Окрашивание в электрическом поле высокого напряжения
Метод окрашивания в электрическом поле высокого напряжения (метод электро-окрашивания) широко распространен в нашей стране. С помощью этого метода производят окрашивание таких изделий массового производства, как холодильники, стиральные машины, детали кузова автомобилей, детали велосипедов и др.
Существуют две основные схемы электро-окрашивания, отличающиеся различными способами распыления и зарядки частиц лакокрасочного материала. По первой схеме распыленный пневматическим распылителем 4 электрически нейтральный материал подается в электрическое поле высокого напряжения 60— 120кВ, образованное между поверхностями окрашиваемых изделий 2 и электродными сетками /. Электродные сетки представляют собой тонкие проволоки из нихрома, имеющие диаметр 0,3—0,35 мм. Они натянуты на ролики и подвешены на изоляторах в камере по обеим сторонам движущихся на подвесном конвейере 3 окрашиваемых изделий. К электродным сеткам подается отрицательный заряд высокого напряжения постоянного тока. Положительный полюс источника постоянного тока высокого напряжения заземляется; заземляется также и конвейер вместе с подвешенными на нем изделиями. Между изделиями и электродными сетками возникает электрическое поле высокого напряжения, сопровождающееся явлением коронного разряда. Вокруг проволочного электрода появляется слабое свечение, частицы воздуха ионизируются, образуются положительно заряженные и отрицательно заряженные частицы. Частицы лакокрасочного материала в электрическом поле, сталкиваясь с отрицательно заряженными частицами воздуха, заряжаются, притягиваются к изделию, равномерно осаждаются по всей поверхности изделия и теряют свой заряд.
По второй схеме (рис. 57, б—г) одновременно происходит распыление частиц лакокрасочного материала и электростатическая зарядка их при стекании с острой коронирующей кромки электростатического распылителя А. Заряженные частицы лакокрасочного материала переносятся по силовым линиям электрического поля на изделие 5, равномерно осаждаются по всей поверхности изделия и теряют приобретенный заряд.
Благодаря тому что вся распыленная краска достигает заземленного изделия, резко сокращаются ее потери, составляющие при обычном пневматическом способе окрашивания 40—70%. При окрашивании в электрическом поле потери лакокрасочного материала превышают 5—10%.
Этот метод применяют даже для окрашивания таких крупных объектов, как железнодорожные вагоны. Его широко используют для окрашивания не только металлических, но и деревянных изделий. В частности, этим методом окрашивают дверные и оконные блоки, древесноволокнистые плиты, игрушки и т. д.
В электрическом поле можно окрашивать автоматически (на стационарных установках) и вручную поверхности простой и средней сложности конфигурации при серийном, массовом и единичном производстве. Процесс нанесения лакокрасочных материалов на стационарных электроокрасочных установках полностью автоматизирован. Однако метод электро-окрашивания имеет некоторые недостатки:
1. Повышенные требования к лакокрасочным материалам, что ограничивает их ассортимент. Хорошо распыляются в электрическом поле лишь материалы с определенным удельным объемным сопротивлением и диэлектрической проницаемостью е. В электрическом поле высокого напряжения нельзя наносить материалы повышенной вязкости, двухкомпонентные материалы с ограниченной жизнеспособностью, а также содержащие в качестве наполнителей металлические порошки и др.
В результате внедрения метода электроокрашивания полностью автоматизируется процесс окрашивания, повышается культура производства, улучшаются санитарно-гигиенические условия труда в окрасочных цехах. При этом методе отсутствует туманообразование и для очистки воздуха достаточно только удалять пары растворителей, выделяющихся из лакокрасочного материала,
2. Невозможность полностью прокрасить поверхности изделий сложной конфигурации, имеющие глубокие впадины и сложные сопряжения, а также внутренние поверхности изделий. Для окрашивания этих поверхностей необходимо предусматривать ручное подкрашивание методом пневматического распыления.
3. Сложное и дорогостоящее оборудование, работающее под высоким напряжением; при его использовании требуется обслуживающий персонал высокой квалификации.