Основные и вспомогательные материалы для металлопокрытий
Основные и вспомогательные материалы для лакокрасочных покрытий
Требования к качеству подготовки поверхностей
Механическая обработка поверхностей под гальванопокрытия
Обезжиривание
Травление и активирование
Электрохимическое и химическое полирование
Промывка
Классификация покрытий
Цинкование
Кадмирование
Лужение
Меднение
Никелирование
Декоративное хромирование
Нанесение специальных гальванических покрытий
Оксидирование
Фосфатирование
Нанесение гальванических покрытий на пластмассовые детали
Оборудование для шлифования и полирования
Галтовочное и вибрационное оборудование
Оборудование для обезжиривания в органических растворителях
Оборудование для химической обработки деталей
Механизированное оборудование
Автоматизированное оборудование
Вспомогательное оборудование
Электрооборудование
Вентиляционные очистные установки
Оборудование для механической очистки
Аппараты струйной абразивной очистки
Оборудование для термической и химической очистки
Оборудование для ультразвуковой очистки
Оборудование для фосфатирования
Техническое обслуживание оборудования
ТБ на оборудовании для подготовки поверхностей
Основное оборудование для окрашивания пневмораспылением
Распылительные камеры и гидрофильтры
Оборудование для пневмораспыления
Оборудование для переработки отходов
ТО распылительных камер
ТБ при работе на оборудовании для пневмораспыления
Краскораспылители высокого давления
Установки безвоздушного распыления без подогрева
Насосы высокого давления
ТО установок безвоздушного распыления
ТБ при работе на установках безвоздушного распыления
Распылители для электро-окрашивания
Вспомогательное оборудование для электро-окрашивания
Ручные электростатические установки
Электро-красочные материалы
ТО камер электро-окрашивания
ТБ при работе на оборудовании для электро-окрашивания
Оборудование для окрашивания окунанием
Оборудование для окрашивания струйным обливом
ТО установок для окрашивания окунанием
ТБ оборудовании для окрашивания окунанием
Основное оборудование для электро-осаждения
Вспомогательное оборудование для электро-осаждения
Техническое обслуживание установок электро-осаждения
ТБ при работе на установках электро-осаждения
Оборудование для нанесения порошков в псевдоожиженном слое
Оборудование для пневматического напыления
Оборудование для газопламенного и тепло-лучевого напыления
Оборудование для нанесения покрытия в электростатическом поле
ТО оборудования для нанесения порошковых полимерных материалов
ТБ при работе на оборудовании для нанесения полимерных покрытий
Оборудование для сушки лакокрасочных покрытий
Конвекционные сушильные камеры
Терморадиационные сушильные камеры
Индукционные сушильные установки
Оборудование для радиационно-химического отверждения покрытий
Оборудование для очистки газовых выбросов сушильных установок
Оборудование для охлаждения изделий
ТБ при работе на оборудовании для сушки покрытий
Контроль и регулирование процессов подготовки поверхности
Контроль и регулирование процессов окрашивания
Контроль и регулирование процессов сушки
Оборудование для Защиты окружающей среды
Роботы и робототехнические комплексы
Приборы для измерения температуры
Приборы для измерения тока и напряжения
Приборы для измерения давления и разряжения
Приборы для измерения расхода и количества
Приборы для измерения концентрации растворов
Приборы для измерения уровня
Аппаратура автоматического управления
Контроль качества гальванических покрытий
Контроль качества лакокрасочных покрытий
ТБ в окрасочных цехах
ТБ в цехах гальванопокрытий
ТБ при эксплуатации электроустановок
Огнетушители

Распылительные камеры и гидрофильтры

Классификация камер
В зависимости от размеров окрашиваемых изделий различают камеры (кабины) для окрашивания мелких изделий (небольших узлов, машин, механизмов, инструментов, приборов), камеры для окрашивания средних изделий (кабины грузовых машин и тракторов, станин и узлов станков, кузовов автомашин, небольших сельскохозяйственных машин и т. п.), камеры для окрашивания крупных изделий (станков и автомашин в сборе, тракторов и сельскохозяйственных машин в сборе, автобусов, троллейбусов, вагонов, тепловозов и т. п.).
Мелкие изделия помещают в распылительные камеры и окрашивают через открытый проем. При окрашивании средних и некоторых крупных изделий рабочий находится вне камеры или в ней на рабочей площадке, куда подается чистый воздух; при этом необходимо строго соблюдать режим работы краскораспылителей и последовательность окрашивания. Крупные изделия типа грузовых автомашин, а также некоторые изделия средних габаритных размеров окрашивают в распылительных камерах с нижним отсосом и подачей чистого воздуха по всей площади потолка. Рабочий, производящий окрашивание, в этом случае находится внутри камеры.
