Мы уже касались этой темы, когда проводили испытания фрезерного станка. Однако испытания машин не ограничиваются одними лишь инспекционными испытаниями. Именно так называются контрольные испытания, проводимые в выборочном порядке с целью контроля стабильности качества продукции специальными организациями (например, центрами и лабораториями госнадзора Госстандарта России). Испытания, проводимые машиностроителями с целью обеспечения качества станков, машин и других изделий машиностроения, весьма разнообразны. В зависимости от целей их подразделяют на несколько видов. Так, испытания, проводимые для изучения определенных характеристик свойств машин, называются исследовательскими. Они применяются учеными и конструкторами-машиностроителями для обработки новых конструкций станочных узлов, выяснения предельных нагрузок, которые могут выносить те или иные механизмы машин без потери заданных свойств. Технологи-машиностроители, проводя исследовательские испытания, выявляют возможности новых машиностроительных материалов, определяют работоспособность конструкции и деталей, выполненных новыми технологическими методами.
На этапе разработки машин и станков часто проводят сравнительные испытания. При этих испытаниях исследуют работу двух или нескольких аналогичных изделий в одинаковых условиях для сравнения характеристик их свойств. Изделия — это и машины советских заводов и зарубежных фирм, и продукция совместных предприятий. Ставят, например, на испытания три-четыре однотипных станка (или холодильника, стиральных машины и т. д.) и проводят испытания по единой программе: на станках обрабатывают одинаковые заготовки на одних и тех же режимах резания, проводят измерение одних и тех же параметров одним и тем же инструментом; холодильники прогоняют в одной климатической камере также на одинаковых режимах, измеряют расход электрической энергии, измеряют температуры в камерах через определенные промежутки времени либо записывают их в автоматическом режиме непрерывно; на стиральных машинах проводят опытную стирку одинаково загрязненных материй одинаковыми моющими средствами в течение одного и того же промежутка времени и т. д. Результаты работы однотипных машин сравнивают между собой по стандартным методикам и определяют лучший образец, выявляют более прогрессивные параметры машин. На них и равняются машиностроители при разработке новой техники, записывая эти параметры и изделия в виде аналоговых в карты технического уровня и качества продукции.
Большой класс испытаний составляют контрольные испытания продукции, проводимые для контроля качества объектов. Они включают в себя следующие виды испытаний: предварительные, приемочные, квалификационные, предъявительские, приемосдаточные, периодические, инспекционные, типовые, аттестационные, сертификационные.
Вот сколько видов контрольных испытаний применяют машиностроители, чтобы всесторонне на разных этапах производства проконтролировать и оценить качество выпускаемых станков и машин. Пожалуй, самым распространенным видом испытаний, которому подвергается практически каждая единица машиностроительной продукции, являются приемосдаточные испытания. Это не что иное, как контрольные испытания продукции при приемочном контроле, когда принимается решение о пригодности данной продукции к поставке потребителю и использовании по назначению. Приемосдаточные испытания на машиностроительном заводе обычно осуществляют две стороны: сдает продукцию цех, принимает отдел технического контроля (ОТК). У станкостроителей готовый станок представляет на приемосдаточные испытания мастер сборочного цеха старшему контрольному мастеру ОТК сборочного цеха. Собственно испытания проводит обычно слесарь-сборщик, который производил наладку и доводку станка. Этот специалист обычно знает каждый свой станок досконально. Для него каждый из собранных станков имеет свое лицо: номер первый всем хорош, но немного туговато ходит суппорт, расход мощности на холостой ход на пределе нормы; номер второй — отличный станок, но коробка скоростей немного шумит — хотя бы уложиться в норму по звуковому давлению и т. д. И мастер ОТК знает станки, как говорится, персонально. Он ведь в процессе сборки был в цехе неотлучно. Принимал отдельные станочные узлы, присматривался к сборке и отладке станков на стендах. Исходя из своего опыта, он может и не испытывать станки по полной утвержденной программе приемосдаточных испытаний, регламентированной техническими условиями на станки данной модели, а может выборочно проверить несколько «сомнительных» параметров станка и сделать вывод о его работоспособности и пригодности к исполнению производственных функций. Но в большинстве случаев станки прогоняют по полной программе приемосдаточных испытаний. Результаты заносят в паспорт станка. Они служат как бы удостоверением «личности» именно этой машины. Записаны ее точность и жесткость, ее основные характеристики по стандарту. Машина испытана по полной программе приемосдаточных испытаний. В соответствии с требованиями государственного стандарта на общие технические условия для металлообрабатывающих станков в программу приемосдаточных испытаний входят четыре основных этапа: испытание станка на холостом ходу; испытание станка в работе; испытание станка на соответствие нормам точности; проверка актов испытания сборочных единиц станка.