Коррозия металлов
Пленкообразующие вещества
Пигменты, наполнители
Растворители
Пластификаторы
Методы испытания лакокрасочных материалов
Системы лакокрасочных покрытий
Подготовка поверхности под окрашивание
Струйная очистка
Дробеметные установки
Обезжиривание
Очистка органическими растворителями
Очистка поверхности стали ультразвуком
Эмульсионная очистка
Травление
Фосфатирование
Обслуживание агрегата подготовки поверхности
Нейтрализация сточных вод
Удаление лакокрасочных материалов
Охрана труда и техника безопасности
Окрашивание промышленных изделий
Шпатлевание
Окрашивание методом пневматического распыления
Оборудование для окрашивания
Окрашивание изделий ручными пневмораспылителями
Камеры и установки для окрашивания распылением
Окрашивание изделий краскораспылителями
Окрашивание изделий двухкомпонентными лакокрасочными материалами
Автоматическое окрашивание изделий
Использование отходов лакокрасочного материала
Окрашивание методом безвоздушного распыления
Оборудование для окрашивания
Установки безвоздушного распыления без подогрева
Установки безвоздушного распыления с подогревом
Насосы высокого давления
Техническое обслуживание установок безвоздушного распыления
Техника безопасности и противопожарная техника
Окрашивание в электрическом поле высокого напряжения
Требования, предъявляемые к лакокрасочным материалам
Оборудование для окрашивания
Дозирующие устройства
Механизмы перемещения распылителей
Электро-окрасочные камеры
Обслуживание камер для окрашивания в электростатическом поле
Ручные электростатические установки
Окрашивание методом окунания
Требования к лакокрасочным материалам
Установки для окрашивания окунанием
Нанесение лакокрасочных материалов во вращающихся барабанах
Обслуживание установок для окунания
Окрашивание методом струйного облива
Требования к лакокрасочным материалам
Оборудование для окрашивания методом струйного облива
Обслуживание установок для окрашивания струйным обливом
Окрашивание методом электро-осаждения
Водо-разбавляемые лакокрасочные материалы
Оборудование для окрашивания
Вспомогательное оборудование
Обслуживание установки электро-осаждения
Окрашивание методом катодного электро-осаждения
Окрашивание методом авто-осаждения
Техника безопасности
Окрашивание нанесением порошковых полимерных материалов
Нанесение порошков в псевдоожиженном слое
Пневматическое напыление
Газопламенное напыление
Тепло-лучевое напыление
Установки непрерывного действия для нанесения покрытий на штучные изделия
Приготовление лакокрасочных материалов и раздача их на рабочие места
Оборудование краскозаготовительных отделений
Обслуживание оборудования краскозаготовительных отделений
Сушка лакокрасочных покрытий
Конвекционные сушильные устройства
Терморадиационные сушильные устройства
Индукционные сушильные устройства
Неполадки при эксплуатации сушильных камер и способы их устранения
Устройство и обслуживание контрольно-измерительных приборов
Приборы для измерения температуры
Требования безопасности при обслуживании контрольно-измерительных приборов
Механизация и автоматизация производства
Внутрицеховой транспорт
Транспортные средства для подачи обрабатываемых деталей
Обслуживание транспортного оборудования
Охрана труда и пожарная безопасность
Требования безопасности к устройству и эксплуатации электроустановок
Действия обслуживающего персонала при возникновении пожара

Камеры и установки для окрашивания распылением

Классификация распылительных камер
В зависимости от размеров окрашиваемых изделий различают камеры (кабины) для окрашивания мелких изделий (небольших частей машин, механизмов, инструментов и приборов), камеры для окрашивания средних изделий (кабин грузовых машин и тракторов, станин и узлов станков, кузовов автомашин, небольших сельскохозяйственных машин и т. п.), камеры для окрашивания крупных изделий (станков и автомашин в сборе, тракторов и сельскохозяйственных машин в сборе, автобусов, троллейбусов, комбайнов, вагонов, тепловозов и т. п.).
Мелкие изделия окрашивают в распылительных (окрасочных) камерах через открытый проем. В распылительных камерах для окрашивания средних и некоторых крупных изделий рабочий находится вне камеры или, в крайнем случае, в камере на рабочей площадке, куда подается чистый воздух; при этом требуется строгое соблюдение режима работы краскораспылителей и последовательность окрашивания. Крупные изделия типа грузовых автомашин, а также некоторые изделия средних габаритных размеров окрашивают в распылительных камерах с нижним отсосом и подачей чистого воздуха по всей площади потолка. Рабочий, производящий окрашивание, в этом случае находится внутри камеры.
