Основные и вспомогательные материалы для металлопокрытий
Основные и вспомогательные материалы для лакокрасочных покрытий
Требования к качеству подготовки поверхностей
Механическая обработка поверхностей под гальванопокрытия
Обезжиривание
Травление и активирование
Электрохимическое и химическое полирование
Промывка
Классификация покрытий
Цинкование
Кадмирование
Лужение
Меднение
Никелирование
Декоративное хромирование
Нанесение специальных гальванических покрытий
Оксидирование
Фосфатирование
Нанесение гальванических покрытий на пластмассовые детали
Оборудование для шлифования и полирования
Галтовочное и вибрационное оборудование
Оборудование для обезжиривания в органических растворителях
Оборудование для химической обработки деталей
Механизированное оборудование
Автоматизированное оборудование
Вспомогательное оборудование
Электрооборудование
Вентиляционные очистные установки
Оборудование для механической очистки
Аппараты струйной абразивной очистки
Оборудование для термической и химической очистки
Оборудование для ультразвуковой очистки
Оборудование для фосфатирования
Техническое обслуживание оборудования
ТБ на оборудовании для подготовки поверхностей
Основное оборудование для окрашивания пневмораспылением
Распылительные камеры и гидрофильтры
Оборудование для пневмораспыления
Оборудование для переработки отходов
ТО распылительных камер
ТБ при работе на оборудовании для пневмораспыления
Краскораспылители высокого давления
Установки безвоздушного распыления без подогрева
Насосы высокого давления
ТО установок безвоздушного распыления
ТБ при работе на установках безвоздушного распыления
Распылители для электро-окрашивания
Вспомогательное оборудование для электро-окрашивания
Ручные электростатические установки
Электро-красочные материалы
ТО камер электро-окрашивания
ТБ при работе на оборудовании для электро-окрашивания
Оборудование для окрашивания окунанием
Оборудование для окрашивания струйным обливом
ТО установок для окрашивания окунанием
ТБ оборудовании для окрашивания окунанием
Основное оборудование для электро-осаждения
Вспомогательное оборудование для электро-осаждения
Техническое обслуживание установок электро-осаждения
ТБ при работе на установках электро-осаждения
Оборудование для нанесения порошков в псевдоожиженном слое
Оборудование для пневматического напыления
Оборудование для газопламенного и тепло-лучевого напыления
Оборудование для нанесения покрытия в электростатическом поле
ТО оборудования для нанесения порошковых полимерных материалов
ТБ при работе на оборудовании для нанесения полимерных покрытий
Оборудование для сушки лакокрасочных покрытий
Конвекционные сушильные камеры
Терморадиационные сушильные камеры
Индукционные сушильные установки
Оборудование для радиационно-химического отверждения покрытий
Оборудование для очистки газовых выбросов сушильных установок
Оборудование для охлаждения изделий
ТБ при работе на оборудовании для сушки покрытий
Контроль и регулирование процессов подготовки поверхности
Контроль и регулирование процессов окрашивания
Контроль и регулирование процессов сушки
Оборудование для Защиты окружающей среды
Роботы и робототехнические комплексы
Приборы для измерения температуры
Приборы для измерения тока и напряжения
Приборы для измерения давления и разряжения
Приборы для измерения расхода и количества
Приборы для измерения концентрации растворов
Приборы для измерения уровня
Аппаратура автоматического управления
Контроль качества гальванических покрытий
Контроль качества лакокрасочных покрытий
ТБ в окрасочных цехах
ТБ в цехах гальванопокрытий
ТБ при эксплуатации электроустановок
Огнетушители

Основное оборудование для окрашивания пневмораспылением

Краскораспылители. При методе пневматического распыления лакокрасочные материалы наносят ручными краскораспылителями, соединенными шлангами со вспомогательным оборудованием, которое обеспечивает подачу лакокрасочного материала и сжатого воздуха, очищенного от влаги и масла.
Питание краскораспылителей сжатым воздухом может быть централизованным (от общей заводской сети) или от индивидуального компрессора (при единичных работах). В обоих случаях перед краскораспылителем должен быть установлен масло-водо-отделитель для очистки воздуха от загрязнений.
Лакокрасочный материал может подаваться в краскораспылитель несколькими способами: из стакана, помещенного на краскораспылителе, из красконагнетательного бака, установленного на рабочем месте, из системы централизованной подачи материала (если изделия окрашиваются на поточной линии с большим расходом лакокрасочного материала).
