Энергомашиностроение 82г
Метод уравновешивания вращающихся дискретно распределенных масс
Расчет тепловых схем паротурбинных установок
Об экономичности работы ступени центробежного нагнетателя
Коэффициент потерь в рабочем колесе при использовании ВРА
О влиянии сепарирующих устройств
Особенности гидравлических схем
Повышение усталостной прочности
Пути повышения стойкости
Свойства металла двухслойных трубопроводов ДУ 850 и 350
Влияние термомеханических режимов
Влияние режимов термической обработки
Усталостная прочность соединений
Дистанционное исследование металла
Анализ повреждаемости маслоохладителей
Диспетчеризация энергетического хозяйства
Производство и распределения энергоносителей
Проектирование и внедрение средств механизации
Стенд для коррозионных испытаний
Повышение экономичности тягодутьевых машин
Некоторые характеристики работы топок
ВДНХ «Работать эффективно и качественно»
Совещание руководителей экономических служб
Состояние и пути снижения металлоемкости
Устройство для измерения полей температур
Повышение эффективности охлаждения
Экспериментальное исследование виброактивности
Колебаний вала при возникновении автоколебаний
Испытания сотовых уплотнений в воздушной среде
Расчет нестационарных термоупругих напряжений
Влияние тепловой нагрузки
Исследование влияния размеров промежуточных перегородок
О численном расчете гидромеханического клапана
Влияние ребер на жесткость конструкции
Состояние поверхностного слоя стали 06Х12НЗД
Испытание антифрикционных свойств сплавов
Деформация керамических стержней
Расчетный метод определения применимости материалов
Новые оценочные показатели
Социалистическое соревнование
Новое оборудование для изготовления мембранных змеевиков
Автоматизация фото-обработки рентгенограмм
Проблемы коррозионного растрескивания
Сварка трубопроводов из аустенитной нержавеющей стали
Рекомендации по контролю и устранению МКР
На ВДНХ «Новаторы СЭВ81»
Внедрение резьбонарезных головок
Сталь марки ЭП842
Строительство тепловых электрических станций
Устройство для отбраковки и транспортировки шаровых тел
Котел-утилизатор КН-80/40
Основные направления работы отрасли по экономии материальных ресурсов
Применение в конструкциях машин широкополочных балок
Реактивные усилия и расходы при критическом истечении вскипающей воды
Влияние промперегрева на роль ЦВД
Экспериментальная проверка расчета линзовых компенсаторов
Исследование диффузора центробежного двустороннего вентилятора
К расчету опорных подшипников горизонтальных гидротурбин
Использование силицированного графита
Линии изготовления точно-литых деталей
Свойства перлитной стали 15Х1М1ФШ
Исследование газовой атмосферы нагревательной печи
Определение допусков на метрологические характеристики контрольных отражателей
Повышение защитных свойств стекло-эмалей
Исследование плотности разъемных и сварных соединений
Испытания изделий на герметичность
Исследования гелиевой плотности фланцевых соединений
Турбостроители соревнуются за экономию топливно-энергетических и материальных ресурсов
Применение ГТЭ-150 в энергетике
Введение в эксплуатацию гидротурбин диагонального типа
Комплект измерительной системы частоты вращения ротора турбины
Преобразователь частоты ДУС-1
Леонид Александрович Шубенко-Шубин
Особенности освоения микропроцессорных средств в энергомашиностроении
Крупнейшие гидромашины насосотурбинных агрегатов зарубежных ГАЭС
Насосо-турбинный гидроагрегат ГАЭС Горнберг
Конструкция многоступенчатого лабиринтного кольцевого уплотнения
Научно-техническое творчество молодежи
Изобретательство и рационализация — резерв экономии
Изменение технологического процесса обработки ковочных и обрезных штампов
Использование показателя патентной защиты
Оценка технического уровня и качества нового изделия
Особенности и порядок расчета патентно-правового показателя
Пути экономии электроэнергии при сварке на Атоммаше
Потребление электроэнергии при сварке отдельных узлов первых корпусов
Внедрения техники ИК-электро-нагрева
Пора технической зрелости
Математическая модель и алгоритмы решения программного комплекса
