Энергомашиностроение 82г
Метод уравновешивания вращающихся дискретно распределенных масс
Расчет тепловых схем паротурбинных установок
Об экономичности работы ступени центробежного нагнетателя
Коэффициент потерь в рабочем колесе при использовании ВРА
О влиянии сепарирующих устройств
Особенности гидравлических схем
Повышение усталостной прочности
Пути повышения стойкости
Свойства металла двухслойных трубопроводов ДУ 850 и 350
Влияние термомеханических режимов
Влияние режимов термической обработки
Усталостная прочность соединений
Дистанционное исследование металла
Анализ повреждаемости маслоохладителей
Диспетчеризация энергетического хозяйства
Производство и распределения энергоносителей
Проектирование и внедрение средств механизации
Стенд для коррозионных испытаний
Повышение экономичности тягодутьевых машин
Некоторые характеристики работы топок
ВДНХ «Работать эффективно и качественно»
Совещание руководителей экономических служб
Состояние и пути снижения металлоемкости
Устройство для измерения полей температур
Повышение эффективности охлаждения
Экспериментальное исследование виброактивности
Колебаний вала при возникновении автоколебаний
Испытания сотовых уплотнений в воздушной среде
Расчет нестационарных термоупругих напряжений
Влияние тепловой нагрузки
Исследование влияния размеров промежуточных перегородок
О численном расчете гидромеханического клапана
Влияние ребер на жесткость конструкции
Состояние поверхностного слоя стали 06Х12НЗД
Испытание антифрикционных свойств сплавов
Деформация керамических стержней
Расчетный метод определения применимости материалов
Новые оценочные показатели
Социалистическое соревнование
Новое оборудование для изготовления мембранных змеевиков
Автоматизация фото-обработки рентгенограмм
Проблемы коррозионного растрескивания
Сварка трубопроводов из аустенитной нержавеющей стали
Рекомендации по контролю и устранению МКР
На ВДНХ «Новаторы СЭВ81»
Внедрение резьбонарезных головок
Сталь марки ЭП842
Строительство тепловых электрических станций
Устройство для отбраковки и транспортировки шаровых тел
Котел-утилизатор КН-80/40
Основные направления работы отрасли по экономии материальных ресурсов
Применение в конструкциях машин широкополочных балок
Реактивные усилия и расходы при критическом истечении вскипающей воды
Влияние промперегрева на роль ЦВД
Экспериментальная проверка расчета линзовых компенсаторов
Исследование диффузора центробежного двустороннего вентилятора
К расчету опорных подшипников горизонтальных гидротурбин
Использование силицированного графита
Линии изготовления точно-литых деталей
Свойства перлитной стали 15Х1М1ФШ
Исследование газовой атмосферы нагревательной печи
Определение допусков на метрологические характеристики контрольных отражателей
Повышение защитных свойств стекло-эмалей
Исследование плотности разъемных и сварных соединений
Испытания изделий на герметичность
Исследования гелиевой плотности фланцевых соединений
Турбостроители соревнуются за экономию топливно-энергетических и материальных ресурсов
Применение ГТЭ-150 в энергетике
Введение в эксплуатацию гидротурбин диагонального типа
Комплект измерительной системы частоты вращения ротора турбины
Преобразователь частоты ДУС-1
Леонид Александрович Шубенко-Шубин
Особенности освоения микропроцессорных средств в энергомашиностроении
Крупнейшие гидромашины насосотурбинных агрегатов зарубежных ГАЭС
Насосо-турбинный гидроагрегат ГАЭС Горнберг
Конструкция многоступенчатого лабиринтного кольцевого уплотнения
Научно-техническое творчество молодежи
Изобретательство и рационализация — резерв экономии
Изменение технологического процесса обработки ковочных и обрезных штампов
Использование показателя патентной защиты
Оценка технического уровня и качества нового изделия
Особенности и порядок расчета патентно-правового показателя
Пути экономии электроэнергии при сварке на Атоммаше
Потребление электроэнергии при сварке отдельных узлов первых корпусов
Внедрения техники ИК-электро-нагрева
Пора технической зрелости
Математическая модель и алгоритмы решения программного комплекса
Разработка и исследование трансзвуковой компрессорной ступени
Интенсификация теплообмена в трубе переменного сечения
Влияние водно-химических факторов на повышение надежности ПВД
Зависимость кинетики распада молекул
Совершенствование водно-химического режима энергоблоков
Снижение средней скорости воды в трубной системе ПВД
Состояние и перспективы производства мембранных поверхностей нагрева котлов
