Энергомашиностроение 82г
Метод уравновешивания вращающихся дискретно распределенных масс
Расчет тепловых схем паротурбинных установок
Об экономичности работы ступени центробежного нагнетателя
Коэффициент потерь в рабочем колесе при использовании ВРА
О влиянии сепарирующих устройств
Особенности гидравлических схем
Повышение усталостной прочности
Пути повышения стойкости
Свойства металла двухслойных трубопроводов ДУ 850 и 350
Влияние термомеханических режимов
Влияние режимов термической обработки
Усталостная прочность соединений
Дистанционное исследование металла
Анализ повреждаемости маслоохладителей
Диспетчеризация энергетического хозяйства
Производство и распределения энергоносителей
Проектирование и внедрение средств механизации
Стенд для коррозионных испытаний
Повышение экономичности тягодутьевых машин
Некоторые характеристики работы топок
ВДНХ «Работать эффективно и качественно»
Совещание руководителей экономических служб
Состояние и пути снижения металлоемкости
Устройство для измерения полей температур
Повышение эффективности охлаждения
Экспериментальное исследование виброактивности
Колебаний вала при возникновении автоколебаний
Испытания сотовых уплотнений в воздушной среде
Расчет нестационарных термоупругих напряжений
Влияние тепловой нагрузки
Исследование влияния размеров промежуточных перегородок
О численном расчете гидромеханического клапана
Влияние ребер на жесткость конструкции
Состояние поверхностного слоя стали 06Х12НЗД
Испытание антифрикционных свойств сплавов
Деформация керамических стержней
Расчетный метод определения применимости материалов
Новые оценочные показатели
Социалистическое соревнование
Новое оборудование для изготовления мембранных змеевиков
Автоматизация фото-обработки рентгенограмм
Проблемы коррозионного растрескивания
Сварка трубопроводов из аустенитной нержавеющей стали
Рекомендации по контролю и устранению МКР
На ВДНХ «Новаторы СЭВ81»
Внедрение резьбонарезных головок
Сталь марки ЭП842
Строительство тепловых электрических станций
Устройство для отбраковки и транспортировки шаровых тел
Котел-утилизатор КН-80/40
Основные направления работы отрасли по экономии материальных ресурсов
Применение в конструкциях машин широкополочных балок
Реактивные усилия и расходы при критическом истечении вскипающей воды
Влияние промперегрева на роль ЦВД
Экспериментальная проверка расчета линзовых компенсаторов
Исследование диффузора центробежного двустороннего вентилятора
К расчету опорных подшипников горизонтальных гидротурбин
Использование силицированного графита
Линии изготовления точно-литых деталей
Свойства перлитной стали 15Х1М1ФШ
Исследование газовой атмосферы нагревательной печи
Определение допусков на метрологические характеристики контрольных отражателей
Повышение защитных свойств стекло-эмалей
Исследование плотности разъемных и сварных соединений
Испытания изделий на герметичность
Исследования гелиевой плотности фланцевых соединений
Турбостроители соревнуются за экономию топливно-энергетических и материальных ресурсов
Применение ГТЭ-150 в энергетике
Введение в эксплуатацию гидротурбин диагонального типа
Комплект измерительной системы частоты вращения ротора турбины
Преобразователь частоты ДУС-1
Леонид Александрович Шубенко-Шубин
Особенности освоения микропроцессорных средств в энергомашиностроении
Крупнейшие гидромашины насосотурбинных агрегатов зарубежных ГАЭС
Насосо-турбинный гидроагрегат ГАЭС Горнберг
Конструкция многоступенчатого лабиринтного кольцевого уплотнения
Научно-техническое творчество молодежи
Изобретательство и рационализация — резерв экономии
Изменение технологического процесса обработки ковочных и обрезных штампов
Использование показателя патентной защиты
Оценка технического уровня и качества нового изделия
Особенности и порядок расчета патентно-правового показателя
Пути экономии электроэнергии при сварке на Атоммаше
Потребление электроэнергии при сварке отдельных узлов первых корпусов
Внедрения техники ИК-электро-нагрева
Пора технической зрелости
Математическая модель и алгоритмы решения программного комплекса
Разработка и исследование трансзвуковой компрессорной ступени
Интенсификация теплообмена в трубе переменного сечения
Влияние водно-химических факторов на повышение надежности ПВД
Зависимость кинетики распада молекул
Совершенствование водно-химического режима энергоблоков
Снижение средней скорости воды в трубной системе ПВД
Состояние и перспективы производства мембранных поверхностей нагрева котлов
Технологичность конструкций роторов с верховой посадкой лопаток
Предложения по совершенствованию технологии облопачивания ЦКР с ВПЛ
Интенсификация режимов предварительной термической обработки поковок
Технология восстановления и упрочнения штоков и шпинделей арматуры
Оценка работоспособности соединений стали 08Х18НЮТ, паянных припоем ПЖК-1000
Пульсации температур в приводах СУЗ
Результаты натурных испытаний гидротурбины ГЭС Мактаквак
Определение расхода с помощью аппарата Гибсона
Комплексная автоматизация испытаний приводов СУЗ в условиях серийного производства
Испытания приводов СУЗ в сборе
Испарители мгновенного вскипания к энергоблокам 500 и 800 МВт
О погрешностях измерения рулетками
Новые термокарандаши для контроля температуры при нагреве стальных изделий
Консервация газотурбинной установки ГТН-6 в виде моноблока
Сжигание топлив в кипящем слое
Эксплуатационные испытания котла
Эффективность сжигания топлива в кипящем слое
Дмитрий Гаврилович Кузнецов
В семье единой
Из опыта патентно-лицензионной работы
Изобретательская и патентно-лицензионная работа в ВПТИэнергомаше

