Механизм радиальной подачи налаживают путем расстановки флажков-упоров в пазах барабана 5 в соответствии с выбранной программой. Упоры 1, 2, 3 и 4 выполняются различного размера и при повороте барабана нажимают на конечные выключатели 6,7,8 и 9. Положение упоров на барабане определяют, исходя из числа черновых и чистовых рабочих ходов, а также рабочих ходов выхаживания. Общая величина радиальной подачи R определяется по формуле
R= 2 sin цш
где AW — разность между фактической и расчетной длиной общей нормали шлифуемого колеса, аш — угол профиля шлифовального круга. При угле аш = 20° формула принимает вид R = 1,462-AW'. Припуск на обработку составляет Д\^=0,4 мм и /? = 1,462-0,4=0,58 мм.
Число выхаживающих рабочих ходов обычно составляет один или два с радиальной подачей 0,01 мм. Число чистовых рабочих ходов также делают один или два, но с подачей 0,03—0,06 мм, а число черновых рабочих ходов зависит от величины оставшегося припуска в радиальном направлении. Последние черновые рабочие ходы производят с подачей 0,09—0,12 мм, а первые не должны превышать 0,2 мм, т. е. общую подачу разбиваем на 0,20+0,16+0,10+0,05+0,05+0,01+0,01 «0,58 мм.
Упоры на барабане расставляют следующим образом. Против цифры, соответствующей величине суммарной радиальной подачи R = 0,58 мм, устанавливают упор, воздействующий на конечный выключатель 7 ограничения поворота барабана на припуск. Затем вправо на три деления от нулевой риски ставят упор, который включает конечный выключатель 6 окончания цикла. В полученном интервале расставляют упоры конечных выключателей 8 и 7 в соответствии с принятой величиной подачи по рабочим ходам. В месте перехода с чернового на чистовое .шлифование (между подачами 0,10 и 0,05 мм) устанавливают упор, нажимающий на конечный выключатель 9, дающий команду на правку шлифовального круга.
Счетчик 33, расположенный на пульте управления (см. рис. 62), настраивается на число шлифуемых зубьев колеса (z=48), после обработки которых производится подача на врезание в соответствии с расстановкой упоров на барабане. После перехода на чистовые подачи правка круга осуществляется через каждый оборот изделия.
Счетчик 28 устанавливается на число зубьев (2=24), через которое нужно производить правку круга при работе на черновых режимах шлифования.
Наладка механизма правки шлифовальнго круга. Наладка механизма правки заключается в установке алмазов на размер модуля шлифуемого колеса и на угол профиля шлифовального круга с помощью лимбов, находящихся на боковой стенке механизма правки. Лимбом 1 (рис. 66) устанавливают алмаз 13, заправляющий периферию круга. Отсчет положения этого алмаза производится по шкале 2, показывающей значение модуля заправляемого круга (в данном случае т = 6 мм). Лимбами 3 и 5 устанавливают угол профиля шлифовального круга алмазами 11 и 12. Отсчет угла (аш='20°) производится по шкалам 4 и 6.
Механизм правки работает автоматически с помощью гидравлического привода. При 'перемещении поршня 7 производится качание рычагов 9 и 10. Для правки круга без модификации в механизм вставляется плоский копир 8, при этом алмаз перемещается вдоль профиля шлифовального круга прямолинейно. Для формирования модифицированного профиля круга вместо плоских копиров 8 в механизм вставляют копиры со скосом и выступами.
При этом алмазы 11 и 12 перемещаются вдоль профиля круга по линии, определяемой формой копира.
Процесс правки осуществляется при установке переключателя в положение «Правка включена» и нажатии на кнопку 7 «Вращение круга». Выключение вращения круга производится при нажатии на кнопку 8.
Ввод шлифовального круга во впадину зубьев колеса. Стол устанавливают в среднее положение нажатием на кнопки 30 и 29. Ускоренное вращение стола производится при установке переключателя 32 в вертикальное положение. Заготовка, установленная на станок, должна быть разжата и свободно поворачиваться в центрах стола и контрподдержки. Поочередно вращая маховичок распределения припуска и маховичок подачи, вводят не вращающийся круг во впадину зуба в месте наибольшего радиального биения до тех пор, пока боковые поверхности круга не коснутся зубьев заготовки. Перемещение стола с заготовкой также можно производить от кнопок (см. рис. 62): 1 и 2—импульсное, 3 и 4 — отскок и подскок, 13 и 14 — толчковое. В этом положении шлифовальный круг должен проворачиваться от руки. Затем осуществляют зажим оправки заготовки хомутиком.
Пробное шлифование. Пробное шлифование зубчатого колеса осуществляется для проверки правильности установки механизмов станка после его наладки. Для пуска станка 5М841 в работу по циклу необходимо произвести следующее. Переключатель установить в положение «Автомат», кнопкой 9 включить гидравлику станка, кнопкой 7 включить вращение шлифовального круга, кнопками 25, 26 — привод ползуна, кнопкой 30 — привод стола для движения обката. Затем маховичком 15 (см. рис. 59) произвести подачу заготовки на круг до появления искр. Если с двух сторон круга образуются искры одинаковой интенсивности, припуск разделен правильно и можно продолжать шлифование. В противном случае равномерность расположения шлифовального круга во впадине зуба достигается вращением маховичка 4. После этого переключателем 12 (см. рис. 62) включаются охлаждение и кнопкой 5—пуск автоматического цикла обработки. При необходимости освещение станка включается переключателем 11. Работа станка контролируется сигнальными лампами: 6 — чистовой режим, 16— отсутствие смазки, 17— износ шлифовального круга, 18 — конец цикла обработки. Основное (технологическое) время шлифования следующее: Т0 — ?• L/n(2• Ki/S0 -J- 2*/Сг/50) -f- z• (/Ci-I-/C2)
X (44/160) • (2-7/1,3) -1-48-7 • 0,03=152 мин.
Под наладку станка производят по результатам пробного шлифования. Рассмотрим основные погрешности, возникающие при шлифовании зубчатых колес коническим кругом, и способы их устранения (табл. 14).
Контрольные вопросы
1. Из каких основных кинематических цепей состоит кинематическая схема полуавтомата 5М841?
2. Для чего перед наладочными работами производят внешний осмотр станка?
3. От каких параметров зависит выбор частоты движения ползуна?
4. С какой целью осуществляется пробное шлифование зубчатого колеса?