Для окрашивания крупногабаритных изделий (вагонов, тепловозов, электровозов и т. п.) применяют специальные установки в виде камер с частичным охватом поверхности изделия. При этом либо изделия перемещаются относительно установки, либо рабочие передвигаются вдоль изделия на специальных площадках.
В зависимости от вида производства и организации окрасочных работ различают камеры проходные и тупиковые. По расположению и количеству рабочих мест проходные камеры бывают односторонними и двусторонними.
В серийном и массовом производствах изделия окрашивают на стационарном рабочем месте при непрерывном движении их на транспортном средстве (проходные камеры непрерывного действия). В мелкосерийном и серийном производствах изделия окрашивают на стационарном рабочем месте в период остановки движения изделий на транспортном средстве (проходные камеры периодического действия); в единичном и мелкосерийном непоточном производствах изделия окрашивают на рабочем месте с использованием неподвижного или вращающегося поворотного устройства (тупиковые камеры периодического действия).
Направление потока воздуха в камере относительно перемещающихся изделий может быть продольно-горизонтальным, поперечно-горизонтальным или поперечно-вертикальным.
Классификация гидрофильтров. Наиболее важным элементом в окрасочных камерах является гидрофильтр, основное назначение которого — предохранить от загрязнения вентиляционную систему (воздуховоды и вентиляторы) краской. В гидрофильтрах частично задерживаются и пары растворителей.
Промывной канал и водоразделяющее устройство — наиболее важные элементы гидрофильтра, определяющие способ контакта воздуха с водой, в зависимости от которого все гидрофильтры разделяют на три типа: форсуночные, где воздух промывается распыленной водой; каскадные (с дырчатыми трубами или лотками), в которых воздух многократно проходит через водяные завесы; барботажно-вихревые (насосные и без насосные), где происходит активное перемешивание воздуха с водой.
В промывных каналах форсуночных гидрофильтров установлены форсунки. Капле-отделителем является пластинчатый сепаратор.
В промывном канале каскадного гидрофильтра у передней и задней стенок его установлены плоскости 2 (рис. 6.9,6). Вода подается на верхнюю плоскость и стекает с нее на нижнюю и т. д. Таким образом, получается несколько водяных завес, которые пересекают воздух, удаляемый из камеры и проходящий промывной канал снизу вверх. Другой разновидностью каскадного гидрофильтра является гидрофильтр с переливом воды через ее закругленный борт (рис. 6.9, в). Здесь также образуется несколько водяных завес, которые пересекают воздух.
Применяют гидрофильтры барботажно-вихревого действия, как насосные, так и без насосные. В лабиринтном промывном канале насосного гидрофильтра (рис. 6.9, г) у передней и задней стенок его установлены две направляющие цилиндрические поверхности 2, смещенные по высоте. Вода подается на верхнюю наклонную плоскость из трубы 3 и стекает по цилиндрическим плоскостям, переливаясь от стенки к стенке. В промывном канале такого гидрофильтра воздух перемешивается с водой с частичным барботированием.
В лабиринтном промывном канале безнасосного гидрофильтра барботажно-вихревого действия в средней части его расположен завихритель извилистой формы. Воздух, проходя с большими скоростями (не менее 16 м/с) через щель, заполненную водой, захватывает воду и направляется по лабиринтному каналу. В расширенной части канала скорость воздуха уменьшается и вода падает в емкость, а воздух направляется к сепаратору. Из емкости вода перетекает в водо-отстойную ванну. Циркуляция воды происходит в результате эжекции и действия закона сообщающихся сосудов.
У гидрофильтров с боковым отсосом воздуха первой ступенью очистки является водяной экран с водяной завесой, образующейся в плоскости воздухоприемного отверстия за счет стекания воды из верхнего бачка по вертикальной (передней) стенке гидрофильтра.
Главным недостатком большинства гидрофильтров является неравномерность подачи воды из-за быстрого загрязнения отдельных водо-разделяющих элементов, а также сложность очистки некоторых из них (водо-подающих труб с отверстиями и форсунками, пластинчатых сепараторов). Основным недостатком безнасосного барботажно-вихревого гидрофильтра является его большая чувствительность к уровню воды в ванне; в случае понижения этого уровня коэффициент очистки сильно падает, при повышении резко уменьшается объем отсасываемого воздуха.
