Зубошлифовальный полуавтомат 5М841 предназначен для шлифования зубьев прямозубых и косозубых цилиндрических колес по методу обката с единичным делением. Обработка производится по полуавтоматическому циклу, который обеспечивает число и величину подач, число правок и величину подачи на правку, компенсацию
износа шлифовального круга, изменение режимов обработки при переходе с чернового на чистовое шлифование, переключение хода стола с рабочего на ускоренный и выключение станка с подачей сигнала об окончании обработки установленного числа .зубьев. На полуавтомате обеспечивается шлифование фланкированных и бочкообразных зубьев установкой соответствующих копиров в механизм правки.
Полуавтомат 5М841 состоит из станины, на которой справа располагается колонка 8, а слева перемещается крестовый суппорт 2 со столом 3. Рабочая зона над столом закрыта ограждением 6 с дверкой 7, обеспечивающей доступ к обрабатываемому зубчатому колесу и шлифовальному кругу. На колонке 8 размещен ползун с шлифовальным кругом и механизм привода ползуна, доступ к которому осуществляется через дверку 13. На колонке 8 также расположен основной пульт управления 9. Вспомогательный пульт находится с левой стороны станка. С основного пульта производятся все наладочные движения станка, в том числе бесступенчатое регулирование рукоятками 10 частоты движения ползуна. Ниже пульта находится рукоятка 12 ручного разворота ползуна. На стенке стола справа помещен маховик 4 распределения припуска, а слева, симметрично ему (на рисунке не видно), маховик изменения положения опорного ролика, регулирующего длину хода стола. С правой стороны станины 1 перед колонкой 8 размещены механизм подачи с маховиком 15, а также панель 14 дросселей с лимбами 5 установки черновых и чистовых скоростей правки и обката. Сзади станка расположен электрошкаф 11, гидрооборудование и резервуар с охлаждающей жидкостью. Ограждение станка снабжено устройством отсоса аэрозолей, которые возникают в процессе шлифования в виде масляного тумана. Аэрозоли вентилятором пропускаются через сетчатый фильтр, осаждаются на нем и возвращаются в резервуар с охлаждающей жидкостью. Очистка СОЖ от шлифовального .шлама производится магнитным сепаратором.
Основные технические данные зубошлифовального полуавтомата 5М841
Диаметр устанавливаемого изделия, мм . . Модуль обрабатываемых зубчатых колес, мм Наибольшая ширина прямозубого венца обрабатываемого колеса, мм........................
Наибольший угол наклона зубьев обрабатываемых колес, град .......................
Число шлифуемых зубьев...............
Размер шлифовальных кругов, мм:
диаметр ...........................
ширина.............................
Частота вращения шлифовального круга
Подача обката, мм/мин................
Частота движения ползуна, дв. ход/мин Наибольший ход ползуна, мм . . . Автоматическая радиальная подача, мм Габаритные размеры, мм:
об/мин
30—320
1,5-8
190
±45
10—200
350—260 13, 25, 32 1920 6-800 50-280 200 0,01—2,0
длина ...................................... 2903
ширина...................................... 2315
высота ..................................... 2116
Масса, т...................................... 8
Кинематическая схема полуавтомата 5М841 (рис. 60) состоит из кинематических цепей, обеспечивающих вращение шлифовального круга (главное движение), перемещение ползуна, обкат и деление на число шлифуемых зубьев, поворот ползуна на угол, правку шлифовального круга, отскок изделия от круга и установку опорного ролика.
Цепь главного движения связывает вращение электродвигателя M1 с вращением инструмента (Ин) через шкивы диаметром 91 и 68 мм клиноременной передачи и обеспечивает вращение шлифовального круга с частотой 1920 об/мин.
Кинематическая цепь перемещения ползуна связывает вращение электродвигателя М2 с поступательным перемещением ползуна через клиноременную передачу и кривошипно-шатунный механизм (Кр). Установка частоты движения ползуна производится с пульта управления бесступенчато за счет регулирования частоты вращения электродвигателя М2.
Делительно-обкатная цепь связывает вращение гидромотора ГМ с вращением стола через зубчатые колеса с числом зубьев 22, 37, 70, 45, 55, 51 и 68 и дальше через зубчатые колеса гитары деления а, Ь, с, d и червячную передачу стола 1/180. От зубчатого колеса а вращение также передается через червячную передачу 1/60 на кулак (Кул), свободно сидящий на Рис. 61. Кулак обката шпинделе стола и связанный с колесом передачи 1/60. Кулак через ползушку (Пол) поворачивает рычаг (Рыч), который опирается на ролик и перемещает стол с заготовкой. Кулак (рис. 61) выполнен по эвольвентной кривой на 3/4 окружности от точки 1 до точки 4. Согласование хода стола и поворота изделия (обкат при рабочем ходе) обеспечивают семенные зубчатые колеса а, Ь, с, d гитары деления. Обратный ход стола происходит при нахождении ролика ползушки на спаде кривой обкатного кулака от точки 4 до точки 1. В это время стол продолжает вращаться в ту же сторону, что и при рабочем ходе, и приходит в исходное положение относительно шлифовального круга, повернув изделие на zi зубьев (число зубьев деления).
Формула настройки гитары деления выводится из зависимости поворота кулака (Кул) на один оборот и поворота заготовки на угол деления z1/z. Из уравнения 1 об. кул. 60/1 -/дел- 180/1 =Zi/z /дед = (3 • Zi)/z = d/b ¦ c/d.
Управление отскоком изделия от шлифовального круга осуществляется командными кулачками, получающими вращение от колес 45/60 и червячной передачи 1/60.
Отскок изделия происходит в результате поворота гидроцилиндром Ц коромысла (Кор), которое связано с ходовым винтом, входящим в крестовый суппорт. Возвращение крестового суппорта в исходное положение производится пружиной. При шлифовании бочкообразного зуба крестовый суппорт получает дополнительное кача-тельное движение от кулачка бочкообразования через ряд рычагов. За один оборот кулачка изделие подается к шлифовальному кругу два раза, т. е. у каждого торца зубчатого венца, чем обеспечивается бочкообразная форма зуба в продольном его направлении.
Поворот ползуна на угол наклона производится от электродвигателя М3 через цилиндрические зубчатые передачи 20/84, 33/105, червячную передачу 1/50 и передачу 17/166. Ручной поворот 'ползуна осуществляется рукояткой через зубчатые передачи 18/102, 1/50 и 17/166.