Энергомашиностроение 82г
Метод уравновешивания вращающихся дискретно распределенных масс
Расчет тепловых схем паротурбинных установок
Об экономичности работы ступени центробежного нагнетателя
Коэффициент потерь в рабочем колесе при использовании ВРА
О влиянии сепарирующих устройств
Особенности гидравлических схем
Повышение усталостной прочности
Пути повышения стойкости
Свойства металла двухслойных трубопроводов ДУ 850 и 350
Влияние термомеханических режимов
Влияние режимов термической обработки
Усталостная прочность соединений
Дистанционное исследование металла
Анализ повреждаемости маслоохладителей
Диспетчеризация энергетического хозяйства
Производство и распределения энергоносителей
Проектирование и внедрение средств механизации
Стенд для коррозионных испытаний
Повышение экономичности тягодутьевых машин
Некоторые характеристики работы топок
ВДНХ «Работать эффективно и качественно»
Совещание руководителей экономических служб
Состояние и пути снижения металлоемкости
Устройство для измерения полей температур
Повышение эффективности охлаждения
Экспериментальное исследование виброактивности
Колебаний вала при возникновении автоколебаний
Испытания сотовых уплотнений в воздушной среде
Расчет нестационарных термоупругих напряжений
Влияние тепловой нагрузки
Исследование влияния размеров промежуточных перегородок
О численном расчете гидромеханического клапана
Влияние ребер на жесткость конструкции
Состояние поверхностного слоя стали 06Х12НЗД
Испытание антифрикционных свойств сплавов
Деформация керамических стержней
Расчетный метод определения применимости материалов
Новые оценочные показатели
Социалистическое соревнование
Новое оборудование для изготовления мембранных змеевиков
Автоматизация фото-обработки рентгенограмм
Проблемы коррозионного растрескивания
Сварка трубопроводов из аустенитной нержавеющей стали
Рекомендации по контролю и устранению МКР
На ВДНХ «Новаторы СЭВ81»
Внедрение резьбонарезных головок
Сталь марки ЭП842
Строительство тепловых электрических станций
Устройство для отбраковки и транспортировки шаровых тел
Котел-утилизатор КН-80/40
Основные направления работы отрасли по экономии материальных ресурсов
Применение в конструкциях машин широкополочных балок
Реактивные усилия и расходы при критическом истечении вскипающей воды
Влияние промперегрева на роль ЦВД
Экспериментальная проверка расчета линзовых компенсаторов
Исследование диффузора центробежного двустороннего вентилятора
К расчету опорных подшипников горизонтальных гидротурбин
Использование силицированного графита
Линии изготовления точно-литых деталей
Свойства перлитной стали 15Х1М1ФШ
Исследование газовой атмосферы нагревательной печи
Определение допусков на метрологические характеристики контрольных отражателей
Повышение защитных свойств стекло-эмалей
Исследование плотности разъемных и сварных соединений
Испытания изделий на герметичность
Исследования гелиевой плотности фланцевых соединений
Турбостроители соревнуются за экономию топливно-энергетических и материальных ресурсов
Применение ГТЭ-150 в энергетике
Введение в эксплуатацию гидротурбин диагонального типа
Комплект измерительной системы частоты вращения ротора турбины
Преобразователь частоты ДУС-1
Леонид Александрович Шубенко-Шубин
Особенности освоения микропроцессорных средств в энергомашиностроении
Крупнейшие гидромашины насосотурбинных агрегатов зарубежных ГАЭС
Насосо-турбинный гидроагрегат ГАЭС Горнберг
Конструкция многоступенчатого лабиринтного кольцевого уплотнения
Научно-техническое творчество молодежи
Изобретательство и рационализация — резерв экономии
Изменение технологического процесса обработки ковочных и обрезных штампов
Использование показателя патентной защиты
Оценка технического уровня и качества нового изделия
Особенности и порядок расчета патентно-правового показателя
Пути экономии электроэнергии при сварке на Атоммаше
Потребление электроэнергии при сварке отдельных узлов первых корпусов
Внедрения техники ИК-электро-нагрева
Пора технической зрелости
Математическая модель и алгоритмы решения программного комплекса
Разработка и исследование трансзвуковой компрессорной ступени
Интенсификация теплообмена в трубе переменного сечения
Влияние водно-химических факторов на повышение надежности ПВД
Зависимость кинетики распада молекул
Совершенствование водно-химического режима энергоблоков
Снижение средней скорости воды в трубной системе ПВД
Состояние и перспективы производства мембранных поверхностей нагрева котлов