Разработка и исследование трансзвуковой компрессорной ступени
Интенсификация теплообмена в трубе переменного сечения
Влияние водно-химических факторов на повышение надежности ПВД
Зависимость кинетики распада молекул
Совершенствование водно-химического режима энергоблоков
Снижение средней скорости воды в трубной системе ПВД
Состояние и перспективы производства мембранных поверхностей нагрева котлов
Технологичность конструкций роторов с верховой посадкой лопаток
Предложения по совершенствованию технологии облопачивания ЦКР с ВПЛ
Интенсификация режимов предварительной термической обработки поковок
Технология восстановления и упрочнения штоков и шпинделей арматуры
Оценка работоспособности соединений стали 08Х18НЮТ, паянных припоем ПЖК-1000
Пульсации температур в приводах СУЗ
Результаты натурных испытаний гидротурбины ГЭС Мактаквак
Определение расхода с помощью аппарата Гибсона
Комплексная автоматизация испытаний приводов СУЗ в условиях серийного производства
Испытания приводов СУЗ в сборе
Испарители мгновенного вскипания к энергоблокам 500 и 800 МВт
О погрешностях измерения рулетками
Новые термокарандаши для контроля температуры при нагреве стальных изделий
Консервация газотурбинной установки ГТН-6 в виде моноблока
Сжигание топлив в кипящем слое
Эксплуатационные испытания котла
Эффективность сжигания топлива в кипящем слое
Дмитрий Гаврилович Кузнецов
В семье единой
Из опыта патентно-лицензионной работы
Изобретательская и патентно-лицензионная работа в ВПТИэнергомаше

Использование силицированного графита в высокотемпературных подшипниках скольжения

Силицированные графиты находят все большее применение в различных отраслях промышленности. В машиностроении их используют в качестве элементов торцовых уплотнений и подшипников скольжения насосов, перекачивающих агрессивные среды, погружных и скважинных насосов, в высокоскоростных уплотнениях центрифуг и сепараторов и т. д. [1, 2]. Силицированный графит износостоек в средах, содержащих абразивные частицы, химически стоек в большинстве агрессивных жидкостей. Силицированные графиты выпускают по техническим условиям ТУ 48-20-89—76, ТУ 48-20-81—76 и др.
В настоящей работе исследовали возможность применения силицированного графита в высокотемпературных подшипниках скольжения циркуляционных насосов, предназначенных для перекачки дистиллированной воды. Известно, что дистиллированная вода при температуре 200 ... 300 °С является весьма агрессивной средой. Поэтому в первую очередь провели тепло-статические испытания — исследовали статическое воздействие воды высоких параметров на ряд углеродных материалов, в том числе на силицированные графиты различных марок.
В герметичных автоклавах образцы материалов выдерживали в дистиллированной воде при ступенчатом повышении температуры 150, 200, 250, 300 °С по 250 ч на каждой ступени; давление поддерживали в пределах 14 ... 16 МПа. После каждой ступени часть образцов извлекали из автоклавов. Воздействие дистиллированной воды различной температуры на материалы оценивали по внешнему виду, изменению массы, прочности при сжатии и твердости.
Было установлено, что для дальнейших исследований и использования могут быть приняты материалы, имеющие потерю массы не более 1 %, изменение твердости ±5 % и изменение прочности от +10 % до —5 % к исходным значениям. Эти критерии получены на основании испытаний материалов К-4 и 7В-2А [3], зарекомендовавших себя с положительной стороны в длительной эксплуатации при температуре до 100 и 200 °С соответственно и признанных эталонными.
На рис. 1 представлены результаты тепло-статических испытаний известных [1, 2, 4] и эталонных материалов. Испытания показали, что все материалы в той или иной мере подвергаются агрессивному воздействию дистиллята при высокой температуре. Значительную потерю массы имеют материалы, содержащие в составе пульвербакелит (К-4), нитрид бора (НИГРАНы, ХИМАНИТы), свинец (АПГС), фурфуриловый спирт (НИГРАН-В). Подвержен выщелачиванию в среде дистиллированной воды кремний, неизбежно входящий в состав всех силицированных графитов.