Для окрашивания крупногабаритных изделий типа вагонов, тепловозов, электровозов и т. п. применяют специальные установки в виде камер с частичным охватом поверхности изделия. При этом или изделия перемещаются относительно установки, или рабочие передвигаются вдоль изделия на специальных площадках.
В зависимости от вида производства и организации окрасочных работ различают камеры проходные и тупиковые. По расположению и количеству рабочих мест проходные камеры бывают односторонними и двусторонними.
В серийном и массовом производствах изделие окрашивают на стационарном рабочем месте при непрерывном движении изделий на транспортере в проходных камерах непрерывного действия. В мелкосерийном и серийном производствах при периодическом движении изделий на транспортном средстве изделия окрашивают на стационарном рабочем месте в момент, когда изделие неподвижно, в проходных камерах периодического действия; в единичном и мелкосерийном не поточном производствах изделия окрашивают на рабочем месте с использованием неподвижного или вращающегося поворотного устройства в тупиковых камерах периодического действия. Классификация распылительных камер приведена в табл.
Воздух, удаляемый от мест окрашивания распылением, всегда подвергается мокрой очистке от красочного аэрозоля в гидрофильтрах. Основным назначением гидрофильтра является предохранение от загрязнения вентиляционной системы (воздуховодов и вентиляторов) краской. В гидрофильтрах также задерживаются частично и пары растворителей.
Существующие конструкции гидрофильтров имеют четыре основных элемента:
Воздухопромывной канал, в котором происходит промывка воздуха водой;
воздухоразделяющие устройства (ванны-лотки, водоподающие трубы с отверстиями или форсунками);
отстойную ванну, куда стекает загрязненная вода;
капле-отделители в виде плоскостей или пластинчатых сепараторов, назначение которых задерживать капельную влагу, уносимую воздухом. Капле-отделители — обычно задерживают и красочную пыль.
Промывной канал и водоразделяющие устройства — наиболее важные элементы гидрофильтра, определяющие способ контакта воздуха с водой, в зависимости от которого все гидрофильтры разделяют на три принципиально различных типа: форсуночные, где воздух промывается распыленной водой; каскадные (с дырчатыми трубами или лотками), в которых воздух многократно проходит через водяные завесы; барботажно-вихревые (насосные и без насосные), где происходит активное перемешивание воздуха с водой.
Первый тип гидрофильтра - форсуночный. В промывных каналах этих гидрофильтров установлены форсунки; каплеотделителем является пластинчатый сепаратор 2.
На рисунке показан каскадный гидрофильтр с подачей воды через дырчатые трубы. В промывном канале этого гидрофильтра у его передней и задней стенок установлены плоскости 1. Вода подается на верхнюю плоскость, с которой стекает на нижележащую, и т. п. Таким образом, получается несколько водяных завес, которые пересекают воздух, удаляемый из камеры и проходящий промывной канал снизу вверх.
Другой разновидностью каскадного гидрофильтра является гидрофильтр с переливом воды из лотка-ванны через ее закругленный борт (рис. 40, в). Здесь также образуется несколько водяных завес, которые пересекают воздух.
В последнее время начали применять гидрофильтры барботажно-вихревого действия (как насосные, так и без-насосные).
В лабиринтном промывном канале насосного гидрофильтра у его передней и задней стенок установлены по две направляющих цилиндрических поверхности /, смещенные по высоте. Вода подается на верхнюю наклонную плоскость из трубы и стекает по цилиндрическим плоскостям, переливаясь от стенки к стенке.
В промывном канале такого гидрофильтра воздух перемешивается с водой с частичным барботированием.
В лабиринтном промывном канале безнасосного гидрофильтра барботажно-вихревого действия в его средней части расположен завихритель извилистой формы. Воздух, проходя с большими скоростями (не менее 16 м/с) через щель, заполненную водой, захватывает воду и направляется по лабиринтному каналу. В расширенной части канала скорость воздуха уменьшается и вода падает в емкость, а воздух направляется к сепаратору. Из емкости вода перетекает в водоотстойную ванну. Циркуляция воды происходит в результате эжекции и действия закона сообщающихся сосудов.
У гидрофильтров с боковым отсосом воздуха первой ступенью очистки часто является водяной экран с водяной завесой, образующейся в плоскости воздухоприемного отверстия за счет стекания воды из верхнего бачка по вертикальной (передней) стенке гидрофильтра.
