Долговечность
Сокращение расходов
Эргономические свойства
Эстетические свойства
Комплекс правил и мероприятий
Политика качества
Контроль соблюдения стандартов
Нарушение стандартов
Дефекты деталей машин и методы их выявления
Классификация в машиностроении
Производственные дефекты
Дефекты обработки давлением
Дефекты при нанесении покрытий
Усталость металла
Методы разрушающего контроля
Коэффициент упругости
Испытания на сжатие
Параметры жаропрочности
Твердость материалов
Метод Бринелля
Испытуемое изделие
Метод глубокой вытяжки
Методы неразрушающего контроля
Методы капиллярного неразрушающего контроля
Люминесцентный метод контроля
Переносные дефектоскопы
Магнитопорошковый метод
Магнитографический метод
Электромагнитное поле вихревых токов
Вихре токовый контроль
Метод ультразвукового неразрушающего контроля
Ультразвуковые преобразователи
Эхо импульсный метод контроля
Другие виды неразрушающего контроля
Контроль и испытания машин на заводе
ОТК завода
Инспекторская группа ОТК
Измерения в практике машиностроения
Конструкция микрометрических инструментов
Автоматизация контроля в машиностроении
Многопредельные датчики
Пневматический контактный преобразователь
Пьезоэлектрические преобразователи
Создание ГПС
Контроль за состоянием инструмента
Испытания машин
Испытания станков на холостом ходу
Качество сборки
Испытание станков на надежность

Классификация в машиностроении

В машиностроении существует классификация, согласно которой продукцию, содержащую дефекты, подразделяют на критически дефектную, т. е. имеющую один критический дефект либо совокупность значительных и малозначительных дефектов, эквивалентную критическому; значительно дефектную, т. е. имеющую хотя бы один значительный дефект либо совокупность малозначительных дефектов, эквивалентную значительному; малозначительно дефектную, т. е. имеющую малозначительные дефекты, при отсутствии дефектов значительных и критических.
 Естественно, что обнаруженные дефекты необходимо устранить, чтобы продукция соответствовала предъявляемым к ней требованиям. Однако это не всегда возможно и даже не всегда целесообразно. Дефекты разделяют с этой точки зрения на устранимые и неустранимые. Устранимый дефект — это дефект, устранение которого возможно и целесообразно, неустранимый — устранение которого технически невозможно и нецелесообразно Устранимость и неустранимость дефекта определяют применительно к условиям производства и ремонта с учетом затрат и других факторов. Например, если в массовом производстве пылесосов обнаружена партия изделий с малозначительными дефектами корпуса, то проще всего не ремонтировать дефектные корпуса, а заменить их кондиционными. Ведь эти детали изготовляются на автоматизированных производственных линиях, а ремонт не автоматизируешь. Как говорят машиностроители, легче изготовить новую деталь, чем отремонтировать дефектную, да и дешевле. Но если дефекты обнаружены на ранних стадиях технологического процесса — при контроле литых заготовок деталей машин, при их обработке на металлообрабатывающих станках, то здесь имеется целый арсенал методов и средств устранения дефектов: заварка раковин и трещин, их заделка эпоксидными смолами, наплавление недостающих элементов и др.
Теперь мы подошли к явлению, на борьбу с которым, на предупреждение которого нацелена вся система контроля качества машин. Это — брак, т. е. продукция, передача которой потребителю не допускается из-за наличия дефектов.
 Брак, как и дефекты, подразделяют на две категории: исправимый брак (изделия с устранимыми дефектами) и неисправимый брак (изделия с неустранимыми дефектами).
 Приведенная выше классификация дефектов будет неполной, если не учесть этапы возникновения дефектов машин. В зависимости от этапа возникновения дефекты можно разбить на следующие группы: конструктивные, производственные, эксплуатационные.
Конструктивные дефекты, как следует из названия, рождаются на этапе конструирования машин, за конструкторской доской. Они возникают, несмотря на достаточно сложную и надежную систему контроля конструкторских документов — чертежей, расчетов, схем и т. д. Конструктивный дефект — следствие ошибок и просчетов, допущенных при конструировании. К дефектам этого рода относят неправильный выбор материалов деталей машин. Назначил, например, конструктор более дефицитный материал (металл), чем возможно получить в данный период времени, а машины нужно изготовлять — план есть план. Что делать? По просьбе ОМТС (отдел материально-технического снабжения) завода конструктор разрешает замену материала на другой, имеющийся на заводе. Однако новый материал менее износостоек, чем заложенный изначально. Детали изготовлены. Машина собрана. Результаты приемосдаточных испытаний положительные. Но через некоторое время — отказ по причине преждевременного выхода из строя (износа) этой детали. Это пример типичного скрытого дефекта, в данном случае — конструктивного.
Неправильное назначение материалов при расчете и конструировании машин встречается не так уж часто, чаще — на стадии производства, как в приведенном выше примере. Конструктивные дефекты обусловлены многими причинами: неправильным назначением твердости термо-обрабатываемых поверхностей ответственных деталей; неправильным назначением допускаемых отклонений сопрягаемых деталей; неправильным выбором и нанесением на рабочий чертеж размеров деталей машин; нерационально выбранной формой детали, узла, плохой компоновкой сборочных единиц машины; низкой жесткостью конструкции; недостаточной или чрезмерной прочностью некоторых конструктивных элементов; неверно назначенным параметром шероховатости поверхностей сопряжения, трения; созданием концентраторов напряжения в опасных сечениях (например, расположением смазочного отверстия в месте с высоким уровнем напряжений) и др.
 Возможные ошибки при конструировании трудно подробно перечислить, потому что они могут возникать при проектировании любого конструктивного элемента, любого узла, сборочной единицы.
 Производственные дефекты обычно возникают из-за нарушений требований технологических регламентов, режимов обработки и контроля качества. Кроме того, производственные дефекты могут возникать в результате неправильно разработанных технологических процессов.
 Производственные дефекты по существу во многом сходны с дефектами конструктивными, но не по вине конструктора. Недостаточная чистота поверхности детали? Шлифовали или хонинговали в один переход вместо двух положенных для скорости. Вспомните пример с хонингованием зеркала цилиндра двигателя для мопедов. Нарушения норм точности прецизионного станка? Целый комплекс причин: от некачественно проведенных финишных операций механической или слесарной (шабрение) обработки до небрежно выполненных сборочных операций.




 
Яндекс.Метрика