Характерной особенностью большинства углеродных материалов является значительный разброс величин физико-механических показателей даже в пределах одной заготовки. Этим обстоятельством и недостаточным числом образцов при некоторых испытаниях материалов объясняются значительные и незакономерные колебания средних значений пределов прочности при сжатии на этапах испытаний.
Испытания показали, что силицированный графит марки СГ-П 0,5 наиболее стоек к воздействию дистиллированной воды при температуре до 300 °С.
На рис. 2 приводятся результаты лабораторных испытаний на нестандартной машине трения в среде дистиллированной воды при температуре 25 ... 30, 100, 150 и 200 °С пар образцов материалов на трение и изнашивание. Пары образцов материалов имели вид плоских дисков, в одном из которых были радиальные канавки, что имитировало условия работы осевого плоскопараллельного подшипника скольжения. Из диаграммы следует, что наиболее износостойки при температуре до 200 °С пары 7В-2А — 25Х17Н2Б-Ш и СГ-П — СГ-П. Поскольку графитофторопластовый материал марки 7В-2А при температуре выше 200 °С значительно теряет свои физико-механические свойства, пара СГ-П — СГ-П получает несомненные преимущества для использования при более высоких температурах, держал 83 нагрева — расхолаживания, имел среднюю суммарную скорость изнашивания, не превышающую 10-10~3 мкм/ч. Радиальный подшипник с роторной втулкой в стержневом варианте прошел испытания длительностью 10 000 ч при температуре до 200 °С, выдержал 102 нагрева — расхолаживания, 107 пусковых режимов при средней суммарной скорости изнашивания (3 ... 5) 10~3 мкм/ч.
Длительные ресурсные испытания осевого подшипника из СГ-П (модификация СГ-П 0,5) подтвердили высокую работоспособность материала. При температуре 290... 300 °С подшипник отработал 12 800 ч, имея среднюю скорость изнашивания при номинальных удельных нагрузках: Р=20 Н/см2 — ИХ
X 10“^ мкм/ч; Р— 30 Н/см2 — 10-10—3 мкм/ч; Р= =40 Н/см2 — 78* 10“3 мкм/ч.
В другом опыте осевой подшипник с парой СГ-П 0,5 — СГ-П 0,5 был испытан при нагрузке
70... 80 Н/см2 в течение 14 300 ч (из них при температуре около 200 °С — 12 260 ч) и выдержал 590 пусковых режимов. Средний износ подушки составил 0,105 мм, пяты — 0,018 мм; средняя суммарная скорость изнашивания за 14 300 ч составила 9* 10“3 мкм/ч; скорость скольжения в обоих опытах — 16 м/с.
Использование силицированного графита в осевых подшипниках не вызывает затруднений в конструктивном отношении. В радиальных подшипниках из-за значительной разницы в коэффициентах термического расширения графита и стали возникают трудности. Для решения этой проблемы применяют конусный вариант исполнения узла радиального подшипника (рис. 3).
Недостатком конусного варианта для СГ-П является недостаточно надежная затяжка конуса, так как СГ-П обладает малой прочностью на растяжение. Этого недостатка лишен стержневой вариант (рис. 4) [5]. Радиальный подшипник в конусном варианте исполнения был испытай при температуре около 300 °С и скорости скольжения 17,3 м/с в течение 7800 ч.
Выводы
Силицированный графит марки СГ-П 0,5 обладает высокой стойкостью к агрессивному воздействию дистиллированной воды с температурой до 300 °С по сравнению с другими известными материалами на основе углерода.
Силицированный графит марки СГ-П 0,5 при трении имеет высокую износостойкость в дистиллированной воде при температуре до 300 °С, что дает основание использовать его в высокотемпературных подшипниках скольжения на водяной смазке.
Предпочтительным конструктивным исполнением радиального подшипника является стержневой вариант.



 
Яндекс.Метрика