Более современными являются вертикальные гидрофильтры типа Вентури. Воздух из системы питания проходит через воздухоочиститель 5 и, смешиваясь с частицами лакокрасочного материала, проходит через решетчатый пол 4 камеры окрашивания. Сюда же подается поток воды из магистрали 6. Смесь воды с воздухом, содержащим ^частицы лакокрасочного материала, через отверстие в конической части 3 попадает в бак-отстойник 9, где вода очищается от частиц краски коагулянтом, а воздух через водоотборные ребра 8 и трубопровод 7 поступает к вытяжному вентилятору.
В настоящее время применяют более современные гидрофильтры каскадного типа с полуцилиндрами. Очистка воздуха в них происходит не только за счет прохождения через водяные каскады, но и за счет центробежных сил. Коэффициент очистки воздуха достигает 92%.
На рисунке представлен гидрофильтр модели No Pamp (Англия). Воздух проходит между зубчатым листом и поверхностью воды со скоростю 30—35 м/с, увлекая за собой воду. Далее воздух и вода получают вращательное движение от загнутого по радиусу 127,5 мм листа. Воздушный и водяной слои вращаются с большой скоростью и имеют форму цилиндра. Центробежная сила, действующая на частички краски, находящиеся в потоке воздуха, заставляет их контактировать с водой. Затем воздух, пройдя через отбойные листы, выбрасывается в атмосферу.
Гидрофильтр No Pamp требует тщательной подготовки воды, а также постоянства уровня воды в баке, который достигается установкой специального датчика в канале гидрофильтра. При уменьшении разрежения датчик дает команду на открытие клапана подачи воды в бак.
Гидрофильтр «Дайнатюб» для окрасочной камеры «Гидроспин» (фирма «Драйсис», Англия) представляет собой трубу диаметром 374 и высотой 655 мм (рис. 6.12). В трубе 1 имеется винтовая направляющая, в которую со всех сторон поступает вода. Вода перемешивается с воздухом, поступающим из окрасочной камеры с аэрозолью краски. При выходе из трубы скорость смеси вода — воздух падает, воздух отделяется и уходит в вытяжную систему, вода вместе с краской направляется в систему коагуляции. Через один гидрофильтр проходит 6400 м8/ч воздуха, 113 л/мин воды. Коэффициент улавливания краски в гидрофильтре 99,5%.
Гидрофильтр «Дайнатюб» требует хорошей подготовки воды. Эффективность гидрофильтра увеличивается за счет тщательного перемешивания смеси вода — воздух с помощью винтовой направляющей.
Камерные установки. Наиболее простую конструкцию имеет распылительная камера с экранным гидрофильтром для окрашивания изделий малых размеров (рис. 6.13). Камера имеет открытую переднюю стенку, через которую производятся окрашивание, загрузка и выгрузка изделий. В камере установлен поворотный стол 4, позволяющий окрашивать изделия со всех сторон, и краскоулавливающая решетка 3. Корпус / камеры с нижним гидрофильтром 2 имеет криволинейную обтекаемую форму с отогнутыми краями рабочего проема, препятствующими выходу загрязненного воздуха из камеры. Гидрофильтр снабжен форсунками 5, ванной 6 и сепаратором 7. Камера может быть рекомендована для окрашивания мелких изделий, когда расход краски относительно небольшой.
Двусторонняя распылительная камера проходного типа непрерывного действия с поперечным отсосом воздуха и экранными гидрофильтрами для окрашивания изделий средних размеров показана на рис. 6.14. Она имеет корпус, гидрофильтр, осевой вентилятор с электродвигателем, сепаратор, переливной водораспределительный короб 6, экран 4, лотки 3, ванны гидрофильтра 12, сетчатые фильтры 5, светильники 9, монорельс транспортера 7 и воздуховоды 8. Изделия 13 непрерывно перемешиваются подвесным цепным транспортером, проходящим по центру камеры. Экраны гидрофильтров выпуклые, что способствует образованию равномерного водяного слоя по экрану и сплошной водяной завесы под экраном.
На рис. 6.15 показана конструкция камеры с боковым отсосом для окрашивания изделий: деталей, сборочных единиц, машин, станков и др. Камеру применяют в окрасочных цехах промышленных предприятий мелкосерийного производства. Изделие подвозят на тележке. Мелкие и легкие изделия окрашивают на поворотном кругу 9, установленном на переносном штативе; более крупные подвешивают на таль, монорельс 2 которой крепится к перекрытию камеры. Вместо тали может быть использован пневмоподъемник или другое приспособление.