Более современными являются вертикальные гидрофильтры типа Вентури. Воздух из системы питания проходит через воздухоочиститель 5 и, смешиваясь с частицами лакокрасочного материала, проходит через решетчатый пол 3 камеры окраски. Сюда же подается поток воды из водяной магистрали 9. Смесь воды с воздухом, содержащим частицы лакокрасочного материала, через отверстие в конической части 4 пола попадает в бак-отстойник, где вода очищается от частиц краски коагулянтом, а воздух через водоотборные ребра и трубопровод 6 поступает к вытяжному вентилятору.
Главным недостатком большинства гидрофильтров является отсутствие стабильной равномерности подачи воды из-за быстрого загрязнения отдельных водоразделяющих элементов, а также сложность очистки некоторых элементов (водоподающих труб с отверстиями и форсунками, пластинчатых сепараторов).
Основным недостатком безнасосного барботажно-вихревого гидрофильтра является его большая чувствительность к уровню стояния воды в ванне; в случае понижения этого уровня коэффициент очистки сильно падает, при повышении резко уменьшается объем отсасываемого воздуха.
Для уменьшения забивания краской элементов гидрофильтров, облегчения процесса их очистки и соответственно снижения эксплуатационных затрат проводят обработку воды, циркулирующей в гидрофильтрах. В воду добавляют химические средства, которые, обладая клейкой способностью, собирают краску в виде пасты (лепешки), плавающей на водяной поверхности ванны гидрофильтра или опускающейся на дно ванны. Эту пасту легко можно удалить из воды. Для эмалей МЛ-12 и ряда других применяют специальный коагулянт для окрасочных камер.
Камерные установки. Наиболее простую конструкцию имеет распылительная камера с экранным г и дроф иль т-р о м для окраски изделий малых размеров. Камера имеет открытую переднюю стенку, через которую окрашивают, загружают и выгружают изделия. В камере установлен поворотный стол позволяющий окрашивать изделия со всех сторон, и краско улавливающая решетка 3. Камера имеет нижний гидрофильтр. Корпус камеры имеет криволинейную обтекаемую форму с отогнутыми внутрь краями рабочего проема, препятствующими выходу загрязненного воздуха из камеры. Гидрофильтр снабжен форсунками 5, ванной 6 и сепаратором 7. Камера может быть использована для окрашивания деталей, приборов и мелких изделий при относительно большом расходе краски.
Двусторонняя распылительная камера проходного типа непрерывного действия с поперечным отсосом воздуха и экранными гидрофильтрами для окрашивания изделий средних размеров показана на рис. 42, а. Она имеет корпус 10, корпус гидрофильтра, осевой вентилятор с электродвигателем 1, сепаратор 2, переливной водораспределитель. Распылительная камера делительный короб 6, экран 4, лотки для окраски мелких деталей щ ванны гидрофильтра, сетчатые фильтры, светильники, водораспределительные трубы, монорельс транспортера 7 и трубопроводы 8. Изделия 13 непрерывно перемещаются подвесным цепным транспортером, проходящим по центру камеры. Камера состоит из двух частей, смещенных и повернутых на угол я рад (180°) одна относительно другой. Экраны гидрофильтров выпуклые, что способствует образованию равномерного водяного слоя по экрану сплошной водяной завесы под экраном.
На рисунке показана конструкция камеры с боковым отсосом для окрашивания изделий больших размеров. Камера предназначена для окрашивания распылением деталей и частей машин, станков и других изделий. Камеру применяют в окрасочных цехах промышленных предприятий мелкосерийного производства.
Подлежащие окрашиванию изделия подвозят к камере на тележке. Мелкие и легкие изделия окрашивают на поворотном столе, установленном на переносном штативе; более крупные изделия подвешивают на таль, монорельс, который закреплен на перекрытии камеры. Вместо тали может быть использован пневмоподъемник пли другое приспособление.
Гидрофильтр представляет собой вертикальную шахту S-образной конфигурации, изготовленную из листовой стали, вверху которой расположены водопроводная труба с ванной-лотком под ней и отбойные щитки для задержания капельной влаги.
Для удобства чистки воздухопромывного канала со стороны обслуживания гидрофильтра предусмотрены съемные щитки, а наружная секция полуцилиндра установлена на шарнирах и может поворачиваться на 90°. Со стороны камеры на гидрофильтр навешивается экран, омываемый водой; его используют для первичной очистки отсасываемого воздуха от красочной пыли. Выпуклая форма экрана способствует образованию сплошной водяной пленки, которая перекрывает всасывающее отверстие гидрофильтра.
Бескамерные установки с нижним отсосом. Окрашивание уникальных крупногабаритных изделий, не имеющих постоянных постов окрашивания, производят на открытых участках, оборудованных вытяжной вентиляцией через решетку в полу. Изделие устанавливают в центре решетки так, чтобы от него до края решетки было не менее 0,3 м. Высота изделия не должна превышать 0,75 меньшего размера решетки в плане и быть не более 2 м.
