Наладка зубошлифовальных станков включает в себя ряд технологических операций по установке инструмента и заготовки, приданию инструменту определенной формы, выбору режимов обработки и наладке механизмов для обеспечения работы на этих режимах.
Перед осуществлением наладочных операций производят внешний осмотр станка, чтобы определить исправность всех его узлов и механизмов. При этом выявляют наличие масла в глазках маслоуказателей системы смазки, гидравлики и охлаждения, исправность внешней проводки электрооборудования, наличие заземления электрошкафов и станка.
При наладке зубошлифовального станка 5М841 движения рабочих органов и механизмов осуществляются от включения кнопок и переключателей, находящихся на пульте управления (рис. 62). Наладка включает в себя: установку шлифовального круга, установку заготовки, установку ползуна на угол наклона зуба, наладку частоты движения ползуна, выбор и установку величины скорости обката и правки, настройку гитары деления, наладку механизмов радиальной подачи и бочкообразования. После этого производят пробное шлифование.
Наладку станка рассмотрим на примере .шлифования зубчатого колеса модулем т = 6 мм, с числом зубьев 2=48, шириной венца 6 = 30 мм и углом наклона зуба В = 20°.
Перед осуществлением наладочных работ необходимо кнопкой 9 на пульте управления включить гидравлику и смазку (выключение производится кнопкой 10 «Общий стоп»), переключатель режимов работы 15 установить в положение «Наладка».
Установка шлифовального круга. Характеристика шлифовального круга зависит от модуля шлифуемого колеса, а также от марки материала, твердости и размеров детали.
В рассматриваемом случае выбираем шлифовальный круг 350X25X127 с характеристикой 24А25СМ18К7, т. е. зернистостью 25 и твердостью СМ1. Угол профиля круга аш=20°.
Конический круг закрепляют на металлических планшайбах 1 и 3, статически балансируют и устанавливают на шпиндель 4 станка, предварительно тщательно очистив посадочные места шпинделя и планшайбы.
Установка ползуна на угол наклона шлифуемого зуба производится для совмещения направления движения ползуна с направлением зуба шлифуемого колеса. Угол наклона рш определяется на диаметре шлифования по формуле sin рш= (sin рх Xcos a)/cos аш.
В рассматриваемом примере аш=а=20°> следовательно, ползун поворачивают на угол рш=20°.
Установка производится следующим образом. Переключатель 19 зажима ползуна устанавливают в положение «Отжим», нажатием на кнопки 20 и 21 осуществляют разворот ползуна в нужную сторону, контролируя положение ползуна по шкале круговой линейки. Точность установа составляет 20 угловых секунд. После поворота ползуна переключатель 19 устанавливают в положение «Зажим».
Установка длины хода и зоны перемещения шлифовального круга осуществляется таким образом, чтобы горизонтальная линия оси круга полностью выходила в обе стороны за торец венца шлифуемого зубчатого колеса.
При шлифовании прямозубых колес длина L (мм) продольного хода круга определяется по формуле L=b-1-+ (10.. .15), при шлифовании косозубых колес—по формуле L=&/cOs рш+rt* ^ * tg рш+ (3 ... 10), где Ь — ширина венца шлифуемого колеса, рш — угол наклона зуба на диаметре шлифования, т — модуль шлифуемого колеса.
В рассматриваемом примере L=-30/cos 20°+3,14-6Х X tg 20° -Ь 5=30/0,9397+3,14-6- 0,364 + 5=43,78, принимаем L—44 мм.