Камера состоит из корпуса, гидрофильтра с ванной, насосного агрегата и системы вытяжной вентиляции. Корпус камеры включает металлический каркас и панель ограждения. Каркас изготовлен из гнутых профильных элементов, панели ограждения — из листовой стали. В передней части камера имеет открытый проем, через который производится окрашивание. Над проемом закреплен монорельс 2, сбоку установлены люминесцентные светильники во взрывобезопасном исполнении.
Гидрофильтр представляет собой вертикальную шахту S-образной конфигурации, изготовленную из листовой стали, вверху которой расположены труба 6 с ванной-лотком 7 под ней и отбойные щитки для задержания капельной влаги.
Для удобства чистки воздухопромывного канала со стороны обслуживания гидрофильтра предусмотрены съемные щитки, а наружная секция полуцилиндра установлена на шарнирах и может поворачиваться на 90°. Со стороны камеры на гидрофильтр навешивается экран, омываемый водой. Он используется при первичной очистке отсасываемого от красочной пыли воздуха. Выпуклая форма экрана способствует образованию сплошной водяной пленки, которая перекрывает всасывающее отверстие гидрофильтра.
Окрашивание крупногабаритных изделий, не имеющих постоянных постов окрашивания, производится на открытых участках, оборудованных вытяжной вентиляцией через решетку в полу. Изделие устанавливают в центре решетки так, чтобы от него до края решетки было не менее 0,3 м. Высота изделия не должна превышать 0,75 меньшего размера решетки в плане и быть не более 2 м.
При бескамерном окрашивании изделий высотой более 2 м участки, оборудованные решетками в полу, ограждают несгораемыми перегородками облегченного типа, устанавливаемыми на 0,5 м выше изделия. При высоте изделия более 5 м окрашивание следует производить электростатическим распылением или методом безвоздушного распыления. Бескамерная установка с нижним отсосом для окрашивания станков и других трудно-перемещаемых уникальных изделий изображена на рис. 6.16. Установка имеет осевой вентилятор с электродвигателем и дроссельным клапаном. Отсасываемый воздух очищается от распыленного материала в водяных завесах, создаваемых форсунками, которые располагаются под решетками и в сборных каналах. Сепараторы установлены над полом, что облегчает их очистку. Насосная установка с электродвигателем расположена в подвале на уровне дна ванны 8. Свежий воздух подается над вытяжными решетками сверху вниз через перфорированные трубопроводы.
На рисунке показана камера с частичным охватом окрашиваемой поверхности. Она предназначена для окрашивания вагонов и представляет собой две вытяжные шахты, соединенные сверху воздуховодом, отсасывающим воздух. Когда вагон останавливается напротив шахт, между стенкой вагона и шахтами образуется щель размером приблизительно 350 мм, через которую засасывается воздух из цеха. С одной стороны каждой шахты расположены рабочие площадки, с которых производится окрашивание боковой поверхности вагона. Принцип действия установки заключается в том, что засасываемый воздух из щели, изводилось правой рукой, находящейся со стороны вытяжной щели. В этом случае возможность попадания в цех красочной пыли будет наименьшей. Задняя стенка, ограждающая рабочие площадки, делается глухой. Для окрашивания торцов и крыши устроена подъемная рабочая площадка проходя через рабочие площадки, захватывает красочный туман и отводит его через вытяжные шахты наружу. Высота расположения рабочих площадок 0,4 и 2,0 м от пола.
Отсасываемый воздух при входе в шахту промывается водой, распыляемой форсунками, после чего для отделения капельной влаги проходит через сепаратор.
Очищенный от красочного тумана воздух выбрасывается в атмосферу двумя шести-лопастными вентиляторами, установленными на вертикальной оси в шахтах за сепараторами. Электродвигатель взрывобезопасного исполнения вынесен за пределы воздуховода. Обслуживание электромоторов и вентиляторов производится с площадок, обслуживание сепаратора — с площадок. Подъемная площадка для окрашивания крыши перемещается по направляющим швеллерам с помощью электролебедки. На рабочих местах предусмотрено специальное освещение.
Чтобы уменьшить подсосы в шахту со стороны, противоположной рабочим местам, устраивают закрылки 4 на петлях, которые поддерживаются в соответствующем положении с помощью роликов 14. Когда щель между стенкой вагона и шахтой становится значительной, ролик ставит закрылок в положение, близкое к перпендикулярному оси вагона. При уменьшении щели ролик прижимает закрылок к шахте. Ролик перемещается по раме тележки кузова вагона.
