Контроль контакта зубчатого колеса производится с целью выявления суммарного пятна контакта измеряемого колеса с парным колесом в передаче или с измерительным эталонным колесом. Под пятном контакта понимается часть активной боковой поверхности зуба зубчатого колеса, на которой располагаются следы прилегания зубьев парного колеса в собранной передаче после вращения под нагрузкой.
Для выявления формы пятна контакта и его расположения на профилях зубьев боковую поверхность зубьев меньшего колеса или измерительного колеса покрывают тонким слоем краски и обкатывают на любом приборе или на контрольно-обкатном станке. После этого определяют относительные размеры пятна контакта в процентах: по длине зуба как отношение расстояния а (рис. 49) между крайними точками следов прилегания за вычетом разрывов с, превосходящих величину модуля в мм, к длине зуба Ь, т. е. x X100%; по высоте зуба как отношение средней высоты следов прилегания к высоте зуба соответствующей активной боковой поверхности 100%.
При осуществлении этого контроля поверхность зубьев следует обезжирить, а краску наносить слоем толщиной не более 4—6 мкм. Чаще всего применяется берлинская лазурь, турбулентная синь, голландская сажа, свинцовые и цинковые белила. На рис. 50 приведены различные виды расположения пятна контакта, которые оцениваются следующим образом: а—контакт правильный, б — контакт расположен у торца венца вследствие погрешности направления зубьев, в — контакт расположен на головке зубьев из-за уменьшенного угла зацепления на профиле шлифовального круга, г — контакт расположен у ножки зуба по причине увеличенного угла зацепления на профиле шлифовального круга, д — контакт имеет плавающий характер в виду погрешности профиля и направления зуба колеса одновременно.
Нормы контакта зубчатых колес включают в себя следующие показатели: отклонение осевых шагов по нормали, суммарную погрешность контактной линии, отклонение шага зацепления и погрешность направления зуба.
Контроль осевых шагов. Контроль по норма-[ли производится для широких зубчатых косозубых колес, так как такой контроль лучше определяет точность [колеса в отношении обеспечения продольного контакта, чем проверка винтовой линии Орис. 51). Под отклонением осевых шагов по нормали понимается разность между действительным осевым расстоянием зубьев 1 и суммой соответствующего числа номиналных осевых шагов 2, умноженной на синус угла наклона делительной линии зуба.
Контроль направления зуба. Погрешность направления зуба есть расстояние между ближайшими друг к другу номинальными делительными линиями / зуба в торцовом сечении, между которыми размещается действительная делительная линия 2 зуба, соответствующая рабочей ширине Ъ зубчатого венца. Под действительной линией зуба понимается линия пересечения действительной боковой поверхности зуба делительным цилиндром, ось которого совпадает с рабочей осью.
Контроль направления зуба производится ходомером или индивидуальным дисковым эвольвентомером.