Потребление электроэнергии при сварке отдельных узлов первых корпусов
И все же прогнозные расчеты, подтвержденные фактическим потреблением электроэнергии при сварке отдельных узлов первых корпусов реактора и парогенератора, показывают, что энергоемкость сварочного производства еще достаточно высокая. Примерно 30 млн. кВт*ч должно потребляться при сварке и со-пуствующем сварке подогреве одного комплекта оборудования ВВЭР-1000. Большая часть электроэнергии, до 70 %, расходуется на компенсацию тепловых потерь в процессе поддержания температуры изделия на достигнутом уровне, потребление электроэнергии в режиме поддержания температуры составляет при сварке блоков обечаек 500...800 кВт/ч. При такой энергоемкости совершенствование технологии сварки, направленное на автоматизацию или сокращение материалоемкости, будет эффективным, так как сокращается длительность процессов сварки и, соответственно, подогрева.
Так, освоение и внедрение сварки изделий АЭУ методом узко-щелевой разделки примерно в 1,5 раза увеличивает производительность сварки, что обеспечивает-значительную экономию электроэнергии. Внедрение данного технологического процесса подготовлено соответствующими техническими заданиями на сварочные головки, которые уже поставлены шведской фирмой в составе оборудования второй очереди Атоммаша. Высокой эффективностью отличается разрабатываемый в настоящее время процесс автоматизированной приварки патрубков 1)у800 и 1)у 1200 к корпусу парогенератора. Внедрение процесса подготовлено рядом усовершенствований сварочных автоматов, электронных блоков управления, выполненных специалистами Атоммаша, разработана соответствующая конструкторская и технологическая документация. Ожидаемая экономия электроэнергии при изготовлении одного корпуса ПГВ-1000 составит не менее 0,3 млн. кВт-ч.
Успешно ведутся работы по освоению и внедрению в объединении предложенного ЦНИИТмашем способа наплавки «расщепленным электродом». Данный способ позволяет в 1,5 раза сократить цикл и энергоемкость автоматической , антикоррозионной наплавки, трудоемкость которой составляет 20 % от всех [сварочных работ.
Необходимо отметить, что оснащение Атоммаша сварочным оборудованием высокого технического уровня отвечает интересам общеотраслевого совершенствования техники и технологии процессов сварки. Уже в процессе изготовления первых корпусов реактора и парогенератора технологические изменения позволили значительно сократить цикл сварочных процессов и сэкономить большое количество электроэнергии. Например, при сварке корпуса реактора специалистами сварочного производства были автоматизированы процессы приварки транспортной обечайки, разделительного кольца, патрубков; внедрена технология совмещенной сварки кольцевых швов обечаек; применена гибкая схема управления нагревом, что позволило выполнить одновременную наплавку всех патрубков и разделительного кольца. Эти усовершенствования технологии наряду с сокращением цикла изготовления позволили сэкономить не менее 1 млн. кВт/ч электроэнергии.