Зубошлифование является одним из способов отделки закаленных зубчатых колес и производится по методу обката с непрерывным или периодическим делением и по методу копирования с периодическим делением.
Метод обката основан на зацеплении обрабатываемого колеса с зубом рейки, воспроизводимой поверхностями шлифовального круга.
Метод копирования основан на воспроизведении рабочей поверхностью шлифовального круга впадины зубьев шлифуемого колеса.
На рисунке показана схема зацепления профиля шлифовального круга с зубом колеса при шлифовании по методу обката. Угол между образующей рабочей поверхности и осью симметрии круга называют профильным углом шлифования и обозначают в отличие от угла профиля а исходной зубчатой рейки. Эти углы могут быть равными или отличаться друг от друга.
При зубошлифовании обкат зубьев колеса происходит по производящей поверхности, т. е. по воображаемой поверхности, содержащей режущие кромки инструмента или образуемой при их движении. Зубчатое зацепление производящей рейки или колеса с обрабатываемым колесом называется станочным зацеплением. В станочном зацеплении, если угол профиля шлифовального круга не равен углу профиля исходной рейки, обкат без скольжения и образование эвольвентного профиля зуба происходят по окружности диаметра dm, определяемого из соотношения
dm—dw (cosa/coscXjJ,
где dw — диаметр начальной окружности колеса, в общем случае равный диаметру делительной окружности dw= d=m-z. В станочном зацеплении угол наклона рш зубьев на окружности шлифования диаметром аш определяется из соотношения
sin j3u, = sin |3 (cos a/cos аш)
На рис. 26 приведена схема шлифования цилиндрических зубчатых колес коническим кругом по методу обката с периодическим делением. Шлифовальный круг совершает вращательное движение резания /, быстрое возвратно-поступательное движение вдоль зуба по всей его длине (движение подачи) и движение отвода от заготовки в процессе деления.
Заготовка совершает вращательное IV и поступательное V движение обката по зубьям воображаемой рейки, один из зубьев которой представляет собой шлифовальный круг.