Испытания приводов СУЗ в сборе проводят на участке В. Процесс испытаний на этом участке характеризуется, длительностью (десятки часов) и непрерывностью цикла испытаний, многообразием и сложностью программ, а также большим объемом информации, которую необходимо обрабатывать и анализировать в процессе испытаний.
Эффективное выполнение такого объема испытаний в условиях серийного производства возможно только с помощью вычислительных машин и программных методов управления. Испытательный участок В состоит из трех автоматизированных систем управления (АСУ), которые образуют двухъярусную структуру управления испытаниями. Основу управления испытаниями на участке В, его верхний ярус, составляет АСУ испытаниями приводов. Эта система выполнена на базе управляющего вычислительного комплекса (УВ К) типа СМ-1 [4], состав агрегатных модулей которого совместно с разработанным программным обеспечением позволяет выполнять все виды испытаний (холодные, горячие, экспериментальные исследования и т. п.), имеющих место при массовом производстве и отработке новых конструкций приводов СУЗ.
Нижний ярус участка В состоит из АСУ режимами работы приводов и сбором информации. При этом АСУ режимами работы обеспечивает выполнение на только тех режимов, которые имеют место при эксплуатации приводов в условиях их работы на АЭС, но и тех, которые необходимы для определения ресурса, работоспособности и других показателей надежности приводов СУЗ. К таким режимам относятся подъем и опускание, удержание и аварийный сброс регулирующего органа, выполнение двойных ходов приводом и т. п.
АСУ режимами работы приводов предусматривает использование штатных систем управления, т. е. тех, которые предназначаются для управления приводами СУЗ в условиях их эксплуатации на АЭС. Использование при испытании штатных систем управления приводами СУЗ не только оптимизирует сам процесс испытаний, но и создает техническую базу для разработки автоматизированных систем управления ядерными реакторами на АЭС.
АСУ сбором информации автоматически собирает данные о значениях параметров, характеризующих ход процесса испытаний приводов СУЗ на испытательных колонках, путем съема показаний с датчиков, входящих как в конструкцию самого привода, так и устанавливаемых с целью испытаний. Эта система разработана на базе агрегатированного комплекса технических средств типа КТС ЛИУС, входящих в государственную систему промышленных приборов и средств автоматизации (ГПС), которые автономно выполняют функции контроля, управления и обмениваются информацией с вычислительным комплексом СМ-1.
При проведении испытаний на участке В весь комплекс команд, составляющих программу испытаний, идет к испытуемым приводам от УВК СМ-1 (АСУ испытаниями) через АСУ режимами работы, а поток информации о состоянии приводов в процессе испытаний возвращается в УВК СМ-1 от датчиков через АСУ сбором информации.
Обработанная в УВК СМ-1 информация, необходимая для составления паспорта изделия, выводится на устройство печати. Кроме этого, с помощью специальной клавиатуры оператор может вызвать на дисплейный модуль интересующие его параметры процесса испытаний (например, значение температуры в некоторой точке привода или величины тока в одной из электрических обмоток).
При этом предусматривается возможность ввода в УВК СМ-1 данных и о значениях параметров, характеризующих ход испытаний элементов и узлов на участке А.
Предлагаемый АТК по своей структуре и техническим средствам решает задачу комплексной автоматизации процессов испытаний приводов СУЗ в условиях серийного производства и создает реальную базу для повышения качества и сокращения цикла изготовления изделия.