Технологичность конструкций роторов с верховой посадкой лопаток
Предложения по совершенствованию технологии облопачивания ЦКР с ВПЛ
Интенсификация режимов предварительной термической обработки поковок
Технология восстановления и упрочнения штоков и шпинделей арматуры
Оценка работоспособности соединений стали 08Х18НЮТ, паянных припоем ПЖК-1000
Пульсации температур в приводах СУЗ
Результаты натурных испытаний гидротурбины ГЭС Мактаквак
Определение расхода с помощью аппарата Гибсона
Комплексная автоматизация испытаний приводов СУЗ в условиях серийного производства
Испытания приводов СУЗ в сборе
Испарители мгновенного вскипания к энергоблокам 500 и 800 МВт
О погрешностях измерения рулетками
Новые термокарандаши для контроля температуры при нагреве стальных изделий
Консервация газотурбинной установки ГТН-6 в виде моноблока
Сжигание топлив в кипящем слое
Эксплуатационные испытания котла
Эффективность сжигания топлива в кипящем слое
Дмитрий Гаврилович Кузнецов
В семье единой
Из опыта патентно-лицензионной работы
Изобретательская и патентно-лицензионная работа в ВПТИэнергомаше

Технологичность конструкций роторов с верховой посадкой лопаток

Данная статья — ответ на статью инженеров В. В. Кытманова и А. П. Лехтмана «Особенности обработки отверстий в роторах паровой турбины К-1200» (Энергомашиностроение, 1980 г., № 3). Подробное ознакомление с этой работой возникло в связи с подготовкой в серийное производство турбины ТК-450/500, спроектированной по образу и подобию турбины К-1200.
Названная статья весьма полезна, так как подводит итоги первого опыта технологии облопачивания цельнокованых роторов (ЦКР) с верховой посадкой лопаток

Эскиз цельнокованого ротора:
а — габаритные размеры ротора; б - вильчатые профили дисков с шириной обода 104 и 136 мм; в — расположение и размеры отверстий для крепления лопаток (проектные); г — то же (предлагаемые)
(ВПЛ). В статье подробно освещены особенности процесса обработки отверстий и возникавшие при его осуществлении трудности, затронуты вопросы технологичности ЦКР с ВПЛ и возможности ее усовершенствования.
Судя по описанию, процесс обработки весьма сложный, требующий от исполнителей особого искусства. Так, например, сверление и зенкерование отверстий под заклепки (выполняемые к тому же после облопачивания) проводятся за несколько проходов инструментами разной длины, что вызвано малым расстоянием между дисками. Такой метод недопустим для чистового развертывания отверстий под посадку заклепок, осуществляемую методом сборки с групповой взаимозаменяемостью, при котором развертка должна обязательно пройти все отверстие от начала и до конца за один проход, так как допуск зазора при данной посадке составляет всего 0,01 мм.
Применение разверток с кольцевой заточкой (т. е. не имеющих конической режущей части, являющейся одновременно и центрирующей) и укороченными хвостовиками позволило выполнять развертывание отверстий одним инструментом, но при этом несовершенства конструкции ротора и устройства специальной установки для ^горизонтального сверления стали влиять на точность обработки поверхности. Это относится, в первую очередь, к разверткам с кольцевой заточкой
(которые не само-центрируются) без кондуктора (так как его негде разместить). В результате усиливается влияние таких факторов, как биение шпинделя машинки, отклонение от прямолинейности продольного перемещения суппортов в горизонтальной и вертикальной плоскостях, необходимость частого кантования сверлильной машинки для осмотра качества и смены инструмента и др., приводящие к накоплению отклонений до недопустимых пределов и остающиеся незамеченными вследствие ненадежного визуального и метрологического контроля.
Облопачивание с верховой посадкой для ЦКР применено в отечественном турбиностроении впервые. До этого такой вид облопачивания ЦКР считался допустимым только для первого и последнего дисков и был полностью забракован для промежуточных, так как не мог обеспечить (в силу указанной сложности обработки) высокое качество подготовки отверстий под заклепки, а следовательно, и 100%ную надежность заклепочных соединений, поскольку на ротор набирается от полутора до трех тысяч лопаток.
Опыт ЛМЗ не опроверг существовавшее мнение специалистов, а наоборот подтвердил его, поэтому вряд ли возможно рекомендовать описанный метод обработки отверстий под заклепки в серийное производство без существенной технологической доработки конструкции ЦКР с ВПЛ.