Технологичность конструкций роторов с верховой посадкой лопаток
Предложения по совершенствованию технологии облопачивания ЦКР с ВПЛ
Интенсификация режимов предварительной термической обработки поковок
Технология восстановления и упрочнения штоков и шпинделей арматуры
Оценка работоспособности соединений стали 08Х18НЮТ, паянных припоем ПЖК-1000
Пульсации температур в приводах СУЗ
Результаты натурных испытаний гидротурбины ГЭС Мактаквак
Определение расхода с помощью аппарата Гибсона
Комплексная автоматизация испытаний приводов СУЗ в условиях серийного производства
Испытания приводов СУЗ в сборе
Испарители мгновенного вскипания к энергоблокам 500 и 800 МВт
О погрешностях измерения рулетками
Новые термокарандаши для контроля температуры при нагреве стальных изделий
Консервация газотурбинной установки ГТН-6 в виде моноблока
Сжигание топлив в кипящем слое
Эксплуатационные испытания котла
Эффективность сжигания топлива в кипящем слое
Дмитрий Гаврилович Кузнецов
В семье единой
Из опыта патентно-лицензионной работы
Изобретательская и патентно-лицензионная работа в ВПТИэнергомаше

Испытание антифрикционных свойств сплавов для узлов трения мощных гидротурбин

Опыт эксплуатации гидротурбин показывает, что основной причиной выхода из строя подшипников скольжения узла поворота лопасти является износ антифрикционной втулки, реже — схватывание, вырывы. В настоящее время в связи с увеличением мощности гидротурбин возрастают требования к нагрузочной способности и износостойкости подшипников скольжения. Перед специалистами ПО «Ленинградский металлический завод» была поставлена задача обеспечения длительной работоспособности подшипников скольжения в гидротурбинах при удельной нагрузке до 60 МПа, скорости скольжения 0,02 м/с и возвратно-вращательном движении с максимальным углом поворота вала 40° (без увеличения себестоимости пар трения). Сопрягаемый с антифрикционной втулкой вал — из стали с твердостью НВ 150 ... 250, смазка — турбинное масло.
Применяемая в настоящее время бронза ОФ 10-1 работает при удельной нагрузке не более 40 МПа.
Для решения поставленной задачи были проведены исследования по выявлению материалов, способных длительное время работать в тяжело-нагруженных узлах трения гидротурбин.
Проведенный при подборе материалов для испытаний анализ литературных данных показал, что реверсивный характер трения повышает износ сопрягаемых пар примерно в 2 раза по сравнению с нереверсивным. В литературе не обнаружено сведений об исследовании антифрикционных сплавов при выбранных параметрах скорости и нагрузки. Анализ данных работы
[2] показал, что при скорости скольжения менее 1 м/с для большинства сплавов уменьшается допустимая удельная нагрузка, повышается коэффициент трения и износ. Замечено также, что некоторые сплавы, содержащие марганец, при снижении скорости скольжения склонны к некоторому повышению воспринимаемой нагрузки, поэтому при выборе материалов были взяты сплавы, содержащие марганец, в частности стандартная бронза Бр АЖМц 10-3-1,5, высокомарганцовистая бронза типа «Суперстон» и марганцовистая латунь, содержащая 4 % марганца (ранее входила в ГОСТ Ю19—47), с добавлением 1 % алюминия для снижения угара цинка и марганца.
Проведены исследования антифрикционных свойств образцов, изготовленных из высокомарганцовистой бронзы с добавлением 1 % свинца. Оказалось, что сочетание свинца с марганцем ухудшает антифрикционные свойства сплава (образцы не выдержали испытания в течение 50 ч). Помимо указанных сплавов были испытаны бронзы марок Бр ОЦ-Ю-2, Бр ОС-10-10 с добавлением кремния [3] и алюминиево-цинковый сплав АЦМ 38-2,5. В качестве эталона была выбрана бронза Бр ОФ-Ю-1. В специально сделанные на некоторых образцах поперечные бороздки закладывалась твердая смавка (в виде восковой мастики) из бисульфида молибдена и марганцево-кислого калия, но эта мера также не дала положительных результатов. Всего было испытано восемь сплавов, однако высокомарганцовистую бронву и алюминиево-цинковый сплав испытать полностью не удалось из-за схватывания.
г Для сравнительных испытаний в НПО ЦНИИТмаш был спроектирован узел трения и механизм реверса к существующей машине трения типа МИР-64М [4]. Узел трения реализован по схеме «вращающийся ролик — частичный вкладыш».
Основные технические данные машины при испытании антифрикционных свойств материалов
Удельная нагрузка на образец, МПа...............Не менее|60
Скорость скольжения, м/с........................Не более 0,02
Размеры образцов, мм.