В целях экономии производственных площадей в настоящее время применяют комбинированные камеры для окрашивания и сушки автомобилей. Конструктивное решение комбинированной камеры обеспечивает частичное или полное окрашивание и последующую сушку автомобилей в одной и той же камере без транспортирования его с одного места на другое. Габаритные размеры камеры обеспечивают окрашивание легковых автомобилей, микроавтобусов и малогабаритных грузовиков. Камера оборудована впускным и выпускным воздушными каналами, воздухоподогревателем, фильтрующей установкой, вентиляторами и топочной системой.
В комбинированной камере для окрашивания и сушки за сутки обрабатывают от 3 до 6 автомобилей в зависимости от их типа. Продолжительность полного цикла окрашивания от грунтования до второй окончательной обдувки не более 360 мин. Если в камере производят только исправление дефектов или выполняют предварительное грунтование вне камеры, то продолжительность цикла работ, проводимых в камере, составляет всего 60— 80 мин.
Автомобиль после полной подготовки поверхности помещают в камеру для окрашивания. При этом два центробежных вентилятора всасывают наружный воздух и через фильтр грубой очистки, воздухоподогреватель и фильтр тонкой очистки, расположенный на крыше, нагнетают его в камеру.
В камере создается избыточное давление, препятствующее проникновению пыли. Воздух, поступающий через фильтр в крыше, распределяется по камере равномерно вниз, при этом захватывает с собой частицы краски, не попавшие на окрашиваемый автомобиль. Воздух, выходящий из камеры, проходит над поверхностью воды под решеткой пола и через водяной занавес камеры очищается от частиц краски и через каплеотделитель выходит наружу. Фильтр грубой очистки и специальный фильтр тонкой очистки обеспечивают попадание в рабочее пространство камеры только полностью обеспыленного воздуха.
Скорость движения воздуха не вызывает ощущения сквозняка. Эффективность очистки воздуха ванной, расположенной под решетчатым полом и водяной завесой, очень высокая. Водяная за веса создается специальным насосом камеры по замкнутому циклу.
После окрашивания и выдержки (5 мин) производят сушку, в процессе которой воздух циркулирует по замкнутому циклу, для этого дроссели впускного и выпускного воздушных каналов переставляют в соответствующее положение. Вследствие замкнутой циркуляции воздуха в камере быстро достигается необходимая температура, поддерживаемая автоматической топкой. Регулирование температуры внутреннего пространства камеры окрашивания и сушки осуществляется дистанционным электро-контактным термометром.
Устройства водоснабжения и удаления краски. При большом расходе лакокрасочных материалов и наличии нескольких окрасочных камер с гидрофильтрами производится централизованная коагуляция лакокрасочного материала, не оседающего на изделие. Поток воздуха с краской, попадая на водяную завесу гидрофильтров окрасочных камер, очищается от частиц краски, которые потоком воды уносятся в бак-отстойник. В бак-отстойник добавляется коагулянт, превращающий этот осадок остается на поверхности воды.
Наиболее распространены устройства для очистки во-д ы, встроенные непосредственно в ванны окрасочного оборудования. На рис. 6.19 представлена схема такого устройства. Двух-цепной конвейер со скребками устанавливается в сечении чистой зоны ванны 6 окрасочной камеры.
При движении конвейера скребки снимают с поверхности воды плавающую скоагулированную краску, которая по поддону собирается в верхней зоне конвейера и механизмами очистки сбрасывается в бак для отходов. Для сгона плавающей скоагулированной краски по направлению к конвейеру в противоположном торце ванны (на поверхности воды) расположена трубка с направленными форсунками, питающаяся от дополнительного отвода насоса рециркуляции воды.
При наличии нескольких камер окрашивания используют централизованную систему коагуляции частиц краски и выноса отходов скоагулированной краски. Конструкция устройства механической очистки рециркулируемой воды аналогична схеме, представленной на рис. 6.19, только в этом случае значительно увеличивается общий объем ванны.
Существуют окрасочные камеры фирмы «Драйсис» (Англия), имеющие баки с механизированным удалением краски. Лопатки транспортера чистят дно бака, а при выходе на поверхность жидкости захватывают часть пены. Транспортер работает непрерывно. Такой механизм удаления краски прост и надежен в работе.



 
Яндекс.Метрика