Статья инженеров В. В. Кьггманова и А. П. Лехтма-на создала для этого основание.
Автор провел исследование технологичности облопачивания ЦКР турбины ТК-450/500, спроектированной конструкторами УТМЗ по аналогии с турбиной К-1200 и готовящейся в серийное производство. На рисунке (а, б, в) представлен упрощенный эскиз ротора ТК с точным изображением только элементов облопачивания, относящихся к цели исследования. Ротор имеет две дублированные группы дисков правого и левого потоков одинаковых формы и размеров, поэтому на рисунке а (для его упрощения) показаны полностью только все диски правого потока (7 ... 12 ступени). Из группы дисков левого потока показаны только первый и последний (26 и 31 ступени соответственно).
Диски ступеней 7 и 26, имеющих Т-образные пазы, отработаны на технологичность и при данном исследовании не рассматривались.
За базу для исследования была принята технология облопачивания дисков с верховой посадкой для сборных роторов, хорошо освоенная и проверенная при эксплуатации турбин. Она включает следующие основные операции.
Сверление отверстий под заклепки в дисках и в лопатках предварительно с припуском 1 мм на сторону.
При этом отверстия в дисках располагаются в соответствии с чертежом, а в лопатках — со смещением центров в сторону от оси диска на 0,2 ... 0,4 мм в радиальном направлении.
Наборка лопаток с закреплением их на диске с натягом на вершинах гребней с помощью технологических конических штифтов
Чтобы обеспечить необходимый натяг между лопатками в тангенциальном направлении (в радиальном он создается за счет смещения отверстий в лопатках на первой операции), наборку лопаток ведут пакетами. Сначала устанавливают первую лопатку и стопорят ее коническими штифтами. Затем пригоняют лопатки друг к другу по радиальным плоскостям. Перед установкой последней лопатки все средние (уже насаженные) немного отводят от гребня диска и устанавливают окончательно последнюю лопатку с закреплением ее коническими штифтами. После заклинивания последней лопатки все средние доводят до места ударами молотка по хвосту через медную оправку и закрепляют коническими штифтами. Перед забиванием штифтов проверяют (визуально), чтобы смещение отверстий во всех лопатках против отверстий в дисках было бы только в радиальном направлении. Те отверстия в лопатках, которые имеют смещения и в тангенциальном направлении, должны быть расширены напильниками.
Окончательная обработка отверстий с постановкой заклепок сначала в первом, а затем во втором ряду.
Посадка заклепок осуществляется с высокой степенью точности: благодаря применению метода сборки с групповой взаимозаменяемостью (ГОСТ 14.203—73). Допуск зазора составляет всего 0,01 мм.
Жесткие требования предъявляются к чистоте обработки поверхностей отверстий, которые не должны иметь дефектов в виде задиров, уступов и черновин (проверяются визуально). Размеры отверстий проверяют по заклепкам, устанавливаемым легкими ударами молотка массой не более 300 г. Такого сопряжения добиваются путем сортировки заклепок по размерным группам в пределах разницы в диаметрах до 0,01 мм и подготовки под каждую группу заклепок развертки соответствующего размера. Зенкуют отверстия первого ряда и устанавливают заклепки на место, затем выбивают конические штифты из отверстий второго ряда. Обработку их с установкой заклепок производят в аналогичном порядке. Расклепывание заклепок выполняется с помощью роликовых оправок, но может производиться и обычным способом.
Рассматриваемая конструкция ротора (см. рисунок а, б, в) нетехнологична для серийного производства. Возьмем, например, диски ступеней 8 и 9 (см. рисунок а), в которых требуется просверлить отверстия глубиной 104 мм, а минимальная длина нормального сверла для этого должна быть 206 мм. При таком соотношении длин сверла и расстояния между дисками негде разместить надежный привод, не говоря уже о кондукторе.
Еще хуже обстоит дело с окончательным развертыванием, при котором (как указывалось ранее) развертка должна полностью выйти из отверстия. При этом используются нормальные ручные развертки (ГОСТ 7722—55), имеющие длинную коническую режущую часть с углом <р— 1 ч- 1,5°, обеспечивающим само-центрирование. Однако применение таких разверток для рассматриваемой конструкции ротора возможно только при ручном развертывании отверстий с помощью воротка (как это делается при переоблопачивании роторов на электростанциях). В заводских условиях при серийном производстве следует искать другие решения.



 
Яндекс.Метрика