Конструкция ручных краскораспылителей должна обеспечивать раздельный подвод лакокрасочного материала и сжатого воздуха к распылительной головке; возможность запирания лакокрасочного материала и сжатого воздуха на выходе из головки при выключенном краскораспылителе; регулирование расхода лакокрасочного материала и формы факела. Кроме того, краскораспылители должны быть достаточно легкими и иметь такую форму ручки и пускового крючка, чтобы снизить утомляемость рабочего.
Основной частью краскораспылителей является краскораспылительная головка. В зависимости от конструктивного оформления^ корпуса, а также размеров воздушных и красочного отверстий распылительной головки и их соотношения краскораспылители могут быть среднего (давление воздуха на распыление 2-105 — 6-105 Па) и низкого (не превышает 2-105 Па) давления.
Краскораспылители среднего давления могут иметь распылительные головки внешнего и внутреннего смешения: на выходе из головки или внутри ее. Широко распространены в промышленности краскораспылители среднего давления с внешним смешением лакокрасочного материала и воздуха (КРУ-1, ЗИЛ, СО-71 и др.). Краскораспылители среднего давления с внутренним смешением, а также низкого давления не позволяют получить высокодисперсное распыление, поэтому для промышленного окрашивания изделий не применяются.
В зависимости от способа подачи лакокрасочного материала к распылительной головке 1 краскораспылители делят на три типа (рис. 6.2): А — лакокрасочный материал подается от верхнего красконаливного стакана /; Б — лакокрасочный материал подается от нижнего красконаливного стакана 3; В — лакокрасочный материал подается из красконагнетательного бака или магистрали под давлением.
Краскораспылители с подачей лакокрасочного материала под давлением предназначены для работы с большим расходом материала (350 г/мин). Краскораспылители с подачей лакокрасочного материала от верхнего красконаливного стакана широко используют при работе со сравнительно небольшим расходом (до 350 п/мин) или при частой смене лакокрасочного материала. Подачу лакокрасочного материала от нижнего красноналивного стакана применяют в частный случаях, когда неудобно ипользовать верхний стакан, например при окрашивании изделий с большими углами отклонения краскораспылителя от горизонтального уровня.
В отечественной промышленности для окрашивания изделий используют ручные краскораспылители различных моделей, отличающиеся по типу, производительности, конструктивному решению отдельных частей.
На рис. 6.3, а, б показан краскораспылитель ЗИЛ. Этот краскораспылитель обеспечивает высокое качество распыления и удобен тем, что состоит из отдельных самостоятельных частей, облегчающих сборку, разборку и ремонт.
Распылительная головка (воздушное сопло) / крепится к корпусу 6 головки с помощью гайки 2 и имеет шесть отверстий, расположенных под разными углами к центральной оси, вместо трех, имеющихся у распылителей типа КР. Дополнительными являются два отверстия для получения увеличенного плоского факела при большом расходе лакокрасочных материалов, два отверстия для получения более мелкого распыления в средней части плоского факела и два отверстия для размельчения частиц лакокрасочных материалов по краям плоской струи и равномерного распределения размельченных частиц по всему факелу.
Работа краскораспылителя происходит следующим образом. При незначительном нажатии пускового крючка 28 воздушный клапан 24 стержнем 27 приподнимается от гнезда корпуса 25 и пропускает сжатый воздух из канала 21 в канал 13 и к клапану 11 регулировки подачи воздуха для бокового распыления. Далее воздух идет в двух направлениях: по продольному каналу с наружной стороны камеры 10 воздух попадает в кольцевое пространство, откуда через воздушные отверстия — к центральным отверстиям головки для распыления лакокрасочного материала; проходя под клапан, воздух поступает в камеру, откуда, пройдя систему распределительной камеры, попадает в кольцевую камеру 3 переменного давления и в отверстия на выступах головки для бокового распыления и сжатия струи факела. При дальнейшем нажатии пускового крючка игла с помощью своей головки отводится и открывает сопло для подачи лакокрасочного материала на распыление. Регулирование подачи лакокрасочного материала, поступающего из красконагнетательного бака через канал в сопло, производится с помощью винта. Клапан подачи воздуха для бокового распыления крепится к кольцевому болту шпилькой и регулируется поворотом гайки-регулятора по шкале циферблата с закрепляющим винтом. Для уплотнения служат сальники с сальниковой набивкой. Сжатый воздух подводится через штуцер в ручке корпуса. Диаметр отверстия сопла 1,5 мм. При прекращении нажатия на крючок 28 пружины отводят его вместе с иглой и стержнем вперед, закрывая выход лакокрасочного материала из сопла, а затем при посадке клапана в гнездо прерывается подача сжатого воздуха в краскораспылитель.