диаметр ролика и вкладыша.......................... 55
Ширина рабочей поверхности ролика и вкладыша •......................................... 10
ширина вкладыша.................................... 12
размер вкладыша по хорде .......................... 20
наружный диаметр вкладыша.......................... 82
Угол поворота ролика, град............................. 40
Точность замера нагрузки, Н ........................ ±15,7
Точность замера силы трения, Н.................. ±2,0
Тип электродвигателя .............................. ДПТ-22-4
Мощность электродвигателя, кВт....................... 0,5
Частота вращения вала, об/мии........................ 1410
Производительность масляного насоса, л/мин . .      18
Габариты, мм:
длина............................................ 1510
ширина............................................ 750
высота...................................... 1200
Испытательная машина трения, принципиальная конструктивная схема которой представлена на рисунке, выполнена по принципу мотор-весов.
Машина состоит из стола 1, к которому прикреплены кронштейн 2 с испытуемым образцом 3, корпуса 4 подшипников винта 5 и упор 7. На столе установлены также динамометры 8 и 9. В узел трения входит испытуемый образец представляющий собой частичный вкладыш, контактирующий с роликом, закрепленным на валу. Привод вала состоит из электродвигателя, планетарного редуктора и механизма реверса, содержащего кривошипно-шатунный механизм, с помощью которого осуществляется реверсивное вращение вала. Весь привод крепится к корпусу, который, в свою очередь, прикрепляется к втулке; внутри и снаружи втулки имеются подшипники, благодаря чему она имеет возможность свободно вращаться под действием силы трения.
Перед пуском привод с корпусом 17 уравновешивается посредством дополнительных грузов таким образом, чтобы между корпусом 17 и упором 7, а также между болтом 19 и динамометром 9 были небольшие зазоры. Нагрузка на вкладыш 3 создается путем поворота корпуса подшипников 20 вокруг оси винта 5 посредством рычага 21 и болта 22, упирающегося в динамометр 8, с помощью которого контролируется величина нагрузки. Величина силы трения между роликом 10 и вкладышем 3 контролируется посредством динамометра 9. Ролик вводится в контакт (и выводится из контакта) с вкладышем вращением винта, неподвижного в осевом направлении, при этом ролик, вал И, подшипниковый корпус 20, механизм реверса и привод перемещаются вдоль оси винта 5, параллельно оси вала. Смаэка подается из бака в зону трения насосом черев патрубки (на рисунке не показаны) и стекает обратно в бак через отверстие в столе 1. При испытании вкладыш (шириной 12 мм) контактирует с роликом только на ширине 10 мм. Остающийся вне контакта буртик шириной 2 мм дает возможность после испытаний замерять величину износа образца с помощью индикатора.
Машина может быть использована для изучения процессов трения и износа при реверсивном вращении ролика с высокими удельными нагрузками, а также для выявления влияния свойств материалов, качества рабочих поверхностей образцов и масел на трение и износ.
В частности были проведены испытания антифрикционных сплавов со смазкой маслом Т22 путем подвода его в зону трения. Допустимая температура масла — до 35 °С, ролик — из стали 35 (ГОСТ 1050—74) твердостью НВ 187, шероховатость рабочей поверхности ролика /?а=2,5ч-1,25 мкм. Испытания проводили при вращающемся ролике в течение 12 ... 14 ч в сутки, остальное время суток и в нерабочие дни образец оставался под полной нагрузкой при неподвижном ролике. Нагрузка на вкладыш в течение всего цикла испытаний была постоянной. Во время работы машины каждый час фиксировались значения силы трения и температуры масла.
В таблице представлены основные данные результатов испытаний сплавов в течение 50 ч. Из таблицы следует, что лучшими антифрикционными свойствами обладает марганцовистая латунь (в 2 раза меньший износ и меньший коэффициент трения по сравнению с бронзой ОФ 10-1). Дальнейшие 500-часовые испытания последних двух сплавов подтвердили данные 50-часовых испытаний. Например, средний износ образцов из марганцовистой латуни за 50 ч составил 0,02 мм, а за 500 ч — 0,2 мм. Для бронзы Бр ОФ 10-1 эти показатели соответственно составили 0,05 и 0,5 мм.
Таким образом, проведенные лабораторные испытания показали, что применение марганцовистой латуни в узлах трения гидротурбин может стать важным резервом повышения их ресурса и снижения себестоимости. Для окончательного решения вопроса о замене бронзы латунью в узлах трения гидротурбин необходимо провести натурные и эксплуатационные испытания.



 
Яндекс.Метрика