематической погрешности зубчатого колеса при его повороте на один номинальный (расчетный) угловой шаг, как показано на рис. 37, при /С= 1.
Контроль отклонения шага осуществляется теми же приборами, какими производится контроль накопленной погрешности .шага, а также с помощью накладных шагомеров, измерительные губки 1 и 2 которых настраиваются на номинальное значение шага. Контроль отклонения шага зацепления. Под отклонением .шага зацепления понимается разность между действительным и номинальным шагами, т. е. кратчайшими расстояниями между двумя параллельными плоскостями, касательными к двум одноименным действительным 3 и номинальным 2 активным боковым поверхностям соседних зубьев. Шаг зацепления контролируется приборами, настраиваемыми на номинальное его значение. Для колес наружного зацепления в зависимости от модуля используются шагомеры, например БВ 5070 (рис. 45). Погрешность шага зацепления возникает в основном от неправильной заправки шлифовальнение шага зависит от погрешностей делительной передачи станка или от неравномерности ее вращения в результате погрешностей в других звеньях делительной цепи станка.
Поэтому по результатам контроля шага зацепления производят корректировку углового положения правящего инструмента.
Контроль погрешности профиля зуба (f/r). Под погрешностью профиля зуба понимается (расстояние между двумя ближайшими друг к другу номинальными торцовыми профилями 2 зуба, между которыми размещается действительный торцовый активный профиль 1. Границы активного профиля показаны цифрой 3. Под действительным торцовым профилем зуба понимается линия пересечения действительной боковой поверхности зуба зубчатого колеса в плоскости, перпендикулярной его рабочей оси.
Контроль профиля зуба является одним из наиболее распространенных методов контроля плавности работы колеса. С отклонением профиля от теоретической кривой в основном связаны погрешности заправки шлифовального круга и в ряде случаев погрешности кинематической цепи обката станка. Поэтому проверка профиля зуба производится как при приемке обработанных колес, так и при отладке технологического процесса шлифования.
Контроль профиля зуба осуществляется приборами, называемыми эвольвентомерами, так как в процессе измерения они воспроизводят эвольвентную кривую. Эвольвентомеры бывают универсальные и индивидуально-дисковые. В универсальных, например КЭУ-СМА, эвольвентная кривая воспроизводится с помощью эвольвентного кулака, а в индивидуальных — с помощью сменных дисков, имеющих диаметр, равный диаметру основной окружности контролируемого колеса.
Эвольвентомеры снабжены механическими или электрическими записывающими устройствами, которые регистрируют погрешность профиля в виде кривых, приведенных на рис. 48.
По характеру кривой определяется источник погрешностей — износ .шлифовального круга, неправильная его заправка и др. Например, кривая на рис. 48, а соответствует правильному профилю зуба, погрешность минимальная, отклонений от установленного угла зацепления нет. Кривая на рис. 48, б показывает на износ шлифовального круга, кривая на рис. 48, в — на неправильную заправку круга с увеличенным углом зацепления, кривая на рис. 48, г — на неправильную заправку круга с уменьшенным углом зацепления относительно расчетного.