Испытания сотовых уплотнений в воздушной среде показали, что в отличие от лабиринта и щели при переходе через первую критическую скорость имело место демпфирование амплитуды резонансных колебаний ротора и смещение резонансного режима в сторону больших частот вращения. Чем больше уплотняемый перепад, тем больше степень демпфирования и смещение резонансного пика, который при определенных перепадах практически исчезал.
При дросселировании через уплотнение масла во всем диапазоне параметров асинхронные колебания с повышенной амплитудой отсутствовали. Ротор совершал вынужденные колебания, вызванные неуравновешенностью. Уровень вибрации соизмерим с технологическим биением (0,02 мм), и лишь при увеличении частоты вращения (у>2) амплитуда колебаний незначительно нарастала, достигая значения 0,03 мм при V— =3,2. Испытания подтвердили предположение о высокой виброустойчивости сотовых уплотнений.
Испытанные винтовые уплотнения имели 16-заходную винтовую нарезку на статоре с шагом 32 мм. АЧХ ротора при уплотнении масла близки к характеристикам щелевого уплотнения. Однако автоколебания ротора в винтовом уплотнении возникали всегда за удвоенной критической частотой и с минимальной амплитудой. В зоне автоколебаний имела место прямая прецессия с частотой, близкой к собственной. При переходе через первую критическую частоту вращения заметного возрастания вибраций не отмечалось. Зависимость параметра, соответствующего началу зоны автоколебаний, от условного коэффициента жесткости носит четко выраженный экстремальный характер (рис. 7), т. е. для каждой конструкции уплотнения существуют режимы максимального удаления зоны автоколебаний. Отметим, что расчетный режим по частоте вращения для данного уплотнения находится существенно ниже частоты опасных режимов.
Всем типам испытанных уплотнений, кроме сотовых, присущи явления автоколебаний; наиболее подвержены им лабиринтные уплотнения.
Несмотря на воздействие случайных факторов, статистические характеристики процесса автоколебаний
(граница потери устойчивости и амплитуда колебаний ротора, диапазон частот вращения ротора, в котором поддерживаются автоколебания) достаточно устойчивы.
Изменением жесткости уплотнений за счет длины, радиального зазора, уплотняемого перепада и плотности среды можно активно влиять на процесс автоколебаний.