                                                              
                                                              
При бескамерном окрашивании изделии высотой более 2 м тки, оборудованные решетками в полу, ограждают несгораемыми перегородками облегченного типа, устанавливаемыми на 0,5 м выше изделия. При высоте изделия более 5 м окрашивание следует производить электростатическим распылителем или методом безвоздушного распыления.
Бескамерная установка с нижним отсосом для окрашивания станков и других трудно перемещаемых уникальных изделий 2 изображена на рис. 44. Установка имеет осевой вентилятор 12 с электродвигателем 7 и дроссельным клапаном 6. Отсасываемый воздух очищается от распыленного материала в водяных завесах, создаваемых форсунками 4, которые располагаются под решетками И и в сборных каналах 3. Сепараторы 5 установлены над полом, что облегчает их очистку. Насосная установка 9 с электродвигателем 10 расположена в подвале на уровне дна ванны 8. Свежий воздух подается над вытяжными решетками Щ сверху вниз через перфорированные трубопроводы 1 равномерной раздачи по площади, равной горизонтальной проекции всех отсасывающих решеток.
Камеры с частичным охватом окрашиваемой поверхности. На рис. 45, б показана к а м е р а для окраски вагонов, которая представляет собой две вытяжные шахты 9, соединенные сверху воздуховодом 19, отсасывающим воздух от крыши. Когда вагон останавливается напротив шахт, между стенкой вагона и шахтами образуется щель размером приблизительно 350 мм, через которую засасывается воздух из цеха. С одной стороны каждой шахты расположены рабочие площадки 13, по две откидные площадки (одна над другой), с которых окрашивают боковую поверхность вагона. Принцип действия установки заключается в том, что засасываемый в щели воздух, проходя через рабочие площадки, захватывает красочный туман и отводит его через вытяжные шахты наружу. Высота расположения рабочих площадок 0,4 и 2,0 м от пола. Рабочие площадки размещены с одной стороны шахты таким образом, чтобы окрашивание всегда производилось правой рукой, находящейся со стороны вытяжной щели. В этом случае возможность попадания в цех красочной пыли будет наименьшей. Задняя стенка, ограждающая рабочие площадки, делается глухой. Для окрашивания торцов и крыши вагона устроена подъемная рабочая площадка.
Отсасываемый воздух при входе в шахту промывается водой, распыляемой форсунками 10, после чего для отделения капельной влаги проходит через сепаратор.
Очищенный от красочного тумана воздух выбрасывается в атмосферу двумя шести-лопастными вентиляторами 17, установленными на вертикальной оси в шахтах за сеператорами. Электродвигатель 8 взрывобезопасного исполнения вынесен за пределы воздуховода. Обслуживание моторов и вентиляторов производят с площадок 16, обслуживание сепаратора — с площадок 15. Подъемная площадка для окрашивания крыши перемещается по направляющим швеллерам электролебедкой 12. На рабочих местах предусмотрено специальное освещение 14.
Чтобы уменьшить подсосы в шахту со стороны, противоположной рабочим местам, устраивают закрылки 11 на петлях, которые поддерживаются в соответствующем положении роликами 21. Когда щель между стенкой вагона и шахтой становится значительной, ролик 21 ставит закрылок в положение, близкое к перпендикулярному оси вагона. При уменьшении щели ролик прижимает закрылок к шахте. Ролик перемещается по раме тележки кузова вагона.
Работники цеха, ответственные за обслуживание и ремонт оборудования, должны содержать камеры в чистоте, так как загрязненные камеры непроизводительны и пожароопасны. Для предотвращения обрастания краской стенки камеры следует защищать специальными составами и периодически (не реже одного раза в неделю) счищать их вместе с прилипшей краской. При использовании тавота очищать стены от краски труднее.
По мере загрязнения ванны гидрофильтров чистят. Прекратив работу, спускают воду и очищают ванну от осевших частиц краски. Вместе с ванной чистят и фильтры. Ванну можно освободить от плавающей на поверхности воды краски без остановки камеры. Для извлечения краски из ванны используют перфорированные ковши (диаметр отверстий 3—5 мм), совки и т. п.
При большом расходе лакокрасочных материалов и наличии нескольких окрасочных камер с гидрофильтрами производят централизованную коагуляцию частиц лакокрасочного материала, не оседающего на изделие. Поток воздуха с краской, попадая на водяную завесу гидрофильтров окрасочных камер, очищается от частиц краски, которые потоком воды уносятся в бак-отстойник. В отстойник добавляется коагулянт, превращающий жидкие частицы лакокрасочного материала в хлопьевидный осадок, который оседает на дно ванны, а в некоторых случаях этот осадок остается на поверхности воды.
