Энергомашиностроение 82г
Метод уравновешивания вращающихся дискретно распределенных масс
Расчет тепловых схем паротурбинных установок
Об экономичности работы ступени центробежного нагнетателя
Коэффициент потерь в рабочем колесе при использовании ВРА
О влиянии сепарирующих устройств
Особенности гидравлических схем
Повышение усталостной прочности
Пути повышения стойкости
Свойства металла двухслойных трубопроводов ДУ 850 и 350
Влияние термомеханических режимов
Влияние режимов термической обработки
Усталостная прочность соединений
Дистанционное исследование металла
Анализ повреждаемости маслоохладителей
Диспетчеризация энергетического хозяйства
Производство и распределения энергоносителей
Проектирование и внедрение средств механизации
Стенд для коррозионных испытаний
Повышение экономичности тягодутьевых машин
Некоторые характеристики работы топок
ВДНХ «Работать эффективно и качественно»
Совещание руководителей экономических служб
Состояние и пути снижения металлоемкости
Устройство для измерения полей температур
Повышение эффективности охлаждения
Экспериментальное исследование виброактивности
Колебаний вала при возникновении автоколебаний
Испытания сотовых уплотнений в воздушной среде
Расчет нестационарных термоупругих напряжений
Влияние тепловой нагрузки
Исследование влияния размеров промежуточных перегородок
О численном расчете гидромеханического клапана
Влияние ребер на жесткость конструкции
Состояние поверхностного слоя стали 06Х12НЗД
Испытание антифрикционных свойств сплавов
Деформация керамических стержней
Расчетный метод определения применимости материалов
Новые оценочные показатели
Социалистическое соревнование
Новое оборудование для изготовления мембранных змеевиков
Автоматизация фото-обработки рентгенограмм
Проблемы коррозионного растрескивания
Сварка трубопроводов из аустенитной нержавеющей стали
Рекомендации по контролю и устранению МКР
На ВДНХ «Новаторы СЭВ81»
Внедрение резьбонарезных головок
Сталь марки ЭП842
Строительство тепловых электрических станций
Устройство для отбраковки и транспортировки шаровых тел
Котел-утилизатор КН-80/40
Основные направления работы отрасли по экономии материальных ресурсов
Применение в конструкциях машин широкополочных балок
Реактивные усилия и расходы при критическом истечении вскипающей воды
Влияние промперегрева на роль ЦВД
Экспериментальная проверка расчета линзовых компенсаторов
Исследование диффузора центробежного двустороннего вентилятора
К расчету опорных подшипников горизонтальных гидротурбин
Использование силицированного графита
Линии изготовления точно-литых деталей
Свойства перлитной стали 15Х1М1ФШ
Исследование газовой атмосферы нагревательной печи
Определение допусков на метрологические характеристики контрольных отражателей
Повышение защитных свойств стекло-эмалей
Исследование плотности разъемных и сварных соединений
Испытания изделий на герметичность
Исследования гелиевой плотности фланцевых соединений
Турбостроители соревнуются за экономию топливно-энергетических и материальных ресурсов
Применение ГТЭ-150 в энергетике
Введение в эксплуатацию гидротурбин диагонального типа
Комплект измерительной системы частоты вращения ротора турбины
Преобразователь частоты ДУС-1
Леонид Александрович Шубенко-Шубин
Особенности освоения микропроцессорных средств в энергомашиностроении
Крупнейшие гидромашины насосотурбинных агрегатов зарубежных ГАЭС
Насосо-турбинный гидроагрегат ГАЭС Горнберг
Конструкция многоступенчатого лабиринтного кольцевого уплотнения
Научно-техническое творчество молодежи
Изобретательство и рационализация — резерв экономии
Изменение технологического процесса обработки ковочных и обрезных штампов
Использование показателя патентной защиты
Оценка технического уровня и качества нового изделия
Особенности и порядок расчета патентно-правового показателя
Пути экономии электроэнергии при сварке на Атоммаше
Потребление электроэнергии при сварке отдельных узлов первых корпусов
Внедрения техники ИК-электро-нагрева
Пора технической зрелости
Математическая модель и алгоритмы решения программного комплекса
Разработка и исследование трансзвуковой компрессорной ступени
Интенсификация теплообмена в трубе переменного сечения
Влияние водно-химических факторов на повышение надежности ПВД
Зависимость кинетики распада молекул
Совершенствование водно-химического режима энергоблоков
Снижение средней скорости воды в трубной системе ПВД
Состояние и перспективы производства мембранных поверхностей нагрева котлов
Технологичность конструкций роторов с верховой посадкой лопаток
Предложения по совершенствованию технологии облопачивания ЦКР с ВПЛ
