Промывку деталей производят на всех стадиях нанесения гальванического покрытия, она сводится к удалению тонкой пленки раствора и продуктов реакции, оставшихся на поверхности деталей после выполнения предыдущих операций. Промывку деталей не выполняют только в том случае, если попадание остатков первого (предыдущего) раствора во второй не влияет на работу последнего, например раствор серной кислоты для активирования позволяет поддерживать pH раствора никелирования и уменьшает количество его корректировок.
Промывают детали различными способами. Наиболее распространена промывка окунанием в стационарной ванне, имеющей переливной карман (рис. 2.2,а), со сменой воды 1—2 объема (V) в час. Более современной схемой промывки является многоступенчатая в 2-, 3-, иногда 4-каскадной ванне (рис. 2.2,6). Эта схема позволяет сократить расходы (QP) воды в 2—3 раза. Свежая вода для промывки поступает только в последнюю промывную секцию каскадной ванны, из которой она перетекает навстречу движения деталей. Их сначала промывают в загрязненной воде, а затем в более чистой.
Для ускорения промывки погружением применяют воздушное перемешивание (барботаж). Это возможно для деталей, имеющих большую массу или прочно закрепленных на подвесках.
После операции, проведенной в концентрированном растворе, промывку целесообразно проводить в ванне улавливания, которая не имеет постоянного стока. При этом скапливающийся в ней раствор по мере повышения концентрации поступает в предыдущую ванну для восполнения потерь электролита. Такие ванны обязательно устанавливают после операций хромирования, под растворы, содержащие цианистые соединения и драгоценные металлы, чтобы уменьшить их потери.
В настоящее время широко распространена струйная промывка, позволяющая в несколько раз сократить расход свежей воды. При этом чистая вода для промывки поступает через форсунки, установленные по стенкам ванны, только в момент нахождения в ней деталей. Струйным способом промывают в основном детали простой формы, так как при промывке деталей, имеющих сложный профиль, не вся попавшая на них вода будет стекать на дно ванны. Окончательную промывку деталей проводят погружением в свежую воду.
Струйно-погружная промывка, совмещающая в себе оба предыдущих способа, заключается в погружении деталей в заполненную водой ванну и в окончательной промывке их струей воды через форсунки, установленные в верхней части ванны. Для струйного обмыва можно использовать свежую или из промывной ванны воду.
После некоторых операций, например обезжиривания, оксидирования, детали промывают в ваннах с горячей водой (50— 80 °С), так как в холодной воде отмыть щелочной раствор практически невозможно.
Контрольные вопросы
1. Чем вызвана необходимость подготовительных операций перед нанесением покрытий?
2. Какие преимущества имеет шлифование бесконечными лентами?
3. Из каких материалов изготовляют шлифовальные круги?
4. В чем сущность вибрационной обработки?
5. Назовите основные компоненты растворов для травления и активирования деталей.
6. В чем отличие электрохимического и химического полирования?
7. Перечислите основные способы промывки деталей.