Базированием согласно ГОСТ 21495—76 называется придание заготовке или изделию требуемого положения относительно выбранной системы координат. База — это поверхность или выполняющее ту же функцию сочетание поверхностей, ось, точка, принадлежащая заготовке или изделию и используемая для базирования. В зависимости от назначения различают базы конструкторские, технологические и измерительные.
Конструкторские — это такие базы, которые используются для определения положения детали или сборочной единицы в изделии. Конструкторские базы разделяются на основные и вспомогательные. Обе эти базы принадлежат данной детали или сборочной единице, но основные используются для определения положения детали или сборочной единицы в изделии, а вспомогательные для определения положения присоединяемого к ним изделия.
Технологические — это такие базы, которые используются для определения положения заготовки или изделия при изготовлении или ремонте.
Измерительные — это такие базы, которые используются для определения относительного положения заготовки или изделия и средств измерения.
По лишаемым степеням свободы базы разделяются на установочные, направляющие и опорные.
Установочной называется база, используемая для наложения на заготовку или изделие связей, лишающих их трех степеней свободы — перемещения вдоль одной координатной оси и поворотов вокруг двух других осей.
Направляющей базой называется база, используемая для наложения на заготовку или изделие связей, лишающих их двух степеней свободы — перемещения вдоль одной координатной оси и поворота вокруг другой оси.
Опорной называется база, используемая для наложения на заготовку или изделие связей, лишающих их одной степени свободы — перемещения вдоль одной координатной оси или поворота вокруг оси.
На рис. 21 показан комплект основных баз I, II и III зубчатого колеса и комплект вспомогательных баз 1, 2 и 3 вала со шпонкой для установки присоединяемой детали 1.
При выборе баз для каждого этапа изготовления детали, а затем ее установке в изделие необходимо руководствоваться принципом постоянства, т. е. использовать на всех этапах обработки в качестве установочных баз одни и те же поверхности, и принципом совмещения баз, т. е. при выборе баз различного назначения надо стремиться использовать одну и ту же поверхность в качестве различных баз. Это способствует достижению наибольшей точности обработки детали и работы изделия в целом. При зубошлифовании правильное базирование заготовок играет существенную роль в получении требуемой точности зубчатого венца. С этой целью на торце заготовок создают специальные поверхности базирования, которые обычно обрабатывают за один установ вместе с конструкторскими базами (отверстием или ступицей) и предъявляют к ним высокие требования по точности геометрической формы.
Основным условием назначения технологических баз при зубошлифовании является минимальное изменение ориентирования зубчатого венца относительно посадочных поверхностей, используемых в качестве конструкторских баз. Выбор технологических баз производится также исходя из конфигурации зубчатого колеса и требований, предъявляемых к его точности. Валы-шестерни, как правило, устанавливают в центрах станка и только при большом диаметре и массе, во время обработки на горизонтальных станках валы-шестерни устанавливают
по рабочим шейкам, которые должны быть прошлифованы относительно оси вала-шестерни. Центровые отверстия после термической обработки также восстанавливаются по форме и расположению относительно оси вала.
Насадные зубчатые колеса с цилиндрическими отверстиями базируют по отверстию и любому опорному торцу, которые обычно в таких колесах обрабатывают с высокой точностью относительно отверстия. Благодаря симметричности формы насадного колеса выбор базового торца не имеет принципиального значения.
При шлифовании насадных колес со шлицевым отверстием в качестве центрирующей базы принимают внутренний диаметр шлицевого отверстия независимо от принятой системы центрирования соединения в рабочем механизме.
У насадных зубчатых колес с конусным отверстием в качестве технологической базы принимают конусное отверстие, которое после термической обработки колеса шлифуют относительно нарезанного зубчатого венца.
При шлифовании зубьев крупных колес в качестве опорной технологической базы используют торец зубчатого венца. Выверка колеса в радиальном направлении производится по посадочному отверстию или по шейкам вала, на котором смонтировано крупное зубчатое колесо.
При обработке узких зубчатых колес, когда шлифование зубьев производится пакетом, оба торца служат технологическими базами и поэтому их обрабатывают с достаточно высокими требованиями по параллельности.
При шлифовании зубчатых колес с шейками технологическими базами служат шейка и торец венца, противоположные шейке и торцу, которые служили базами при зубонарезании. Эти шейки и торцы отделываются одновременно или при одной ориентировке.
При необходимости шлифования большего венца мно-говенцового зубчатого колеса в качестве технологической базы принимают торец большего венца, который обрабатывается одновременно с отверстием после термической обработки.