Большинство краскораспылителей имеют распылительные головки с центральным (распыляющим) и боковым (сжимающим факел) воздушными отверстиями, позволяющими достаточно просто изменять форму факела перекрыванием подачи воздуха в боковые (сжимающие) отверстия. В краскораспылителях КРУ-1, КРП-3, ЗИЛ изменение формы факела осуществляется вентилем, встроенным в боковую часть корпуса у распылительной головки (КРУ-1, КРП-3) или в заднюю часть краскораспылителя (ЗИЛ) и перекрывающим канал для подачи воздуха на сжатие факела. Вращая вентиль и изменяя сечение этого канала, можно плавно изменять форму факела от круглого до плоского (максимальной ширины) и наоборот.
Однако это удобно только в тех случаях, если изменять форму факела приходится редко. При частой смене формы факела приходится прекращать работу и вращать вентиль то в одну, то в другую сторону.
Еще более неудобно изменять форму факела при работе краскораспылителя СО-71. Для этого необходимо прекратить работу, ослабить накидную гайку, закрепляющую распылительную (воздушную) головку корпуса, повернуть ее из горизонтального или вертикального положения боковых отверстий (или наоборот) на 45° и снова затянуть накидную гайку. В связи с этим при окрашивании разнотонных изделий сложной конфигурации не используют вентиль изменения формы факела, а проводят окрашивание факелом постоянной формы: круглым или плоским. В этом случае увеличиваются потери лакокрасочного материала.
В настоящее время в промышленности все более широко применяют двухкомпонентные лакокрасочные материалы, которые после смешения имеют малую жизнеспособность. Для нанесения этих материалов используют специальные краскораспылители, которые при раздельном подводе обоих компонентов к распылительной головке обеспечивают смешение компонентов либо в головке (внутреннего смешения), либо в факеле распыленного материала непосредственно перед его попаданием на окрашиваемую поверхность (внешнего смешения).
Краскораспылитель внутреннего смешения представляет собой две конструктивно спаренные распылительные головки, смонтированные в одном корпусе. Распылительные головки этих распылителей отличаются от обычных наличием с внешней стороны материального сопла боковых отверстий для выхода сжатого воздуха. Струи воздуха отклоняют факелы распыленных компонентов навстречу друг другу, что обеспечивает их смешение. Требуемое соотношение распыляемых компонентов достигается с помощью дозирующего механизма.
На рис. 6.5 изображен краскораспылитель внешнего смешения для нанесения двухкомпонентных составов, относящийся ко второй группе распылителей. Три шланга, по которым к краскораспылителю подводится воздух, основной компонент (основа) и отвердитель подсоединяют к штуцерам. От штуцеров воздух и оба компонента раздельно подаются в воздушную головку 15 и в материальные сопла (отвердителя 16 и основы 17), выполненные соосно. Отверстие материального сопла отвердителя закрывается запорной иглой 14, а материальное сопло отвердителя является запорной иглой для сопла основы.
При нажатии на пусковой крючок с помощью нажимного рычага открывается воздушный клапан, давая проход воздуху в воздушную головку. Затем, воздействуя на гайки, пусковой крючок отводит назад шток 9 материального сопла для подачи отвердителя.
При подаче компонентов в краскораспылитель его точная настройка на необходимое соотношение компонентов производится регулированием степени открывания отверстия сопла отвердителя, т. е. ходом запорной иглы. Это достигается изменением положения оси поворота пускового крючка посредством вращения
установочного винта 8, связанного с коромыслом 7. Когда ось крючка поднимается, отвердителя подается меньше. Если для регулирования подачи отвердителя полного подъема или опускания оси поворота пускового крючка недостаточно, то подачу отвердителя можно изменить перемещением зубца 4. Для уменьшения подачи отвердителя зубец передвигают вверх. Производительность краскораспылителя регулируется с помощью упорного винта 13. Настраивают краскораспылитель на круглый или плоский факел регулировочным винтом 10.
Подача компонентов к краскораспылителю осуществляется шестеренчатым насосом на установке, изображенной на рис. 6.6. Компоненты лакокрасочного материала загружаются в отдельные питательные баки, оборудованные мешалками с пневмоприводом и вентилями для слива компонентов в случае необходимости. Из питательных баков компоненты забираются самостоятельными шестеренчатыми насосами 2 и подаются к краскораспылителю 5, к которому одновременно из сети или от компрессора подается сжатый воздух. Питательные баки с шестеренчатыми насосами устанавливают стационарно или монтируют на платформе передвижной тележки.
Основные неисправности краскораспылителей приведены в табл. 6.1.
Вспомогательное оборудование. К вспомогательному оборудованию относят регуляторы давления, масло-водо-отделители, красконагнетательные баки, шланги для подачи в краскораспылители лакокрасочного материала и воздуха.
