Настойке расположены упоры 7 и 15 (рис. 75), воздействующие на конечные выключатели 9 и 12, которые производят реверсирование движения каретки с суппортом 3 и включают
радиальную подачу шлифовальной бабки. Упоры устанавливаются с использованием специального рейсмаса 1, показывающего положение оси шлифовального круга. Реверсирование хода каретки суппорта должно происходить после выхода оси круга за пределы венца заготовки 2. Для прямозубых колес эта величина составляет 1—3 мм, а для косозубых увеличивается в зависимости от увеличения модуля и угла наклона зуба. Положение упоров корректируется при шлифовании по пропаданию искр на выходах круга. Конечные выключатели 8 и 13 являются аварийными и срабатывают, если при ходе каретки не сработали основные выключатели 9 и 12.
Упор 11 устанавливают по среднему положению заготовки 2 относительно рейсмаса 1, как показано на рис. 75. При этом конечный выключатель 10 должен сработать. От этого среднего положения начинается цикл шлифования.
Проверка положения упоров производится при перемещении суппорта от нажатия на кнопки 7 и 9 на ускоренном ходу и на кнопки 5 и б на рабочем ходу (см. рис. 69). Длина рабочего хода составляет L = b + 2nm sin 15°= = 30-1-2 3,14-3-0,2588 = 35 мм.
Упоры 14 и 17, воздействующие на дроссель 16 тормозного насоса, служат для исправления дефекта, образующегося в направлении зуба при выходе шлифовального круга за венец заготовки. В этот момент уменьшается до нуля усилие резания и шлифовальный круг разворачивается на некоторый угол по направлению вращения. При этом виток червяка занимает пространственное положение, смещенное по оси заготовки в направлении вращения шлифуемого колеса, в результате чего происходит искажение направления зуба, как показано на рис. 76. Исправление этого дефекта осуществляется уменьшением нагрузки на привод изделия в момент выхода оси шлифовального круга за венец изделия. При этом изделие поворачивается на некоторый угол в направлении своего вращения и совмещается с витком круга. Упоры 14 и 17 имеют регулируемые поверхности воздействия на дроссель, которые окончательно устанавливают по результатам измерения направления зуба.
Упоры 4 и 6 устанавливают для придания шлифуемому зубу бочкообразной формы. Эти упоры воздействуют на ролик 5 датчика, который управляет работой электродвигателя на рычаге следящего золотника радиальной подачи. Форма упоров 4 и 6 определяется величиной требуемой бочкообразности зуба.
Установка величины вертикальной подачи (мм/мин) производится с пульта управления с помощью регуляторов 15 и 14. Выбранные из нормативов величины подачи 5в.черн = 3 мм/об и в.чист = 0,3 мм/об по специальной номограмме переводятся в мм/мин. При необходимости увеличения величины подачи в два раза относительно установленной регуляторами 15 и 14 используют переключатель 13. Ускоренное перемещение суппорта производится кнопками 7 и 8. Перемещение на рабочей подаче производится нажатием на кнопки 5 и 6.
Установка величины автоматической радиальной подачи шлифовального круга производится головкой 5 (см. рис. 67). Положение головки фиксируется через 0,01 мм. В процессе шлифования величину подачи можно изменять поворотом этой же головки. При установке головки на нуль радиальной подачи происходить не будет. Общую величину радиальной подачи R устанавливают по лимбу маховичка 4 (см. рис. 67). Эта величина определяется по формуле
?=1,462Д1Г,
где Д W7 — разность величины фактической и расчетной длины общей нормали обрабатываемого зубчатого колеса. В рассматриваемом случае при Д№=0,2 мм величина радиальной подачи #=1,462-0,2 = 0,29 мм.
В процессе шлифования лимб с маховичком 4 поворачивается в сторону нуля. В нулевом положении лимба автоматически включаются проходы выхаживания без радиальной подачи. Возврат лимба в исходное положение производится переключателем 19 (см. рис. 69). Черновая радиальная подача принимается 5рад.черн= = 0,05 мм/'раб.ход (6 ходов), а чистовая 5рад.чист = = 0,02 мм/раб.ход (1 ход). Общая величина радиальной подачи составит R = 0,32 мм.