Интенсификация режимов предварительной термической обработки поковок
Технология восстановления и упрочнения штоков и шпинделей арматуры
Оценка работоспособности соединений стали 08Х18НЮТ, паянных припоем ПЖК-1000
Пульсации температур в приводах СУЗ
Результаты натурных испытаний гидротурбины ГЭС Мактаквак
Определение расхода с помощью аппарата Гибсона
Комплексная автоматизация испытаний приводов СУЗ в условиях серийного производства
Испытания приводов СУЗ в сборе
Испарители мгновенного вскипания к энергоблокам 500 и 800 МВт
О погрешностях измерения рулетками
Новые термокарандаши для контроля температуры при нагреве стальных изделий
Консервация газотурбинной установки ГТН-6 в виде моноблока
Сжигание топлив в кипящем слое
Эксплуатационные испытания котла
Эффективность сжигания топлива в кипящем слое
Дмитрий Гаврилович Кузнецов
В семье единой
Из опыта патентно-лицензионной работы
Изобретательская и патентно-лицензионная работа в ВПТИэнергомаше

Анализ повреждаемости маслоохладителей паровых турбин

В системе масло-снабжения паротурбинной установки одним из элементов, несовершенных в экологическом отношении, является маслоохладитель. Поэтому при решении задач охраны водоемов электростанций от загрязнения турбинным маслом важно обеспечивать повышенную плотность этих теплообменных аппаратов. Замкнутые контуры водоснабжения маслоохладителей, встроенные в сливные водоводы, аварийные масло-ловушки, подвод к маслоохладителям воды с давлением выше давления масла и другие аналогичные решения [II. направленные на ликвидацию последствий повреждаемости маслоохладителей, должны выполнять исключительно защитную (предохранительную) функцию при эпизодическом, кратковременном нарушении плотности трубного пучка теплообменного аппарата. При этом создание экологически совершенной системы масло-снабжения не должно достигаться ценой снижения надежности и экономичности работы оборудования электростанции.
Для выяснения причин и характера нарушений плотности маслоохладителей эксплуатируемых паровых турбин УралВТИ в течение 1974—1980 гг. провел обследования условий эксплуатации 2100 указанных аппаратов на 770 турбоагрегатах мощностью от 25 до 800 МВт более чем на 150 тепловых и атомных электростанциях. Результаты этих обследований приведены в таблице.
При анализе характера повреждений маслоохладителей были использованы следующие количественные оценки:
М — общее число обследованных аппаратов;
Га — число «абсолютно герметичных» аппаратов, трубные пучки которых никогда ие повреждались и, по данным визуального осмотра» не имели предрасположенности к повреждениям;
Гу — число «условно герметичных» аппаратов, трубные пучки которых содержали не более 2 . . .3 отглушенных за время эксплуатации трубок; при этом отмечался элемент слу-чайности (нетипичности) повреждения трубок: при грубом шом-полеиии во время ремонтов, размораживания и др.;
Г—Га+Гу — общее число плотных маслоохладителей;
Яа — число «абсолютно неплотных» аппаратов, т. е. с явно выраженной склонностью к нарушению герметичности, частым (ежегодным) вынужденным ремонтам трубной системы и отглу-шеиием сразу нескольких (более 3 . . .4) дефектных трубок;
Ну — число «условио-неплотных» маслоохладителей, т. е. с несистематическими нарушениями плотности трубной системы (отглушение или замена 3 . . .4 и более трубок через каждые 2 . . .4 года эксплуатации):
Я=Яа+Я_ — общее число неплотных маслоохладителей; Яр — число маслоохладителей, «предрасположенных» к нарушению плотности, т. е. хотя и содержащих на день обследования явно выраженные следы коррозии, однако пока без сквозных трещин;
Яв — число неплотных маслоохладителей, имеющих пре-имущественное повреждение вальцовочных соединений;
Як — число неплотных маслоохладителей с явным преобладанием язвенной (сквозной) коррозии;
#т — число неплотных маслоохладителей, имеющих преимущественное повреждение собственно трубок (трещины, обрывы);
сн — число неплотных маслоохладителей, работающих на воде с условно низкой минерализованностью (солесодержание не более 300 мг/л);
Нсп — то же, но работающих на воде с условно повышенной минерализоваиностью (солесодержание более 300 мг/л).
Обследованные маслоохладители были разбиты на четыре группы в зависимости от использования следующих материалов для трубных пучков: 1) обычной латуни Л 68; 2) оловянистых и алюминиевых латуней типа ЛО 70-1; ЛОМш 70-1-0,06; ЛА 77-2; ЛАМш 77-2-0,06 и др.; 3) медноникелевых сплавов типа МНЖМц 5-1 -0,8; МНЖМц 30-0,8-1;                4)            нержавеющей стали типа 1Х18Н9Т, Х18Н12М2Т.