Наиболее рациональны устройства для очистки воды, встроенные непосредственно в ванны окрасочного оборудования. На рис. 45, а представлена схема такого устройства. Двух-цепной конвейер со скребками устанавливается в ванну окрасочной камеры 1. При движении конвейера скребки снимают с поверхности воды плавающую скоагулированную краску, которая по поддону 5 собирается в верхней зоне конвейера и механизмами очистки 3 сбрасывается в бак для отходов 4. Для сгона плавающей скоагулированной краски по направлению к конвейеру в противоположном торце ванны на поверхности воды расположена трубка с направленными форсунками, питающаяся от дополнительного отвода насоса рециркуляции воды.
При наличии нескольких камер окраски используют централизованную систему коагуляции частиц краски и выноса отходов скоагулированной краски. Устройство механической очистки рециркулируемой воды окрасочного оборудования аналогично схеме, представленной на рис. 45, а, только в этом случае значительно увеличивается общий объем ванны.
Во избежание загрязнения фильтров, насоса, экрана и лотков скоагулированную краску следует по мере накопления лопатами или скребками собирать в специальные баки. Утилизация отходов дает значительный экономический эффект, кроме того, снижается загрязнение окружающей среды. Не реже одного раза в месяц вентилятор и прилегающие к нему воздуховоды необходимо освобождать от пористого слоя осевшей краски. Если камера предназначена для получения нитропокрытий, отходы которых способны самовозгораться, воздуховоды чистят каждую неделю. Для удобства очистки на воздуховодах, а также на самом кожухе вентилятора устраивают люки. Перед чисткой отложения размягчают, продувая воздуховоды водяным паром. Инструмент, применяемый для очистки, должен быть изготовлен из не искрящегося материала.
Очистку вентилятора и прилегающих воздуховодов производят не реже одного раза в 6 месяцев. Очистку светильников необходимо производить не реже трех раз в месяц.
Необходимо следить за состоянием клиноременных передач и при необходимости производить их подтяжку (при проверке ремни должны пружинить). В случае выхода из строя одного из ремней должен быть сменен весь комплект.
Масло в подшипниках скольжения с кольцевой смазкой необходимо доливать один раз в 6—10 дней. Через каждые 2—3 месяца масло должно меняться полностью. Масло нужно заливать в подшипники до уровня масло-указателя при неподвижном роторе. Смазку типа «Консталин» или солидол необходимо менять в шариковых и роликовых подшипниках два раза в год. Раз в год корпуса подшипников следует разбирать, промывать бензином и заливать свежей смазкой. Необходимо следить за нагревом подшипников и корпусов электродвигателей. Нагрев подшипников должен быть не выше 50°С, а корпусов электродвигателей — не выше 40° С.
Необходимо постоянное техническое обслуживание краско-распылительной аппаратуры: красконагнетательного бака, масло-водо-отделителя и распылителей. Для подачи к распылителю краски и сжатого воздуха используют резинотканевые рукава диаметром 8, 10 и 16 мм. Во время работы шланг обрастает краской. Краску со шлангов снимают в щелочной ванне.
Отмачивание в растворителе может привести к разрушению покрывного слоя прорезиненной тканевой прокладки, если она изготовлена из небензостойкой резины. Особенно быстро повреждаются концы шлангов.
Необходимо бережно обращаться с краскораспылителем. Во время перерывов в работе головку краскораспылителя нужно опускать в емкость с растворителем, весь краскораспылитель опускать в растворитель не следует. При работе с краскораспылителем запрещается бросать его, вывертывать детали плохим инструментом, прочищать сопло металлическими предметами. Исправность оборудования, аппаратуры и арматуры проверять не реже одного раза в месяц.
Необходимо постоянно контролировать работу краскораспылителей— давление подводящегося сжатого воздуха на распылитель и краску, диаметр сопла и форму струи — во избежание излишнего тумано-образования и расхода краски. Необходимо постоянно следить за чистотой водяного экрана и переливных лотков гидрофильтра; работа вытяжной и приточной систем вентиляции, а также насосных установок и устройств, подающих лакокрасочный материал и сжатый воздух к распылителю, должна быть сблокирована.
Камера должна иметь хорошее освещение, желательно бестеневое: освещенность не менее 300лк при лампах накаливания и 800лк при люминесцентном освещении.



 
Яндекс.Метрика