К расчету опорных подшипников горизонтальных гидротурбин

В ПО «Ленинградский металлический завод» были проведены испытания по измерению толщины и температуры гидродинамического масляного слоя в отдельных точках одного из сегментов опорного подшипника горизонтальной капсульной гидротурбины. Конструкция подобного подшипника рассмотрена в литературе [1], интерес к ним вызван большими удельными нагрузками, доходящими до 4,0 МПа, и связанными с этим вопросами надежности их работы.
Для измерения толщины масляного слоя были разработаны и изготовлены малогабаритные индуктивные датчики [2]. Температура вблизи исследуемых точек измеряли стандартными термосопротивлениями ТСМ-410.
Четыре датчика в сегменте установили с уступом в 0,20 ... 0,25 мм относительно поверхности трения: два у входной и два у выходной кромки. Перед сборкой подшипника датчики были протарированы непосредственно в сегменте с помощью приспособления, основанного на использовании механического индикатора часового типа. При тарировке и измерениях использовали специальный балансировочный четырехканальный прибор без усиления сигнала, содержащий по две индуктивные катушки в каждом канале, дополняющие обмотки датчиков до измерительного моста, и схему температурной компенсации. Перед тарировкой датчики были собраны в одну измерительную схему с прибором и шлейфным осциллографом Н700, протарированы и в таком виде схему использовали во время испытаний.
Принцип работы схемы заключался в измерении тока в диагонали измерительного моста, одним из плеч которого являлся датчик толщины масляной пленки. Величина разбаланса моста определялась изменением индуктивного сопротивления датчика при перемещении стального вала относительно сегмента (сердечника датчика).
Результаты испытаний представлены на рисунке в виде показаний датчиков № 3 и 4, установленных в зоне минимальных толщин смазочного слоя (у выходной кромки) исследуемого сегмента, от температуры масла (сегмента) в зоне трения. Толщина масляного слоя с возрастанием температур убывает, что находится в соответствии с теорией гидродинамической смазки, и при 7,= 40°С составляет 23—29 мкм.
Для определения границы существования гидродинамической смазки на этом же рисунке показана величина критической толщины смазочного слоя Л= 19 мкм, подсчитанная с десятипроцентным запасом по следующей формуле.
Микронеровности поверхностей трения вала и сегмента были определены непосредственными измерениями и равнялись соответственно /?2в=4,2 мкм и /?2с= 10,0 мкм. Величина прогиба вала на длине сегмента #0=3,0 мкм найдена расчетным путем.
В рассматриваемом случае предельной температурой существования гидродинамического трения (/*!= =Лкр) в той точке сегмента, где расположен датчик № 3, является 43 °С.
На рисунке построена теоретическая зависимость Л1=/ (Т), подсчитанная для различных температур по формуле, приведенной в книге: где Н1 — минимальная толщина смазочного слоя в мкм;
Ср — безразмерный коэффициент несущей способности;
х — динамическая вязкость масла, Н-с/м2; и — окружная скорость вала, м/с; Ь — размер сегмента в направлении вращения вала, м; В — размер сегмента в направлении оси вала, м; № — нагрузка на сегмент, Н.
Расчетная кривая хорошо согласуется с опытной, 3. особенно в области высоких температур. Так, при Т=40 °С расчетное значение толщины масляного слоя 4. точно совпадает с показанием датчика № 3 и приблизительно на 20 % меньше толщины слоя, измеренного датчиком № 4. Поэтому по формуле (1) можно предварительно рассчитать опорные подшипники на стадии их конструирования.
Сила трения, необходимая для теплового расчета подшипника, согласно упомянутой методике определяется из выражения, где С — безразмерный коэффициент сопротивления сдвигу.
Коэффициенты Ср и Су зависят только от отношения толщины масляного слоя на входе и на выходе. Как правило, это отношение равно или близко двум.
Потеря несущей способности и уменьшение толщины гидродинамического слоя от влияния боковой утечки сегмента учитывается с помощью коэффициента т|, меньшего единицы и полученного в результате решения численным методом двухмерного уравнения смазки
В литературе показано, что несущая способность сегмента практически не зависит от его формы.
Параметры подшипника, подвергшегося испытаниям, следующие: \Г~25Х 104 Н; « — 4,17 м/с; /,= 0,24 м; В= = 0,30 м; [х= 0,045 (Н-с)/м2 для турбинного масла при 7'=40 °С; Т]= 0,52 для В/Ь=\>25; Ср=0,156; С#=0,775 для Н21Нх~2.
Тогда /1^23,4 мкм; Р=447,Ъ Н, /=0,0018.
Таким образом, в результате проведенных исследований на сегменте подшипника действующей горизонтальной гидротурбины определена фактическая величина гидродинамической масляной пленки. Опытные данные хорошо согласуются с расчетными. На основании сопоставления соответствующая методика расчета рекомендуется для предварительной оценки характера трения в процессе проектирования опорных подшипников.



 
Яндекс.Метрика