Для нормальной работы краскораспылителя требуется расход сжатого воздуха от 5 до 15 м3/ч в зависимости от его давления, типа головки, диаметра отверстий головки и формы факела.
Регуляторы давления (редукторы) предназначены для регулирования и поддержания постоянного давления сжатого воздуха, подаваемого в краскораспылители и красконагнетательные баки. Для регулирования давления воздуха могут быть использованы как редукторы, установленные на масло-водоотделителе или краснонагнетательном баке, так и самостоятельные редукторы давления, обеспечивающие регулировку давления воздуха с точностью до 1 - 104 Па и исключающие изменение давления во времени при работе краскораспылителей.
Сжатый воздух, используемый для нанесения лакокрасочных материалов методом пневматического распыления и поступающий от компрессора по воздушным магистралям к краскораспылителям, содержит ряд примесей: влагу, минеральные масла, твердые включения (пыль). Примеси, содержащиеся в воздухе, подаваемом на распыление, при определенных концентрациях могут влиять на качество получаемого покрытия. Для очистки сжатого воздуха применяют различные методы улавливания избыточной влаги и твердых частиц.
На рисунке показана конструкция комбинированного фильтра-масло-водоотделителя. Он представляет собой цилиндрический корпус, в который вмонтированы редуктор давления 3, краны со штуцерами, внутренняя труба 6 с лабиринтовыми вкладышами, металлическими сетками и ниточным фильтром 9. К нижней части 5 цилиндра крепится крышка с клапаном 8 для спуска масла и воды. Воздух из сети через штуцер 12 поступает в корпус очистителя и по кольцевому пространству между трубой 6 и цилиндром направляется вниз. На пути воздух встречает три припаянных к трубе венца, служащих отражателями конденсата. Через четыре отверстия в стенке трубы воздух попадает во внутреннюю полость и, поднимаясь по ней проходит через клавиши-лабиринты из керамики, металлические сетки и ниточный фильтр 9 в редуктор. Если давление воздуха в сети таково, что его можно направлять на распыление краски без редуцирования, сжатый воздух забирают через пробковые проходные краны если же давление в сети выше требуемого, его регулируют винтом редуктора, а сжатый воздух в аппарат-потребитель направляют через два крана, при это краны перекрывают.
Красконагнетательные баки предназначены для дозированной подачи лакокрасочных материалов в краскораспылители при повышенном расходе материалов или нанесения их на большие поверхности. Красконагнетательные баки представляют собой переносные, герметично закрываемые сосуды для лакокрасочного материала, который под определенным давлением (при подаче в бак сжатого воздуха) передавливается по шлангам в краскораспылители. Наиболее распространены в практике окрасочных работ красконагнетательные баки С-383 и С-411.

На рисунке приведена конструкция красконагнетательного бака. Бак имеет корпус 1 с крышкой 7, внутри которого размещается мешалка 2 и труба с фильтром 3 для перемешивания и забора лакокрасочного материала. На сферической крышке смонтирована вся арматура бака: редуктор 4, манометр, пневматическая турбина , клапан сброса давления, предохранительный клапан и загрузочное устройство. На корпусе редуктора установлены манометр, соединительная трубка, двух- и трехходовые воздушные краны для приема воздуха от компрессора и распределения его к краскораспылителям.
Пневматическая турбинка состоит из четырех-лопастного ротационного двигателя и червячного редуктора и служит для передачи вращательного движения мешалке.
В турбинку подается сжатый воздух давлением до 0,5 МПа.
Клапан сброса давления предназначен для выравнивания давления с атмосферным перед заправкой бака лакокрасочным материалом и после окончания работы. Для автоматического сброса избыточного давления служит предохранительный клапан.
В процессе работы необходимо периодически следить за давлением сжатого воздуха внутри бака по манометру, установленному на редукторе. При постоянном давлении на лакокрасочный материал обеспечивается подача в краскораспылитель строго дозированного количества материала, что является одним из обязательных условий работы краскораспылителя.
По окончании работы бак следует открыть, тщательно промыть растворителем, а затем продуть каналы и шланги сжатым воздухом.
При замене лакокрасочного материала бак также разбирают и тщательно промывают.
Для подачи сжатого воздуха и лакокрасочного материала в краскораспылители обычно используют масло-бензостойкие резинотканевые шланги с внутренними диаметрами 8, 10 и 16 мм. Шланги имеют внутренние и наружные резиновые слои с двумя-тремя промежуточными слоями тканевых прокладок и рассчитаны на давление до 7/ 105 Па.



 
Яндекс.Метрика