Установка угла наклона направляющих стойки производится поворотом квадрата 21 (см. рис. 67) в положение, соответствующее делительному углу подъема витка у червячного шлифовального круга. Этот угол может быть определен по формуле
D — 2m ’ где D — наружный диаметр шлифовального круга, К — число его заходов, т — модуль. В настоящем примере наладки для круга диаметром 0=400 мм и модулем 3 мм ЩIB (1 *3-3,14)/(400—2• 3) =0,0239; у= Г22'. Перед поворотом направляющие стойки отжимают переключателем.
Установка суппорта на угол производится при шлифовании косозубых колес. От точности установки суппорта зависит точность направления зуба. Поворот суппорта (в данном случае 6=15°) осуществляется вручную с контролем по шкале круговой линейки с точностью 1.
Для более точной установки используют конусную оправку, у которой конус точно соответствует углу наклона шлифуемого зуба. Контроль поворота в этом случае осуществляют по индикатору 2, закрепленному на неподвижной части суппорта.
Пробное шлифование зубчатого колеса осуществляется после проведения всех наладочных операций. Гидравлика и смазка должны быть включены, переключатель 17 (см. рис. 69) установлен в положение «Наладка». Теперь необходимо выполнить следующее. Переключатель 21 установить в положение шлифования без бочкообразования. При шлифовании с бочкообразованием величину «бочки» устанавливают головкой. Переключателем 16 включить работу пылесоса. Снять со станка оправку с заготовкой. Нажатием на кнопку 4 подвести шлифовальную бабку в сторону заготовки (отвод производится кнопкой 3). Снова установить на станок оправку с заготовкой. Вращением маховика ввести витки червячного круга в зубья заготовки до плотного зацепления. При этом заготовка должна находиться серединой венца по горизонтальной оси шлифовального круга.
Установить лимб маховика 2 на нулевую риску. Отвести шлифовальную бабку от заготовки на 0,2—0,3 мм. Переключатель режима работы установить в положение «Работа по циклу», а переключатель 23 перемещения стойки — в положение «Включено». Кнопкой 1 включить вращение шлифовального круга и заготовки (останов вращения круга производится кнопкой 2). При этом автоматически включается и вертикальная подача. Затем необходимо переключателем 31 включить подачу охлаждающей жидкости и переключателем 29 включить зажим заготовки цангой.
При большом радиальном биении зубчатого венца зажим заготовки производят после нескольких рабочих ходов шлифовального круга по всей ширине венца заготовки. При шлифовании косозубых колес цангу зажимают на первом же рабочем ходе, чтобы избежать большого зареза зубьев на выходах круга за венец колеса, так как в этих положениях шлифовальный круг контактирует только с одной стороной профиля зуба.
Если переключатель 27 установлен в положение «Выключено», то станок автоматически выполняет только один рабочий ход выхаживания и останавливается. При необходимости выполнять несколько рабочих ходов выхаживания переключатель 27 устанавливают в положение «Включено». При последующем переводе его в положение «Выключено» станок закончит осуществляемый рабочий ход, сделает еще один ход и остановится.
Процесс шлифования происходит на двух участках червячного круга — черновом и чистовом. Перед автоматическим перемещением заготовки на чистовой участок также автоматически осуществляется разжим цанги и зажим на новом участке.
На рис. 78 показана схема передвижки шлифуемого колеса относительно шлифовального круга в процессе одного цикла и после каждого шлифования. Черновое шлифование в полном объеме происходит в точках 1, а чистовое — в точках 2, находящихся на расстоянии
4 мм от точки 1. При этом в работу вводятся совсем свежие ленточки витка круга. После окончания .шлифования одной заготовки стойка с изделием возвращается из точки 2 в точку 1, не доходя до предыдущей точки
1 на расстояние 0,25—2,5 мм, устанавливаемое головкой 30 (см. рис. 67). Причем первая точка 1 и последняя
2 должны находиться от торцов круга на расстоянии I, обеспечивающем полный кат.
По результатам пробного шлифования производят под наладку станка. Основные погрешности, возникающие при шлифовании на станках с червячным кругом, и способы их устранения приведены в табл. 16.
Контрольные вопросы
1. В чем состоит основная особенность кинематической цепп главного движения зубошлифовального полуавтомата 5Д833?
2. Каким инструментом производят правку витков червячного круга?
3. С какой целью осуществляют прорезку дна впадины витка однониточным накатником?
4. Как осуществляют контроль витка червяка?