Кроме того, при анализе маслоохладителей учитывали завод-изготовитель аппарата, типоразмер аппарата (М-540, М-240, МБ-190-250, МБ-90-135, МБм-90-135, МБ-63-90, МБм-63-90, МО-50-75, и др.), тип водоснабжения (прямоточный, с использованием прудов, с градирнями).
Анализ повреждаемости эксплуатируемых маслоохладителей (см. таблицу) показал явное преимущество трубных пучков, изготовленных из коррозионно-стойких материалов (оловянистые и алюминиевые латуни, медно-никелевые сплавы, нержавеющая сталь) перед обычной латунью Л68. Из 2100 (100 %) обследованных маслоохладителей обнаружено неплотных 751 (35,8 %) с трубками из латуни Л 68; 86 (4,1 %) — с трубками из латуни ЛО 70-1-0,06, ЛАМш 77-2-0,06 и др.; 45 (2,1 %)— с трубками из сплава МНЖ.
Из общего числа обследованных маслоохладителей с трубками из латуни Л-68, по грубой оценке, каждый второй аппарат оказался неплотным. В настоящее время на энергомашиностроительных заводах прекращено использование этой латуни для новых теплообменников, а оставшиеся на электростанциях указанные маслоохладители дорабатывают свой ресурс. Однако, если исключить из рассмотрения «старые» (т. е. с использованием латуни Л-68) аппараты, то в «новых» (т. е. с использованием оловянистых и алюминиевых латуней, а также сплавов МНЖ) аппаратах (по грубой оценке) каждый пятый обследованный теплообменник (18,5 %) оказался неплотным.
В зависимости от длительности эксплуатации обнаружено два «всплеска» повышенного выхода из строя маслоохладителей (рисунок). Первый «всплеск» повреждаемости приходится на начальный период работы оборудования после монтажа (1...3 года), когда, по-видимому, отбраковываются трубки с заводскими дефектами (плохое вальцевание, недостаточный входной контроль трубок или полное отсутствие его на заводе, несоответствие материала трубок качеству охлаждающей воды и др.). Второй «всплеск» повреждаемости приходится ориентировочно на десятилетний срок эксплуатации маслоохладителей, когда, по-видимому1, материал трубок исчерпывает ресурс своей работы и наступает время полной замены трубного пучка.
Обследования показали, что для латунных трубок типичными оказываются коррозионные повреждения и поломки из-за трещинообразований, а для трубок из медно-никелевых сплавов — повреждения вальцовочных соединений. При этом отмечаются прогрессирующие коррозионные повреждения трубок'и вальцовочных соединений в маслоохладителях, работающих на воде с повышенной минерализованностью, в то время как обрывы трубок и трещинообразования происходят одинаково часто на воде с низкой и повышенной минерализованностью. Очевидно, что кольцевые трещины, обрывы, растрескивание трубок вдоль их образующих происходят из-за повышенных остаточных растягивающих напряжений в плохо отожженных трубках, не обнаруженных при заводском изготовлении. Такие трубки отбраковываются при эксплуатации на электростанции вне зависимости от солесодержания воды.
Вальцовочные соединения наиболее часто повреждаются в гладкотрубных маслоохладителях с малым шагом отверстий (гнезд) в трубных досках и значительно реже — в маслоохладителях с оребренными трубками, т. е. с большим шагом отверстий в трубных досках, когда создаются более благоприятные технологические условия для крепления трубок в гнездах.
Обследования подтвердили ранее полученные данные, что с повышением минерализованности (солесодержания) воды и увеличением концентрации хлор-ионов возрастает число повреждений теплообменных трубок. Четкого влияния показателя рН на герметичность маслоохладителей в данной работе обнаружено не было. Также не получено явно выраженного влияния типа водоснабжения (прямоточное, оборотное) на плотность трубных пучков маслоохладителей.
Спорадически нарушается плотность маслоохладителей и по вине эксплуатационного персонала, например, при резком снижении скорости воды в трубках (особенно в зимнее время), стимулирующей язвенную коррозию; неправильном содержании маслоохладителей в резерве, приводящем к интенсивной стояночной коррозии; использовании маслоохладителей для форсированного нагрева масла горячей водой; обдувке трубного пучка струей перегретого пара (при ремонтах). Отсутствие непрерывного контроля за содержанием нефтепродуктов в циркуляционной воде в значительной мере затрудняет своевременное распознавание и вывод в ремонт неплотных маслоохладителей.
Рекомендации Минэнерго по более ужесточенному, чем раньше, выбору марки материала трубок маслоохладителей в зависимости от качества циркуляционной воды, по модернизации трубных пучков маслоохладителей эксплуатируемых турбогенераторов, по упорядочиванию режимов эксплуатации водомасляных систем электростанций следует считать экологически обоснованными.
Энергомашиностроительным заводам необходимо уделять большое внимание выпуску стабильно плотных теплообменников, удовлетворяющих постоянно возрастающим экологическим требованиям.



 
Яндекс.Метрика